Мастер-класс по валянию стильной шапочки. Часть 1

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Мастер-класс по валянию стильной шапочки. Часть 1 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Вот уже 6 лет я работаю с войлоком, и за это время мои взгляды на мастер-классы сильно изменились. Раньше я шерстила все темы и пыталась предложить такой урок, которого еще не было на страницах Ярмарки Мастеров. Просто потому, что информация была в дефиците и всем хотелось узнать что-то новое. Сейчас мне задают вопросы в основном по технике валяния, качеству войлока и, главное — общей картине процесса. Информации нынче просто завались, но подходы к процессу работы все сильнее различаются и у начинающего "волшебника" голова потихоньку идет кругом. Именно поэтому я написала марстер-класс по шапочке. Для меня это базовый предмет, благодаря которому можно постигнуть науку валяния. И, кстати, именно шапочку я выбрала в свое время, как испытательный полигон вместо валяния образцов.

Несмотря на простоту изготовления и заурядность изделия, этот мастер-класс ставит перед собой высокие цели и обозначает ответственные задачи:

  1. Изучение технологии валяния бесшовного изделия (работа с шаблоном).
  2. Создание полости в валяном изделии для возможности регулировки размера (работа с блокиратором).
  3. Освоение диагональной раскладки шерсти с плавным переходом цветов.
  4. Изучение принципов работы с декоративными волокнами.
  5. Освоение техники валяния, позволяющей получить красивый и качественный войлок. Войлок, незамутненный излишним шерстяным наплывом на декор и прогрессирующим целлюлитом изделия.

Это была присказка, а теперь можно и к делу.

Итак, для работы нам понадобятся следующие материалы:

- меринос 18микрон нескольких цветов, сочетающихся между собой;

- декоративные волокна любого состава, подходящие по цвету к шерсти;

- неппсы (не обязательно).

На фото у нас только шерсть. Когда я вывалила на стол все подобранные волокна, получилась такая куча-мала, что разобраться в ней стало совершенно невозможно.

осень 2016

Инструменты:

- подложка под ламинат 2-3мм;

- разрезанные мусорные пакеты или куски укрывной пленки;

- пульверизатор;

- жидкое мыло (самое обычное – без крема, смягчителей и глицерина);

- сантехническая труба 5см с изоляцией;

- пленка «Ратионель» или любой подобный ребристый коврик;

- рубель;

- ВШМ (виброшлифовальная машина) – в последнее время чаще называется плоскошлифовальная;

- линейка;

- акварельный карандаш;

- кусок парниковой пленки для блокиратора;

- ножницы;

- махровое полотенце (2шт);

- голова (своя голова на своих плечах со счастливым лицом в комплекте);

- зеркало.

Без некоторых инструментов можно обойтись, что-то можно заменить. Эти нюансы я постараюсь описать в процессе работы.

мастер-класс по валянию

Ну что ж, приступим!

Шаблон.

Первое, что нам необходимо сделать для создания бесшовного изделия – это изготовить шаблон. В нашем случае это будет прямоугольник с закругленным верхом. Ширина шаблона 48см., высота – 70см. Если не хотите много складок, высоту шапки можно уменьшить. При умеренно тонкой раскладке и качественной увалке этот шаблон будет универсальным и подойдет для валяния шапок от 54 до 60 размера. КУ в разных случаях составит от 1,6 до 2. Если вы хотите узнать чуть больше о процентах, коэффициентах и факторах влияния на усадку, можете заглянуть ко мне в блог

Для соблюдения равномерного угла наклона шерсти, можно начертить вспомогательные линии акварельным карандашом. При  работе с белой шерстью я бы этого делать не стала, а для любой другой шерсти такой метод отлично подойдет.

мк по валянию

Раскладка.

Застилаем стол непромокаемой пленкой, чтобы защитить от влаги. Сверху стелем подложку под ламинат, чтобы обеспечить удобную рабочую поверхность. Затем кладем разрезанный мусорный пакет, а на него подготовленный шаблон. Если края шаблона пытаются завернуться, поднимаются на плоскостью стола – переворачиваем на другую сторону, как бы кладем его навзничь.

В этой шапочке у нас будет два слоя, выложенных по диагонали. 

