Как сшить обложку для документов из старого кожаного плаща
- Сложность: низкая
-
Материалы: линейка, ножницы, нож, карандаш, ручка , утюг, утяжелитель, доска разделочная, краски акриловые, швейные нитки, швейная машина, наждачная бумага

Я — не профессионал, но люблю делать различные поделки руками. Свои работы я делаю, пользуясь множеством информации из Интернета (особенно используя мастер-классы Ярмарки Мастеров). Буду очень признательна за ваши замечания, поправки, советы, которые только помогут делать дальнейшую работу более качественно. Работа эта не сложная, но для новичков пригодятся некоторые советы. Итак, приступим. Меня попросили сшить простую обложку для паспорта и документов на машину из натуральной кожи, предложив использовать старый кожаный плащ. Вот этот плащ.
Выберем участок подходящего размера — можно использовать рукав.
Вот наш паспорт и права, для которых делаем обложку.
Прикладываем паспорт к бумаге и делаем выкройку.
Для прав сделаем большой карман — отделение на обратной стороне паспорта.
Разрежем старый рукав по швам и выберем кусочек кожи для кармашка.
Для того, чтобы сделать выкройку, используем разметочную доску, по которой очень удобно отмерять и резать. Наша кожа очень мягкая и надо очень крепко прижимать линейкой кожу к доске, чтобы она не деформировалась и не тянулась за ножом. Если не отрезали ровно с первого раза — не беда — не стоит сейчас поправлять, потому что потом мы ещё будем подравнивать огрехи, которые могут появиться при шитье и дальнейшей сборке. По этой причине надо выкройку сделать больше по всем краям на 1 см. Размеры выкройки не даю, потому что по этому принципу можно сшить обложку для любых документов и прочих целей.
Такую заготовку получили.
Теперь заготовки надо проутюжить. Перед тем, как утюжить наши заготовки, попробуйте проутюжить ненужный обрезки кожи, чтобы проверить, можем ли мы гладить на лицевой стороне и какую температуру сделать. Точную рекомендацию нельзя дать, так как кожу используем разную (тем более уже б/у) и она по-разному себя ведёт. Если будете шить из кожзаменителя, то проутюжить его вообще вряд ли получится. Утюжить надо обязательно через чистую натуральную тряпочку-проутюжку. Это заготовки до утюжки.
Проутюжены с изнаночной стороны.
Проутюжены с лицевой стороны.
Примеряем на паспорт и проутюживаем с паспортом — так мы точнее отметим, где загнуть бока обложки.
Видно на одной из сторон, что не проутюживется глубокая складка после залома на старом плаще. На этой стороне пришьём кармашек и залома не будет видно.
Вот красивая лицевая сторона.
Теперь можно подравнять верх и низ обложки в загнутом виде (но только подравнять, а не срезать до конца по выкройке). Далее ещё будем выравнивать после пришивания боков.
Теперь подготовим кармашек. Кожа тонкая, поэтому будет лучше, если мы загнём вход в кармашек. Для этого промазываем клеем для кожи тонкую полоску со стороны загиба (у меня клей 'Момент универсальный').
Немного ждём и подгибаем.
Вид кармашка с лицевой стороны.
Примеряем к обложке кармашек, выравнивая его по нижнему краю.
Все срезы на коже у нас некрасивого серого цвета, поэтому я все срезы прокрашиваю акриловой краской (у меня контур по стеклу и керамике). Контур кроме цвета делает ещё выравнивание и укрепление края. Краска сохнет очень быстро. Для надёжности ждём 5-10 минут. Если края слишком лохматые, рехмушки перед покраской надо подрезать тонкими ножницами и пошкурить мелкой наждачной бумагой.
Теперь приступим к пришиванию кармашка. Так как делать намётку на коже нельзя и прошить можно только один раз во избежании лишних проколов, а также чтобы кожа не уползла под лапкой во время шитья, все швы перед прошивом надо проклеить. Здесь мы клеим низ кармашка, сначала выравнивая точно края (потом уже не поправить). Клей Момент тем ещё хорош при работе по коже, что можно его излишки аккуратно удалить, соскребая осторожно зубочисткой не оставляя следов.
Теперь отгибаем кармашек и промазываем клеем бока кармашка, которые уже начнём пришивать.
Ровненько приклееваем.
Теперь шьём. Так как швы на обложке не будут испытывать нагрузки при эксплуатации, используем обыкновенные нитки в тон коже обложки (у нас чёрные) № 40. Для прошива кожи лучше использовать приспособление к швейной машине с верхней подачей. Некоторые подкладывают бумагу под строчку.
