Роспись разделочной доски

Роспись разделочной доски | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мне нравится расписывать дерево и создавать разделочные доски, которые можно применять не только для декора, но и по их функциональному назначению.

Также я люблю мастер-— так как они позволяют взглянуть на процесс глазами другого человека и многое увидеть иначе. Саму меня иногда спрашивают — рисую ли я перед началом работы полноцветные эскизы на бумаге? Сколько времени трачу на изготовление одной доски? Откуда я беру идеи и т.д.

Я заметила, что ответы на эти вопросы в разнове время у меня разные и они (ответы) помогают реально смотреть на стоимость своего труда, а, следовательно, ценить свой труд и труд другого человека.

Ну, а теперь сам процесс...

Шаг.1. Идея и выбор доски

Доски впрок я никогда не закупаю. Поэтому чаще всего приобретаю их под заказ клиента или тогда, когда ловлю соответствующее под серию досок настроение. Настроение для целой серии у меня появляется не очень часто, 3-4 раза в год. Вот написала и подумала, может это как-то связано с сезонностью? Надо будет проследить.

В этом феврале мне захотелось сделать серию Рыб. Поэтому первым делом я заказала круглые формы с ручкой у знакомой женщины, чей муж в Закарпатье из бука изготавливает разные интересные формы и вырезает доски по предложенному лекалу. В лучшем случае ждать заказа необходимо около недели.

Шаг.2. Подготовка рисунка

А пока я жду доски, делаю пару набросков на бумаге. Детально я никогда не прорисовываю. Для меня важно зарисовать эмоцию, которую хочу передать на доске, чтобы не потерять ее потом. Выглядит это примерно так. Еще заметила, что когда рисую то и сама гримасничаю: мимически удивляюсь, улыбаюсь, расстраиваюсь. Так легче войти в настроение рыбешки.

роспись

Шаг 3. Грунтовка

Когда доски уже на руках, сторону для росписи грунтую клеем ПВА разведенным с водой. С пропорциями я постоянно экспериментирую, но ближе всего к 1:2 или 1:3. Кисточку для этого процесса использую недорогую жесткую и с плоской щетиной шириной 1 см.

Сложность, с которой сталкиваюсь на этом этапе: деформирование доски после контакта с водой или перепада температур (если, к примеру, покупаешь доску на улице зимой и приносишь в теплую квартиру). Избежать этого можно, покупая хорошо просушенное дерево у проверенных изготовителей и лучше в теплое время года и сухую погоду. Но даже и в этом случае, хоть и редко, возможны сюрпризы, а соответственно и отбраковка.

После грунтовки зачищаю сторону для росписи мелкой наждачкой. Время, затраченное на грунтовку досок — один день.

роспись по дереву

Шаг. 4. Начало росписи.

После легкого наброска карандашом я наношу краску на крупные детали. Желательно в два слоя, чтобы дерево не просвечивало. Все мелочи оставляю на потом. Расписываю художественной гуашью и беличьими кистями 3-го и 7-го размеров. Начинаю от светлых тонов и перехожу к более темным.

мастер-класс

разделочная доска

В часах, суммарно, роспись может занимать около трех часов. Но сделать это фактически невозможно. Так как каждому цвету необходимо давать время на высыхание. Поэтому сам процесс росписи одной доски длиться от 2-3 дней до пары недель (если есть дополнительная загрузка). Дольше этого времени я стараюсь не затягивать, так как могу потерять настроение доски. Хотя бывают исключения.

В идеале я сразу расписываю от трех до пяти досок. Пока на каждой прорисую области, например, желтого цвета, они высыхают и я перехожу к оранжевому и т.д. Цвета между собой стараюсь не смешивать. Могу облегчать ультрамарин белым цветом или для сочного салатового смешивать зеленый с лимонно-желтым.

Так выглядит окончательная роспись:

уютная кухня

Бывает так, что изготовители доски хорошо протирают ее подсолнечным маслом. Считается, что именно это процедура и защищает ее от деформации при контакте с водой, так как та не может впитаться (насколько я понимаю). Я заказываю доски не промасленные, иначе гуашь не сможет ложиться на ее поверхность равномерно.

Шаг.6. Лакировка

Когда роспись окончена доску необходимо покрыть защитным слоем лака, чтобы ее затем можно было использовать по назначению. Я перепробовала множество лаков — яхтный, мебельный, акриловый на водной основе! Результат последнего оказался плачевным, так как рисунок размазался  ведь, гуашь легко разбавляется водой. Остановилась на лаке ПФ-170. Мне он нравится по качеству (густоте и времени высыхания), прочности покрытия и запаху. Лакирую в резиновых перчатках с помощью поролоновой губки.