Начинаем раскладку шерсти. Для удобства работы пасму делим вдоль на 4-6 частей и работаем с тонкой лентой.  «Поставить руку» при раскладке шерсти вам поможет Мастер-класс Марии Штрик, — поистине бесценный материал! Когда-то сама по нему училась, а теперь с удовольствием всем рекомендую.

Начинаем раскладку с нижнего края шаблона. Выкладываем первый ряд, чередуя разные цвета шерсти. Затем раскладка идет снизу и от ближнего к вам угла. Каждая прядочка выступает вперед примерно на 3см.

мк по мокрому валянию

Продолжаем выкладывать шерсть, чередуя цветовые пятна. Чтобы переходы получались плавными и гармоничными, следует соблюдать 2 принципа:

  1. Всегда накрывать плотный край пряди диффузным. Плотный край - это тот, который мы держим в руке, когда вытягиваем пасму. Диффузный край — это тот, который свободно свисает.
  2. Раскладку вести «клином», а не рядами.

мк по валянию шапки

Примерно такой толщины должна быть прядь шерсти.

валяние шапки

Для таких разноцветных проектов замечательно подходят остатки шерсти. Если какой-либо «хвостик» у вас немного "слежался", его надо немного расправить по ширине и тогда раскладывать шерсть будет значительно легче.

Итак, раскладываем шерсть с выступом за все края шаблона на 1,5-3см. 

валяние из шерсти

Так выглядит первый слой. Толщина раскладки регулируется видимостью шаблона. И шаблон и вспомогательные линии должны хорошо просматриваться.

войлок с нуля

Прижимаем раскладку рукой к шаблону. Это необходимо, чтобы шерсть не поднималась, не цеплялась за руки, не улетала, а так же, чтобы видеть возможные проплешины. Прижимая раскладку движемся рукой по направлению лежащей шерсти (не "поглаживая", а переставляя руку с места на место).

валяние для новичков

Прижав рукой первый слой, начинаем раскладывать второй слой шерсти в перпендикулярном направлении. Раскладку так же ведем "от себя", а если шаблон лежит неудобно, его можно повернуть к себе любым краем, приподняв вместе с нижним пакетом.

сапельникова татьяна

Здесь фотография сделана сбоку, чтобы была видна разница слоев.

разноцветная шапка

Закончив раскладку второго слоя, прижимаем шерсть рукой и только потом смачиваем мыльной водой из пульверизатора. Движения спокойные, на «курок» нажимаем плавно, капли воды должны падать под собственным весом на шерсть, тогда ничего никуда не улетит.

валяние шапочки

Достаточно ли воды можно проверить следующим способом. Нажимаем одним пальцем в самом сухом месте раскладки. Если под пальцем образовалась мокрая «ямка», значит воды уже достаточно. Если шерсть поднимается всей подушкой за пальцем, значит стоит смочить еще.

как научиться валять

"Легким движением руки" накрываем раскладку пленкой (мусорным пакетом). Позволяем ему свободно опуститься на раскладку, и затем начинаем прижимать пакет к шерсти прессующими движениями ладоней. Ни в коем случае никаких разглаживаний! Руки движутся только сверху вниз – надавливаем в одном месте, переходим на другое. Очень удобно прижимать раскладку небольшим полотенцем.

Когда пакет хорошо прижат и остаются совсем незначительные пузыри, разглаживаем всю раскладку полотенцем теперь уже хаотичными движениями в разные стороны. Без нажима. Наша задача – не притереть раскладку, а только лишь равномерно ее промочить и прижать к шаблону.

мокрое валяние

Переворачиваем весь «бутерброд» на другую сторону. Разделяем пакеты – нижний (под шаблоном) остается на столе, а верхний вместе с выступающей шерстью загибается за край шаблона. 

tatiana sapelnikova

После этого аккуратно вытягиваем верхний пакет от краев к центру и наши «припуски» плавно и красиво ложатся на шаблон. Нижний припуск загибать не надо!

учеба в удовольствие

совсем не вынос мозга

Раскладываем шерсть с другой стороны точно так же — в два слоя по диагонали. Начинаем с тех цветов, которые загнули за край шаблона.все получится

Если припуски первой стороны оказались большими (3-4см) и плотными, то за края шаблона можно не выступать. Или выступать незначительно и только в тех местах, где  на ребре оказалось мало шерсти.