Я приспособилась строчить так: мне помогает намёточная проклейка швов. Закрепку на коже делаю так: сначала строчу 1 см в обратном направлении, а потом, после поворота изделия, в нужном направлении. Здесь строчить надо очень аккуратно, ровно, не торопясь, отступая от края 1-1,5 мм. Переделать ошибки на этом этапе нельзя. Для уверенности, как себя поведёт машинка при работе, попробуйте просторочить сначала бросовый кусочек кожи, также проклеив его в 2 слоя. Отрегулируйте натяжение нитей, сделав размер стежка максимально возможным.
Концы ниток вытягиваем на левую сторону, обрезаем оставляя примерно 8 мм и приклееваем клеем.
Вот такие получаются швы.
Теперь приклееваем бока для подготовки к шитью.
Прошиваем низ и верх обложки уже по выкройке без припусков.
Обрезаем припуск в 1-1,5 мм от шва.
Получился тонкий ровный срез. Больше не будем выравнивать.
Срез также серый и не красивый. Шкурим его и красим акриловой краской.
Здесь видно, как меняется срез после покраски.
Также я прокрашиваю швы с лицевой стороны тоненько (только по шву). Они становятся красивее, фактурнее и крепче.
Вот что получилось.
Это, в принципе, и всё. Теперь на ночь надо положить нашу обложку в сложенном виде между ровных жёстких поверхностей, прижав тяжёлым грузом. Утром любуемся нашей работой.
Надеюсь, что этот мастер-класс вам пригодится.
Жду ваших комментариев.
С удовольствием отвечу на ваши вопросы.
На мотив старой песни из старого фильма :
"Старый плащ, старый плащ, старый плащ лежит давно,
Он забыл как раньше бегал по проспекта-а-м..
Ну и что, ну и что, сшили паспорт-кимоноооооо..
И теперь плащ стал расейским документо-о-ом..))"
Павел, ну нельзя же так! я ПАДСТАЛОМ и у меня агония от хохота...
Спасибо,Людмила, мне понравился результат, можно еще и декупаж применить!
Как по мне - лучше уж голенькие, чем избыток декора.
Ну - все примерно так и начинают работать с кожей. И дальше - можно совершенствоваться бесконечно.
Людмила - успехов Вам!
Вы просили советов...
Вот очень я не люблю кожу гладить. Тем более - что как видно по фото - кожа не очень-то и разгладилась. Я в подобных случаях кожу мочу, и потом сушу на плоскости в расправленном виде. Например на кафеле на стене в ванной. Если кожа не хочет держаться на вертикальной плоскости - то для таких целей у меня есть кусок оргстекла. Но - тут надо время для сушки.
Бросилось в глаза - край кармана Вы подвернули, а все остальные края - покрасили краской. Логичечнее когда в одном изделии все края обработаты одинаково.
Как по мне - мочить кожу совсем не страшно. Как раз - на мой взгляд - намочить кожу и высушить - это проверить её качество. Как-то никогда кожа от воды не портилась. А может - мне ниокгда не попадалась на столько плохая кожа
Прибивать кожу к доске гвоздями не практикую. Я считаю - что всё что натянулось искусственно (с применением силы) - потом в самый неподходящий момент может скукожиться обратно.
Верно! - сядет со временем до своих размеров...прибивают когда нужно чуть увеличить площадь за счет той плащади где начинаются лапки-ножки...
Марина, я с Вами на 100% согласна! Я тоже не боюсь мочить кожу, ничего плохого с ней не происходит от намачивания, более того, в самом-самом начале, когда я начинала работу с нат. кожей, я её даже стирала!!! От загрязнений, естественно! И с ней ничего плохого не происходило. Черную кожу я даже подкрашивала и она выглядела так хорошо, как новая! С цветной кожей такой номер не пройдет, особенно, если на сгибах кожа обшелушилась. Да и подобрать цвет, точно совпадающий с изначальным, не представляется возможным. Но опять же- кожу можно выкрасить в ДРУГОЙ цвет! И хорошая кожа (сохранившая свою мягкость, эластичность) все это вынесет!
И в самый первый раз, когда я после стирки решила прибить гвоздиками кожу к планшету, мне это так не понравилось ( а именно прибивать кожу рекомендуют во всех книгах), что я сразу же от этого отказалась. Я тоже НИКОГДА не прибиваю кожу! Сушу на горизонтальной поверхности, без применения какого-либо теплового воздействия, не на солнце и не на батарее. Только естественным путем. Если кожа немного потеряла свою эластичность, опять же можно воспользоваться средствами для её восстановления.