Первый слой лака впитывается через краску и его практически не видно. Вот как на этой картинке. Зато (сюрприз!) видоизменяются цвета росписи. Светлые могут стать более прозрачными и будут видны полосы древесины и мазки, а вот оттенки ультрамарина, зеленого и коричневого становятся более насыщенными и глубокими.

Лакировать желательно на улице или в хорошо проветриваемом помещении при температуре 17-25 С. Сохнет один слой лака около суток. В идеале необходимо покрыть доску 3 слоями, дать ей 3-4 дня до полного затвердевания лака, а затем пройтись по поверхности мелкой наждачной бумагой. Тогда лаковая поверхность станет гладенькой и ее можно покрывать завершающим слоем лака. Раньше я покрывала шестью слоями лака, затирая наждачкой поверхность после 3, 4 и 5-го слоев. Но сейчас вижу, что четырех слоев вполне достаточно.

Хорошо лакированная работы выглядит так: равномерно поблескивает на солнце. Хотя на самой поверхности, конечно многут оставаться следы кисти или губки — это же хендмейд!

Шаг 7. Завершающий

Когда дощечка готова, необходимо хорошенько обработать тыльную сторону крупной наждачкой, так как на ней часто остаются лаковые отпечатки пальцев. Это трудоемкая работа, требующая силы. Для нее у меня есть специальный электроприбор для полировки.

Теперь остается придумать посыл самой дощечки: о чем она? какую историю хранит в себе? Когда история готова, я ее распечатываю на картоне и нашиваю на льняное полотно, натуральной нитью прикрепляю к доске и декорирую бусиной.

Вот собственно и все. Теперь дощечку можно фотографировать и выкладывать в интернет-магазин.

Спасибо за внимание.

Комментарии (22)

Девочки, а у меня вопрос-доска потом, со временем, не станет пахнуть старым маслом?

Марина, у вас тоже интересный вопрос. У меня уже два года лежит доска, которая не используется - я не режу на ней и не расписывала ее. Она была промасленая и при покупке помню немного пахла маслом. Но сейчас ее понюхала - запах дерева. Есть что-то еще еле уловимое, но не старое масло. И запах приятный.

Спасибо,Татьяна!

Марина, отвечаю на ваш вопрос, т.к. у меня есть печальный опыт приобретения пряничной доски, пропитанной обычным растительным маслом. Мне её прислал мастер из Перми по бартору за мои пряники. Когда я её только развернула, сразу же почувствовала очень неприятный запах прогоркшего масла, а уж когда взяла в руки и понюхала, то это уж и словами не описать - я этот запах надух не переношу!{#} Очень долго отмывала доску теплой водой с хозмылом, но до конца от этого запаха избавиться так и не удалось {#}. Как-то на форуме читала, что надо пропитку делать только льняным маслом, а не любым растительным, но сама не пробовала, так что не знаю, будет оно потом так жутко "шмонить" или нет! {#}

Сочувствую,Марина.Хэх! Где ж масло прогоркшее нашлось то...в наше время...

Или доска такая давняя была...{#}

Определенно...тут нужен совет знающего мастера.

А я уточнила у своих изготовителей. Если правильно поняла, то они промасливают на паровой бане. Ставится бочка с водой, над ним масло и над ним на сухой решетке дерево. Которое лежит в парах масла пару часов, но с маслом напрямую контакта не имеет.

На мой вопрос "воняет ли потом доска?" она ответила, что при этом процессе нет. Но масло должно быть свежее и хорошее. Они делают на растительном. Возможно бывают люди более жадные и используют б/у масло - тогда возможны всякие неприятные запахи.

Льняное масло не имеет запаха. Наш резчик некоторые работы промасливает именно им, и не просто промасливает, а проваривает в льняном масле! Горячее масло лучше впитывается в древесину, глубже защищает ее от влаги. Лично пользуюсь промасленной древесиной, и льняным маслом, и растительным - ничего не воняет, не липнет, не отдает запаха продуктам. ...Боюсь, Вам с доской не повезло, и ее просто изначально некачественным маслом пропитали.

Меня как-то учили этой самой пропитке досочек подсолнечным маслом. Забыла почему, но масло нужно было наливать на доску кипящим. Оно так пузырилось на доске :-)

Девочки, Татьяна и Наталья - вот этого то я как раз и не знала! Спасибо огромное за подсказку.

Пожалуйста,Татьяна.Это я узнала от преподавателя уроков труда, сынуля учился у него...он советовал именно так делать.{#}

Показать еще
Рубрики мастер-классов