При такой раскладке я беру небольшие хвостики и держу в руке сразу несколько цветов, отщипывая от нужного в данный момент времени. Длинные хвосты зажимаю "под мышкой".

Разложили один слой, прижали сухой рукой. Разложили второй слой перпендикулярно первому и снова прижали шерсть к шаблону.

Смачиваем раскладку водой, хорошенько прижимаем пакетом и затем аккуратно снимаем этот пакет (ничего не переворачиваем).

Настало время блокиратора.

Из плотной парниковой пленки вырезаем полосу, шириной 5см. и длиной примерно 103см. Кладем ее и прижимаем к раскладке, отступая 4,5-5см от края шаблона. Оставляем концы примерно равной длины, они сойдутся на другой стороне шапки.

Аккуратно разделяем нижние концы шерсти и загибаем всю раскладку одной стороны на блокиратор. Не доходим до боковых краев 7-10см.

Накрываем раскладку пленкой и переворачиваем на другую сторону.

Загибаем на шаблон края раскладки и ленты блокиратора. Блокиратор — с небольшим натяжением. Нахлест 7-10см не даст ленте уползти в стороны.

Так же сначала загибаем центр раскладки, прижимаем шерсть плотно к блокиратору. Затем приподнимаем один край шаблона и загибаем шерсть сбоку с обеих сторон. Делаем то же самое с другой стороны.

Подтягиваем шерсть, расправляя складочки.

Смотрим на край шаблона под разными углами. Если где-то блестит блокиратор, кладем тонкую прядку шерсти. Так же создаем плавный переход шерсти, добавляя совсем чуть-чуть волокон.

Сбрызгиваем водой и прижимаем пакетом раскладку.

Можно переходить к декору.

Самыми первым кладем неппсы, чтобы потом их можно было хорошенько прикрыть различными волокнами.

Если у вас припасены разные по составу волокна, то начинать лучше с грубых – льна, крапивы, бамбука, конопли. Однако, ими не стоит прикрывать неппсы, для этой цели лучше взять шелк или вискозу.

Дополняем картину мягким волокном — вискозой, разными видами шелка, нитями сари.

Прядки декоративных волокон можно вытягивать, как шерсть, а можно отделять от пасмы небольшие тонкие пряди и расправлять их по ширине, создавая ажурную паутинку.

Дополняем картину золотыми волокнами вискозы.

Последними кладем самые яркие (темные и светлые) волокна, создавая акценты. Придирчиво рассматриваем картину, и если все нравится, сбрызгиваем водой и накрываем пленкой. 

Переворачиваем раскладку на другую сторону и декорируем немного по-другому, как масть ляжет. Я всегда создаю декор с двух сторон шапки, чтобы потом выбрать лучший вариант.

Сбрызгиваем водой, накрываем пленкой, прижимаем полотенцем.

В таком виде раскладку можно оставить, если надо передохнуть. А я на этой красочной ноте завершаю первую часть своего повествования. В продолжении мк мы приступим к силовым упражнениям, будем валять шапочку разными способами и моделировать перед зеркалом, выбирая интересную форму. Не переключайтесь :)

Ну и конечно, я с замиранием сердца жду каждого вашего голоса. Вы можете сделать меня намного счастливее простым нажатием кнопки "нравится". 

Вторая часть мастер-класс здесь>>

Комментарии (123)

Спасибо за МК! Какой прекрасный подбор по цвету и декору, очень красиво и столько полезных советов!

Зарегистрирвалась специально, чтоб написать огромное спасибо, Татьяна! Сваляла две шапки - уверена, что краше них в городе нет)))) Все, кто их мерили, восхищаются - всем идут!!! И использую такой блокиратор, когда валяю чуни - очень хороший получается край. Любуюсь на все Ваши работы!

Мирослава 16.10.2017

Замечательный МК! Спасибо большое!

Татьяна, спасибо за такой замечательный и подробный МК! Очень понравился! Интересно и понятно! Вторую часть обязательно тоже посмотрю! image

Tamara 05.02.2017

Спасибо Вам большое!!!!! Супер!!!