Людмила, мочить кожу вполне допустимо.
Точно так же и скорняки увлажняют шкурку и потом набивают её гвоздиками на доску.
Повторюсь, увлажнять слека можно тёплой водичкой из распылителя. Конечно же не полоскать в тазу, как бельё.
Сама в советское время шила себе перчатки из боксёрских. Да-да! В советствое время боксёрские перчатки шили из нежнейшей тонкой кожи. Так я распорола всё аккуратно, увлажнила и набила на доску обчными швейными булавками. Перчатки сносила до дыр и потом ещё одни сшила.
По повооду гладить утюгом. Тоже можно, но только со изнаночной стороны и не очень горячим утюгом.
Про левую и правую строну первый раз слышу...может быть, всё-таки лицевая и изнаночная, как в ткани?
Ирина, я вот именно замачиваю кожу в тазу, чтобы она вся хорошенько намокла, потом расправляю на плоскости. Проблем не было никогда
Ирина, я даже полоскала в тазу, как ткань, ничего страшного!
Гладила утюгом и даже (кожа позволила) отпаривала. Кожа, которая мне пришла с ЯМ, была такой мятой, что простое проглаживание ситуацию не улучшило, морщины и очень серьезные, не исчезали. Конечно, это просто кожа позволила такое агрессивное воздействие ( я протестировала её на уголке), обычно кожа такое варварское отношение не переносит, она съеживается, теряет свою красоту и эластичность. Если попробовать на сковородке поджарить (венчики для цветов),
можно заметить, как по-разному это происходит с разными кожами. Обычно кожа начинает вспукливаться, а бывает такая, что не поддается обжариванию! Вот её как раз и можно гладить и (о, ужас!) парить! Вот такой у меня опыт общения и обращения с нат. кожей! Всегда есть теория и есть практика. Практика дает понимание, что можно, а что нельзя.
Кожа совсем не нежный материал, а долговечный, надежный и кандовый. Если боитесь мочить, распылите воды из аэрозоля. Если кожа от воды непоправимо скукожилась, значит она плохая и для изделия не годится.
Марина, раз уж Вы так щедро раздаёте советы, то можно и мне уточнить?
Вы просто кладёте мокрую кожу на ровную поверхность, разглаживаете и оставляете сохнуть? Ничем не накрываете сверху?
пардон что влезла
Кристина, если мокрую кожу, да ещё и из тазика просто положить, то как раз она и может сбежаться или скукожиться
Я бы советовала набить ко контуру гвоздиками, только не очень сильно растягивать.
Если сверху положить доску - задОхнется и не распрямится
Если газетку - скукожится и будет ещё хуже.
На мой взгляд нужен подход, как у скорняков (кожа - ведь это ж мех) - намочить и набить гвоздиками)
Людмила, думаю, что очень многие начинали с распарывания старых кожаных плащей, пальто, курток и, даже, голенищ))
Кристина - я именно кладу кожу на ровную поверхность, разглаживаю и оставляю сохнуть. Если это одежка (одежная кожа), перчаточная - то она обычно сама собой хорошо держится на поверхности. Если кожа типа обувной, и сама лежать не хочет (норовит топорщиться) - то её можно и прижать чем-нибудь. Лично у меня нет доски, на которую я могла бы прибить кожу гвоздиками - поэтому я этот метод не практикую.
Я считаю, что всё надо пробовать самой и смотреть на результаты. И выбирать те методы которые позволяют добиться тех результатов, которые нужны именно Вам теми средствами и способами которые есть у Вас под рукой.
Кристина, ни в коем случае ничем не накрывать! У меня однажды был случай, когда я, не до конца просушив кожу ( я этого, конечно, не заметила), сложила её стопочкой и убрала в шкаф.Когда через энное кол-во времени её достала, увидела, что в некоторых местах она заплесневела!!!!
Кожа была светлая, на ней плесень было хорошо видно! А постирать её было необходимо, потому что она была б-у.
Марина, Любовь, Ира, большое спасибо за щедрые советы!
И отдельная благодарность Людмиле за МК
Люблю переделки) Хорошо получилось и полезно!
Но... вопрос риторический, к аудитории , а не конкретно к автору: откуда взялась эта мода называть изнаночную и лицевую стороны - левой и правлй?! Я тут на Украине может отстала, и не знаю новых правил русского языка... Это изменения в филологии или в швейной терминологии?
Марина! Я про правую лицевую и левую изнаночныие стороны слышу впервые. Или наоборот правая изнаночная, а левая лицевая? А где Вы с подобным встречались? прям - заинтересовали меня....
