Создаем панно из яичной скорлупы

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Создаем панно из яичной скорлупы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Решила размесить этот мастер-класс, чтобы облегчить освоение технологии мозаики из яичной скорлупы всем желающим, на примере своей работы "Морская парочка". Вы, впрочем, можете выбрать себе любую тему изображения, основная цель, преследуемая в этом мастер-классе — помочь понять технологию.

Материалы:

1.  Подготовленная яичная скорлупа.

2.  Красители (пищевые, или краски для ткани, шерсти, или естественные красители, или краски, например,акрил).

3. Плотный картон с фоновым цветом.

4. Лак акриловый.

5. Кисти №1 и №6.

6. Простой карандаш или трафарет.

7. Пинцет.

Этапы  работы: 

1 . Выбор идеи для панно. С идеей важно определиться в первую очередь, чтобы понять для себя объем подготовки нужных материалов  — формат основы, количество покрашенной в нужные цвета скорлупы. Я выбрала несложный рисунок на морскую тему форматом 20х30 см.

2. Подготовка основы. За основу я взяла картон, идущий в комплекте с рамкой. Он достаточно плотный — 2мм.  Картон грунтуется для лучшего сцепления слоев будущего изделия с основой. Затем покрывается  черной (или другой — цвет фона по выбору) акриловой краской.

мозаика яичная скорлупа

Картон под действием влаги может прогнуться, поэтому, когда слой краски подсох, а сам картон еще оставался влажноватым, я положила его под пресс (пара тяжелых книг) примерно на сутки, а в это время готовила скорлупу.

3. Подготовка яичной скорлупы. На данную работу ушло белой скорлупы примерно от 10 яиц.

Мнения по поводу очистки скорлупы от пленки разделяются. Я решила очищать во избежание расслаивания и осыпания будущего панно . И как оказалось, наличие этой пленки мешает в процессе наклеивания скорлупы. Скорлупа из-под сырых или вареных яиц сразу же чистится от внутренней пленки, состоящей  из двух слоев. Первый слой отделяется довольно легко — подцепляется за край сколотой скорлупы и снимается одним движением,  а пристеночный сложнее — его можно снять, скатывая пальцами с внутренней поверхности скорлупы под струей проточной воды. Если нет возможности сразу снять пленку, ее надо оставить в воде, т.к. после высыхания пленка уже не снимется, сколько не замачивай. Кроме того, встретила такой совет: скорлупу надо мыть тщательнее, полезно обезжирить (спиртом, ацетоном), вымочить в содовом растворе — с такой подготовкой она лучше прокрашивается.

Красить или нет — это дело вкуса. Встречаются мнения, что красить ее — это неестественно, что у скорлупы богатый ряд оттенков. Действительно, оттенков бежевого у скорлупы много, и это очень хорошо, если хочется изделие с монохромным изображением. Такие панно очень красивые и стильные. Но если хочется цветное панно, то без покраски скорлупы не обойтись.

Особенность покраски скорлупы заключается в необходимости сохранения ее текстуры и стойкости окраски, поэтому краска должна впитаться  в скорлупу, либо быть прозрачной. Используют красители для ткани, шерсти, батика, пищевые для яиц, витражные, акриловые. Встретила рекомендации  от гуру метода по использованию в качестве красителя зелёнки, марганцовки, фурациллина, синьки, луковой шелухи.

Хочу поделиться рецептом покраски скорлупы краской для ткани: вскипятить воду, добавить в нее краску на кончике ножа, растворить, опустить скорлупу, томить 5 минут, остудить. Если скорлупу положить до краски, то она может окраситься неравномерно. Интенсивность цвета скорлупы будет зависеть от количества красителя и экспозиции. Краска в этом случае должна быть в виде порошка — она продается в хобби-гипермаркетах. Имеющаяся у меня краска  по текстилю таким способом мою скорлупу не покрасила до нужного оттенка.

мозаика из скорлупы

Так как больше красок для ткани, шерсти или батика у меня нет и пока закупку их для себя я посчитала нецелесообразным, красок для яиц в ближайших магазинах не нашла, а творческий зуд не давал покоя, я решилась на  эксперименты:

1. Покраска зеленкой — просто опустив скорлупу в раствор — красится довольно быстро, минут  5-10,  насыщенность цвета зависит от экспозиции, когда вынимать я смотрела по результату. Цвет получается очень красивый и ровный. Но после приклеивания скорлупа обесцветилась, видимо, реагируя на лак. Поэтому не рекомендую.

панно ячная скорлупа

2. Свекольный отвар — в горячий отвар заложила скорлупу и оставила пока не остынет. Красит слабо, оставила на ночь — цвет  получился от бордового до темно-коричневого, насыщенный. Вариант понравился. Сырая свекла тоже красит — в нестойкий розовый.

как сделать

3. Акрил — эта краска создает укрывистую поверхность, но если ее развести до прозрачности, то вполне можно покрыть с сохранением текстуры материала. Покрывать лучше мягкой широкой кистью, например, белка №6. Основная часть скорлупы для моей мозаики покрыта акриловыми красками.

4. Акварель. Ради сохранения текстуры решилась на акварель. Вариант  непростой — покрытие нестойкое и во время клейки может нарушатся, затягивая процесс. Но на моем панно частично красная звездочка — из скорлупы, окрашенной акварелью. Как говорится, на безрыбье и рак рыба. После высыхания повреждение окраски уже невозможно.