Супер!!!
АртЦветок 09.11.2016

Как сложно! Но, как интересно! Я работаю в другой области, и для меня это вообще высший пилотаж, пойду смотреть Ваше продолжение мастер-класса.

Ирина Шимкова 02.11.2016

спасибо за мк!

Танюша спасибо за Мастер Класс, очень подробно, доходчиво.Подскажите сколько гм. ерсти ушло на шапочку.. и она получается только на осень??Спасибо.

Спасибо за МК, очень подробно и понятно!!!{#}

Зуля 05.10.2016

Танечка!!!! ПОЗДРАВЛЯЮ с заслуженной победой и великолепной наградой!!! Творческих успехов и вдохновения в следующих проектах!!! Очень рада!{#}{#}

Поздравляю с победой!! Мк великолпный!! {#}

Yakukla 27.09.2016
Совсем не валяю и даже не задумывалась, но ваш мк меня вдохновил! Спасибо, отличный мк, и шапочка!
Наташа Снег 26.09.2016

Ой,как все понятно и подробно!Спасибо!

Людмила 23.09.2016

Очень красивая шапочка!!!

А сколько примерно часов уходит на работу?

Людмила, мне сложно подсчитать, сейчас с ребенком я не делаю вещь сразу, а работаю подходами по часу-полтора. Думаю, в среднем, около 4 часов.

Лариса Огай 23.09.2016

Огромное спасибо, так подробно, доходчиво и красочно! Благодарю вас!

Natali Nimratz 22.09.2016

Спасибо, что делитесь информацией и вдохновением!

ваш Мк вдохновил...
начиаются холода и хочу попробовать себя в валяльщицах...можт и получится

Попробуйте, Лариса! Это медитативный и завораживающий процесс)))

Спасибо! Валяние пока для меня - тайна))) Может, когда и попробую освоить. МК понятный!

Лилиана Борец 19.09.2016

Спасибо!Я Вам очень благодарна!

Я, как Бенджамин Баттон))) начала со второй части))) Не удержалась и на первую заглянула!!! Удачи!!!

Замечательный МК!

Ольга 19.09.2016

Давно обратила внимание на Ваш чудесный комплект "Кизильник" и другие изделия !!! Очень красиво !!!!! Спасибо Вам за мастер-класс !!!

Спасибо Ольга!

"Кизильник" и вправду из разряда "душа просит")))

MaroZhka (Марина) 19.09.2016

Классно! {#}

Очень классное сочетание цветов! Браво!)

Здорово! Хочется теперь валять {#}{#}

"ANAIS" Felting Studio 19.09.2016

Спасибо вам большое! Беру на вооружение идею шапочки-образца {#}

Здорово! Спасибо!

Тая 19.09.2016

Добрый день! Потресающий МК, спасибо. Я новичок. Не могу пока понять когда войлок готов (недовал, перевал). Жду с нетерпением продолжения. Есть небольшой вопрос: на зимнюю шапку сколько слоев необходимо класть, чтобы было тепло?

Тая, спасибо за отзыв! В такой шапочке, как создается в мастер-классе зимой тепло, думаю двух слоев достаточно.

Тая 19.09.2016

Спасибо.

NATALI - декупаж 19.09.2016

Татьяна, спасибо за МК! Очень доступный и подробный, Вы умничка м работы Ваши потрясающие!

Танечка, замечательный МК! Так все подробно, понятно, заботливо рассказано. Я Ваша плоклонница {#} Жду с нетерпением продолжения...

Спасибо, Светлана! {#}

Огромное СПАСИБО за столь подробный МК!
Валяльщица я начинающая, и такая информация просто бесценна для меня!

Очень здорово все описано! С нетерпением жду продолжения!

Татьяна,спасибо! Заинтриговали.Для чего нужен блокиратор?

Светлана, блокиратор не дает сваляться двойному слою шерсти по краю шапки. За счет этого там образуется полость, в которую можно вставить резинку или шнурок для регулировки размера. А так же у нас получается плотный двойной край без усилий и подшивки.

Спасибо, Татьяна! Зашла в Ваш блог ,ставлю везде классы, потом на досуге всё перечитаю! Очень рада , что Вы ещё и почти моя соседка{#},Я живу в Курской области. Вы очные МК проводите?