Да вот не первый раз встречаю.. Не выдержала, спросила...
Цитата из текста данного МК: "Концы ниток вытягиваем на левую сторону, обрезаем оставляя примерно 8 мм и приклееваем клеем."
Людмила, ни в коем случае не воспринимайте претензии лично к Вам! Просто я не первый раз столкнулась с этим, и подумала, что и правда какие-то языковые изменения произошли, а я не в курсе) У нас за время независимости были таковые, а как в России и в других странах - уже и не уследишь... накипело, решила выяснить... Простите, что именно на Вашу тему пришелся мой вопрос)
Марина, я в дореволюционных книгах по рукоделию читала и путалась, не могла понять, левая-правая сторона, как это перевести на современный язык. Сейчас иногда на англоязычных ресурсах тоже встречаю именно такое название. Правая сторона - лицо, левая - изнанка. Как пишут в книгах - "(устаревш)".
Возможно, по тому, какую руку держат сверху рукоделия (вышивки, например), а какую снизу. Это уже мои догадки.
Я думаю, что это оттуда откуда и "на Украине". Это просто сленг.
Подловили, Светлана)) Но это выражение так устоялось на русскоязычной территории, что даже коренным украинцам тяжело избавиться теперь)
" На Украине" - говорилось как о територии Советского союза...Так же как и " на Камчатке", например...
После того как Украина стала самостоятельным государством, стали говорить "в Украине"...Так же как и "в России" , например...
Увы, так говорилось и до Советского Союза) Он тут точно не при чем) У того же Шевченко в стихах - "на Украине". Как раз новомодной тенденцией есть подгонка к общепринятым правилам.... Но мы углубились, МК все-таки не об этом - надеюсь, автор нас простит)
Говорят "НА", потому что Украина произошла от слова "окраина"
на окраине, на краю и т.п.
Марина, после института ( в 80-х) работала на текстильной фабрике технологом отделочного производства. Вот, там узнала эти термины. До этого много шила, но всегда были "изнанка" и "лицо". Подозреваю, что это производственные термины.
Сейчас у подруги салон итальянских тканей. Она сама ездит в Италию за ними. И там на текстильных фабрика в обиходе тоже эти термины в ходу.
Правая сторона - лицо, левая - изнанка.
Спасибо! буду иметь в виду и не придираться более)))
Марина, не знаю. У кожевенников, вообще называют мездра и мерея, либо лицо и изнанка.
Ирина, термин "мездра" слышала. Я так понимаю, это изнаночная сторона. Верно? Мерея - выходит верх, лицо?
Да, Марина, все верно. Мездра - изнанка, мерея - лицо. Насчет право-лево, это,все же, не професиональный термин. Скорее, это где-то так принято, все привыкли, понимают, потому вопросов не задают. ну если удобно в обиходе - можно так. А так на производстве в качестве терминологии: лицо-изнанка, мездра-мерея.
Левая и правая сторона - это не дань моде, а уже старозабытое и мало встречающееся в обычной жизни. Насколько помню из посещений какого-то прикладного музея лет так ...дцать назад, объяснение этой терминологии такое. Пошло от вышивки. Обычно вышивка на пяльцах производилась (да и сейчас производится) правой рукой. Она сверху. А левая снизу, там где изнанка. Вот и появилась левая и правая сторона.
Марина, впервые встречаю такую терминологию. Она уж точно не кожевенная.
Я в литературе встречала термин "бахтарма"- это изнаночная сторона кожи. А мездра - это у меха,термин скорняков, я так понимаю. Спасибо за мастер-класс, даже если он для начинающих, то в комментариях к нему можно почерпнуть много интересного от опытных мастеров.
Людмила, мне тоже понравилась Ваша работа. Может и делать не буду, но и идею и воплощение принимаю.
Павлу отдельный привет за остроумный и, главное, добродушный, куплет!
Павел, конечно, шутит! Сегодня он сделал мне день. Главное, чем я восхищаюсь - он так, всегда, с лета стихи веселые пишет. Редкое качество: и смешно и не обидно.

Людмила, идея хорошая, но с уточнениями:
1. кожу можно было увлажнить и слегка растянуть, наколотив на щит - складки и замины практически бы "разошлись". В этом случае вырезать деталь с запасом на подрезку.
2. Утюжить кожу через тряпочку с лица в некоторых случаях чревато - липнет и портится поверхностный слой. Кроме того, можно кожу заварить и она станет жесткой. Если уж, утюжить, то с помощью тефлонового чехла для утюгов - он существенно снижает температуру в месте контакта с кожей.