5. Витражные краски. Они прозрачные, но текстуру скорлупы не сохраняют. Хотя, после того, как все изделие покрывается лаком, эта особенность нивелируется.

Нюансы: в зависимости от изначального цвета скорлупы, от концентрации раствора красителя и экспозиции покраски получается разные оттенки и насыщенность цвета. Покрывные красители при укладке мозаики требуют аккуратности, так как слой краски может нарушаться от соприкосновения с инструментами.

4. После просыхания основы нужно нанести на нее рисунок. Я наносила карандашом. По-моему, достаточно хорошо видно. Для тех, кто не владеет рисунком, есть такая рекомендация: рисунок копируется на лист бумаги подробно любым доступным вам способом (на кальку, ксерокопия и т.д.), затем  вырезается каждая деталь и обводится на основе.

покраска скорлупы

5. Наклеивание скорлупы. Процесс очень кропотливый, местами (и даже очень большими местами) ювелирный и от этого небыстрый. Но, с другой стороны, медитативный и успокаивающий, это факт. Скорлупа — довольно капризный материал. Ломается  часто неожиданно не так, как хотелось бы, но, все же, кусочки можно подогнать друг к другу. Кусочки лучше ломать геометрической формы — прямоугольники, треугольники — так они лучше подойдут друг к другу. Первое время это может не получаться, но с практикой "рука набивается" .

Для облегчения процесса наклеивания небольшие  кусочки окрашенной скорлупы лучше подобрать до наклеивания на рисунке.

как почистить скорлупу

Клеить скорлупу советуют на выветренный лак, которым потом покрывается изделие или на мозаик-гель. Скорлупа должна влипать в лак, как в смолу. Многие клеят на ПВА, но на счет ПВА мнения среди мастеров яичной скорлупы расходятся. Встречала советы клеить сколупу пистолетом, а также на загустевший лак для ногтей (по сути, акриловый). Поэтому я взяла лак акриловый покрывной защитный, который обычно использую в своей работе, и клеила на него таким образом: сначала на участок 1-1,5 см  ближайшей клейки нанесла лак. Пока отламывала кусочек скорлупы, он густел, прикладывала скорлупу выпуклой стороной кверху и надавливала на нее, чтобы она стала совсем плоской. Скорлупа — капризный материал и поэтому при надавливании некоторые кусочки крошатся. Трещинки между скорлупками заливала лаком. В процессе клейки я пользовалась тонкой кистью №1 и пинцетом, так как кусочки скорлупы очень мелкие, порой не более квадратного миллиметра.

Приклееная по данной технологии скорлупа не отслаивается и не осыпается, что очень важно. При попытке "отклеить" высохнувшие приклеенные кусочки, они отслаиваются вместе с картоном.

На проклейку панно у меня  ушло 9 полноценных рабочих дней по 6 часов,  а я рассчитывала  изначально потратить день-два :) Чтобы представить объем работы, смотрите следующие фото:

Первый день наклейки скорлупы:

чем клеить скорлупу

Второй день:

мк мозаика из скорлупы

Третий день:

Пятый день:

Седьмой день:

Девятый день:

В процессе наклейки скорлупы я допускала импровизации с цветом, не всегда следуя четко нарисованным линиям, а следовала тому, как лучше получается. Вообще, на мой взгляд, очень и очень важно в творческой реализации оставлять себе право на определенную степень свободы, позволение импровизации изображения и цветового решения, да и вообще, позволять себе экспериментировать и даже ошибаться. А в этой работе считаю самым главным технологию и выбор материалов.

Благодарю за внимание  желаю  удачного воплощения ваших идей!

Комментарии (30)

люблю эту технику! спасибо за МК!

пушистый КАПРИЗ, мне тоже полюблась эта техника, хоть кропотливая! Спасбо Вам за нтерес!

Кропотливая работа. Когда то делала тарелку, клеела скорлупу а потом декупаж. Панно красивое.

Лиана, благодарю Вас! Работа ювелирная - я никак не ождала что настолько:) Про декупаж на скорлупе встречала в сети информацю, тоже интересно.

Очень симпатичное панно получилось, жаль, что на картоне - в ванную комнату не повесишь, но, наверное, можно и пластик на основу пустить. Сразу зачесались руки, давно мечтаю куда-нибудь скорлупки пристроить. Спасибо за вдохновение!

Оксана, благодарю Вас:) Да, на картоне - в ванную не годится. На счет пластика - попробовать можно, но я до конца не уверенна. Хотя видела в сети панно на пластке в кухню - уже поблже к ванной:)

Очень красиво даже руки зачесались но кропотливо..............

Shopik (satinik) Вязаные фантазии, думаю можно снизить объем работы путем выбора меньшего формата для изделия{#} А вооббще - процесс захватывает, часы пролетают незаметно, пока подыскваешь и гоняешь кусочки по основе. Опять таки, тренируется терпене{#}

Alla-Mariya 05.02.2015

Очень интерестно! Спасибо!!

Alla-Mariya, радо что вызвало интерес! Пользуйтесь, пожалуйста:) Вам спасибо за интерес!

Показать все
Рубрики мастер-классов