Наверное вы еще не дочитали до записи в блоге про очные мк))) http://www.livemaster.ru/topic/1762981-o-nashih-zhivyh-master-klassah-i-vozmozhnostyah-ekoturizma?vr=1&inside=1

Приезжайте 24 сентября на фестиваль в заповедник)))

Медуница 19.09.2016

Спасибо огромное за мастер-класс! Все понятно, доступно изложено. Очень хочу научиться валять. Обязательно попробую, благодаря Вашим советам. Работы у Вас в магазине замечательные. Еще раз большое спасибо, что поделились своим мастерством.

Эля Волкова 19.09.2016

Браво! Утаскиваю...действительно МК как сериал, хочется продолжения!

Конечно нравиться! Потрясающий,захватывающий МК! ждем продолжения....

светлана 19.09.2016

Отлично!!! Подробно и понятно. Спасибо!

Творческий процесс захватывает, ждем продолжения )))) Спасибо

Зуля 18.09.2016

Век живи,век учись! Спасибо, Танечка, Вам и Сереже! Приятно даже просто читать,получила огромное удовольствие!

Татьяна, спасибо Вам!

Какой красивый берет!

Я начинающий валяльщик, надеюсь, когда-нибудь смогу такую красоту свалять!{#}

Спасибо за МК! {#}Захотелось попробовать! Надеюсь, у меня получится так же красиво! Ждем продолжение!

Превосходный мастер-класс! Подробный, красивый, с отличными фотками и отличным, мотивирующим результатом!

Спасибо огромное! От меня- лайк и пожелание победы!

Елена Зайцева 18.09.2016

Танечка! Большое спасибо за МК! Как всегда всё очень наглядно, подробно, понятно! Для меня очень ценный материал!

Оксана 18.09.2016

Татьяна, спасибо за подробое описание процесса!!! Когда будет продолжение? Моя шапочка с нетерпением (ей сыро и холодно) ждет, когда её доделают))

Оксана, ну вы даете, вот это реакция! {#}

Дописываю в поте лица, все время появляются нюансы, которыми надо дополнить текст, ведь отредактировать мк будет нельзя, а мне хочется, чтобы у людей не оставалось вопросов!

Оксана 18.09.2016

А чего тянуть?)) У меня была валяльная ломка, для большой раскладки места не было, а тут Вы такая замечательная с шапочкой (их я ещё не валяла), для которой вся раскладка на столе чудесно разместилась))) Не торопитесь, конечно, главное - результат! Ждём!

kalin 18.09.2016

Спасибо огромное, отличный, подробнейший МК.

Замечательно, когда Мастер не только делает великолепные вещ и, но страется помочь и передать свое мастерство.

Я в Ваш магазин захожу для "отдохновения души", как-то настроение поднимает{#}, и для вдохновения. И статьи в блоге всегда читаю, очень много полезной информации, четко изложено хорошим литературным языком.

Спасибо, Вера! Мне мой магазин тоже настроение поднимает.{#} Правда мы с Сережей идем в разделы отзывов и комментариев, когда тоска берет {#} Как почитаем о себе хорошего, так и оптимизм возвращается!

m.Ася 18.09.2016

Татьяна!

Очень Вас уважаю!!!

Вы достойный продолжатель дела Нины Демидовой и Любови Ворониной -

четко, ясно, ГРАМОТНО, щедро, профессионально!!!

Спасибо!!!

Спасибо, Ася! Приятно сравнение с уважаемыми людьми))) Хотя я подозреваю, что мне придется работать еще лет 20, чтобы выдать такой объем информации, которым пополнили мир Нина и Любочка.

Татьяна (tancha11) 18.09.2016

Татьяна, спасибо за МК! Жду продолжения!

Спасибо. Всегда восхищаюсь теми, кто может не только что-то делать, но и доходчиво объяснить.

Сама начинала с шапочек, потом увлеклась другими видами войлочных изделий.

Но вот грядет зима, меня стали будоражить идеи новых шапок, а тут еще и МК (никогда не пропускаю возможность узнать что-то новое).