3. Для закрашивания торцов есть краска для урезов, но для этого нужно обязательно идеально склеить край, без щелей, а то выглядит не очень опрятно и будет недолговечно.
4. Швы краской закрашивать не стоит никогда - шов должен быть пластичным. Закрашивая краской, вы снижаете пластичность, шов становится хрупким и будет лопаться в месте перехода краски, где неокрашенная нить. Хочется сделать швы прочными и глянцевыми - лучше восковка. Хотя, если вы использовали лавсан или капрон, он, и так блестит.
5. Углы в концах кармана обязательно надо усиливать с изнанки, иначе, в процессе, кожа будет прорубаться, все-таки здесь кожа тонкая - так будет надежно.
А так, все хорошо. Старой вещи - новую жизнь.
Людмила, спасибо и Вам огромное. Вы очень позитивно воспринимаете критику - это здорово! Ведь, на самом деле, нет желания обидеть, просто хочется, что бы работы улучшались, потому и пишем. И Вы потом будете что-то улучшать, и другие. Спасибо, мне приятно, что Вы это правильно восприняли.
Практичная переделка! Спасибо!
Если поучиться и утилизировать старую кожу, то конечно..А вообще такие обложки из новой кожи стоили пару лет (сейчас не знаю) 10 рублей любого цвета.
Сейчас очень много информации ,как в интернете,так и тут на Ям, как правильно и качественно создавать изделия из кожи,используя правильные материалы. Надо ,всего лишь,копнуть поглубже
Если не брать эстетическую сторону изделия, хотя мне кажется,что это не совсем удобно и правильно,чтобы права были на внешней стороне ,торчав из кармашка. Их и потерять недолго)))
То края припуска на пришивном кармашке очень режет глаз...Мне)) Думаю,что припуск по краям ,углам ,кармашка можно было срезать под углом. И было бы намного аккуратнее.
Про другие моменты подготовки и обработки кожи уже сказали выше 
Вот что еще заметила - маленький подгиб внутри для вставки паспорта. Вот незнаю как правильно называются они))) И кожа имеет обыкновение растягиваться, боюсь,что паспорт оттуда будет норовить выскочить
Наталия, ( Мир Добра, кстати ,
), а Вы знакомы с Людмилой лично? С чего вдруг такое фамильярное обращение? Да и тон Вашего комментария какой-то хамоватый.
Речь не об оскорблении, речь о фамильярном, пренебрежительном тоне, Наталия.
Исправила, извините:) Какая Вы ранимая, однако
Относительно Людмилы Вы такую щепетильность не проявляли
Н-да.... Вам бы извиниться за свой тон, НаталИя не помешало бы.
Наталия "Мир Добра", ну так тоже неправильно. Открывать для себя новые виды и техники рукоделия - это так увлекательно
Не будем себя ограничивать)
Ольга! Как я с Вами согласна! Работать с одними материалами, в одной технике- это ограничивать себя какими-то рамками! Увлекательно- учиться новому!!!
Просто водой мочить нельзя! - нужны пропорции глицерин+ вода...
Вставлю и свои пять копеек в исследования русского языка)))) Это точно не новое словечко! "Правая" и "левая" сторона - так говорила моя бабушка, которая была родом из сибирского села староверов. Ей было бы уже 100 лет в прошлом году...
В детстве я так и слышала - ты что платье-то на левую сторону надела? - (то есть наизнанку!)
C интересом открыла темку. Всё здорово, только водительское удостоверение для чего? Как понт? Обычно к нему масса других нужных документов прилагается, а без них оно просто не нужно.
Интересный МК! И интересные и очень полезные комментарии. Теперь попробую обрезки старой кожи привести в порядок разными способами
Людмила, спасибо за МК. Очень интересно и полезно. Очень хочется иметь вещь, не такую как у всех, а еще лучше, когда в эту вещь вкладывают тепло рук. От этого вещь становится еще более ценной и дорогой.
Здесь поднялась дискуссия по поводу имен. Наталия, имя НАТАЛЬЯ и НАТАЛИЯ это одно и тоже имя. У меня свекровь Наталия. Так был момент, когда ей пришлось оформлять документы на квартиру, а в одних документам НАТАЛИЯ, а в других НАТАЛЬЯ. Так она обращалась в Институт Русского Языка и ей давали официальное разъяснение, что это одно и тоже имя. Просто звучит по разному, но в каждом есть своя изюминка)))).
Все хорошего настроения!!!!