Один "Минус", увлеклась, но МК оборвался на самом интересном месте. Продолжения жду!!!!

Здравствуйте, я начинающий, посмотрела ваш МК вроде все понятно, единственно возник один вопрос, прочитала коментария, вроде поняла окончательно, но все равно спрошу, это блокиратор он потом вытащится и он играет роль как бы отверстия для вставления резинки ( получается отворот шапки пришитый, приваленный), Огромное спасибо за урок, жду продолжения

Татьяна, вы все правильно поняли! По краю шапки будет тоннель для резинки или завязочки.

Прекрасно! Голосую!!!

Супер!!!!!!!!! Ярко, интересно, понятно!!! {#}

Ольга 18.09.2016

Какая вы умница, края то какие ровные получаются, век живи-век учись, спасибо огромное!{#}

Вы верно заметили, блокиратор сразу и без усилий дает ровный край. Только я немного напортачила, неппсы надо было начинать класть чуть выше от края. Учитывайте это, если хотите идеально ровный край.

Спасибо,всегда интересно наблюдать за процессом создания вещи мастером! Не терпится посмотреть результат,очень уж оттенки красивые.

Очень хороший МК. Момент с разлиновкой шаблона мне очень понравился. как я раньше не додумалась. Я валяю первый год. Обязательно сделю шапочку по вашему МК.

Здорово!!!!Так все понятно!!Жду продолжения, очень хочется увидеть-что будет после блокиратора?!

Вера, боюсь вас огорчить - это не декоративный блокиратор, а функциональный. После него в крае шапки останется полость, куда можно будет вставить резинку для регулировки размера или более плотного прилегания.

Валянием не занимаюсь, но так вкусно изложено, что тоже, как и настоящие мастера этого дела, жду продолжения {#} С удовольствием проголосовала, потому что МК подробный и понятный. Я только в одном месте "потерялась", но это объяснимо - тут я профан)) Удачи Вам в конкурсе! {#}

Ирина, напишите, где "потерялись", для меня важна обратная связь.

Танечка,спасибо за мк!Очень люблю делать шапки,всегда интересно и познавательно посмотреть как это делают мастера!

{#},

Благодарю! Так интересно все показано!{#}

Спасибо за МК! Интересно, толково и вдохновляюще. Сколько шерсти идет на такую шапочку?

Татьяна, боюсь, что не смогу точно ответить, мои весы погибли, а новые я все никак не куплю... Примерно 50-60г, я так думаю))) Когда валяешь из "хвостов", шерсти уходит больше, чем при работе со свежей пушистой лентой.

Мне очень понравилось! Ждём продолжения! Про кнопочки не забыла!)) Спасибо за МК!
Мне очень понравилось! Ждём продолжения! Про кнопочки не забыла))) Спасибо за МК!

Таня, как вовремя Ваш МК!!! спасибо!!!

Татьяна! Спасибо за МК, за вашу идею в блокиратором для кулиски! Решился вопрос по объемному верху шапки- для дочки школьницы- банты, хвосты. Теперь остался вопрос по плотному прилеганию низа- чтобы не продувало-задувало... у нас сильные ветра....{#}

Ольга Кляйн 17.09.2016
Спасибо огромное! Век твори, век учись!))))

Ух ты, как красиво!!! Очень понравилось!! {#}{#}{#}

Отличный МК! Спасибо! Для новичка все понятно. Жду продолжения.{#}

Ольга (florawool) 17.09.2016

Благодарю Вас, Татьяна, за ответ!

Ольга (florawool) 17.09.2016

Спасибо, Татьяна за отличный и понятный МК! Как раз собиралась свалять шапочку. С нетерпением жду продолжения! С такой диагональной раскладкой шапочка будет иметь стрейчевый эффект, правильно я поняла?

Ольга, спасибо за отзыв!

Здесь довольно много шерсти и довольно маленький объем готового изделия, поэтому в готовом виде шапка практически не тянется. Диагональная раскладка дает хорошую пластичность. В мокром виде, конечно, прилично тянется и есть возможность подогнать размер или придать форму.

Спасибо большое!!! Для меня, как начинающего, МК очень полезен. Обязательно попробую сделать шапочку. Расцветка супер!!!

Спасибо за МК.

Замечательный мастер-класс! очень интересно, какая шапочка в результате получится.

Спасибо огромное за такой МК! Как раз по сезону....Жду с нетерпением продолжение

Яркая шапочка!

Я тоже на шапочки подсела, понравилось после стольких лет толстого войлока)

А посмотреть, как другие валяют - сам бог велел.

Ждём продолжения!

Оксана13 17.09.2016

Татьяна, спасибо большое! Я еще ни разу не валяла шапочку, но после Вашего МК сегодня же хочется попробовать! С нетерпением жду продолжения!

А у меня наооборот, с шапками не сложилось...пробовала, получалось, но носить- не носила...а Ваша заинтриговала...спасибо за МК!

спасибо за МК! очень жизнерадостная шапочка получается!!

Спасибо, Елена! Жизнерадостность во второй части разгуляется, когда примерять станем{#}

Emilia (feltworks) 17.09.2016

Татьяна! У Вас, как всегда, - подача скромная, вкус безупречный, сам МК без единого лишнего слова, все понятно и интересно! Спасибо!

Спасибо, Эмилия! {#}

Хороший МК, спасибо.

Ирина (rin-handmade) 17.09.2016

Татьяна, валяю шляпки, береты. Шапочки раньше почти не делала. Теперь обязательно попробую по Вашей технологии. Интересный МК. Спасибо!

А я вот на шляпку никак не решусь... слишком ответственная задача)))

Девушки, спасибо за комментарии! Тут намедни муж меня ругал за то, что я ушла от своего легкого стиля повествования в академический подход. Наверное, слишком серьезно отнеслась к поставленной задаче. Теперь вот почитала ваши отзывы, расслабилась и вторая часть пошла легче и с юмором... Пишу и жду когда Сережа обработает фотографии. Скоро будет и продолжение!

Татьяна (Latata) 17.09.2016

Татьяна спасибо огромное за такой МК! Как раз по сезону....Ждём с нетерпением продолжение !

Спасибо,Татьяна,что делитесь секретами мастерства! Все четко и понятно...БЕЗ ВОДЫ (хотя,куда ж без нее в мокром валянии...{#}хи хи). Я валяла несколько шапочек,но до такого оформления низа шапки не додумалась... Буду ждать с нетерпением продолжения...тем более,всегда полезна такая ценная инфо от МАСТЕРА с таким стажем!{#}

Спасибо, Елена! А я не успела так низ формировать, как еще пара вариантов родилось. Куда ж успеть за этими мыслями {#}

Татьяна, как вы смело цвета смешиваете, заинтриговали, что в итоге получился. Интересен ваш подход к валянию. Спасибо, Мк замечательный, специалистам придраться не к чему, а для начинающих кладезь тонкостей!

Лара, большинство этих цветов у меня прямо по окнами))) Есть такой кустарник - кизильник, вот он осенью всеми цветами переливается - от желтого до бордового...

Тюменочка 17.09.2016

Спасибо Татьяна! Попробую обязательно!!! Так ярко я еще не делала!

ilorie 17.09.2016
Спасибо, замечательный МК, как всегда на высоте! И фото с вами очень красивое!

Спасибо, Илона! Это прошлогодняя фотография, но она более осенняя и мне хочется сохранить интригу до конца мк {#}

Очень подробно и не менее интересно image Благодарю!

Ждем продолжения!

Да, яркая шапочка!

Тоже на шапки подсела. Благодатная почва для экспериментов!

А посмотреть, как другие валяют- сам бог велел.

Нравится !

Спасибо,Татьяна!как всегда все понятно и ничего лишнего!С нетерпением жду вторую часть,хоть сама на шапках собаку съелаimage все равно ужасно интересно как это делаете выimage

Спасибо, Екатерина! Шапки и меня не перестают удивлять)))

Да, красота должна получиться!!!!!

Какая живописная!!!!

YellowBird 17.09.2016
Шапочки валять умею и люблю, но чужой опыт всегда интересен.))) Замечательное начало МК : подробно,понятно, много нюансов,полезных для начинающих и совершенствующихся валяльщиц. Жду продолжения.☺
Марина Goltsova 17.09.2016
Спасибо!!!!!!!!
Рубрики мастер-классов