Мастер-класс: «Подорожница, хранительница-невеличка»

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Мастер-класс: «Подорожница, хранительница-невеличка» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Подорожница — хранительница-невеличка, оберегающая вас на протяжении всего предстоящего пути, напоминающая о близких, которые остались дома.

Недаром куколка маленькая, размером с ладошку. Держишь её в кулачке и помнишь о тех, кто ждёт вашего возвращения. В узелочке у неё крупа. Как у Подорожницы есть, чем перекусить, так и вы, чтобы в дороге не остались без пропитания.

Чужому глазу куколку показывать не следует, ну а если хочется похвастаться кому-то своей маленькой берегинюшкой, то показывать и давать потрогать стоит только в мешочке.

Предлагаю вам сделать эту маленькую душевную куколку и всегда брать ее с собой в близкие и дальние поездки и путешествия!

Для создания куколки Подорожницы (размером ок. 7,5 см) и мешочка понадобятся следующие инструменты и материалы: 

  1. Нитки льняные или х/б. Например «ирис» натурального и красного цветов. 
  2. Игла швейная. 
  3. Ножницы.
  4. Лоскут льняной ткани – прямоугольник размером  7х17 см  для тела куколки. 
  5. Лоскут льняной ткани – квадрат размером  10х10 см  для головы куколки.
  6. Лоскут льняной ткани – прямоугольник размером  3х13 см. для рук куколки
  7. Очёс от сантехнического луны для формирования головы. Можно использовать также пряжу, шерсть или вату.
  8. Два круглых лоскута х/б ткани диаметром 3,5 см для обуви.
  9. Лоскут х/б ткани – прямоугольник размером 10х11 см для рубахи. 
  10. Лоскут х/б ткани – прямоугольник размером 5,5х13 см для юбки-понёвы.
  11. Два лоскута льняной ткани для двухслойного передника, размером: 2,8х5 см, 3,2х5,2 см (я использовала для верхнего слоя тесьму размером, 2,8х7см и сделала подгиб нижнего края).
  12. Треугольный лоскут х/б ткани, желательно выкроенный по косой, размером 22 см по основанию (самой длиной стороне) и 11 см высотой для платка.
  13. Прямоугольный лоскут х/б ткани, желательно выкроенный по косой, размером 4х11 см для очелья.
  14. Квадратный лоскут х/б ткани размером 5х5 см для узелка.
  15. Щепотка крупы для наполнения узелка.
  16. Пояс длиной около 26 см. Пояс можно связать, скрутить или сплести, сделать его из тесьмы или из пряжи.
  17. Четыре прямоугольных лоскута размером 12х14 см для мешочка (в моем случае 2 лоскута одного цвета для наружной слоя и два лоскута другого цвета для внутреннего слоя).
  18. Две завязки длиной 43 см для мешочка.
  19. Булавки портновские и английская.

подорожница

Последовательность изготовления куклы:

При изготовлении тела и закреплении одежды на  теле куколки не используется игла. Поэтому перевязывать куколку и привязывать к ней одежду необходимо следующим образом:

сделайте несколько тугих оборотов нити по часовой стрелке (по направлению от себя) и завяжите на чётное количество  узлов. Концы нитей отрежьте на расстоянии 2-3 мм от узла (то правило относится ко всему процессу изготовления куколки).

***

Игла используется только при изготовлении самой одежды. Закрепление одежды на теле осуществляется без иглы.

В прямоугольных лоскутах для создания одежды куклы, необходимо вытащить несколько продольных нитей вдоль срезов, дабы края лоскута не осыпались и одежда получилась аккуратной.

Изображения, состоящие из 6 последовательных фотографий смотрите слева направо верхний ряд, затем слева направо нижний ряд.

***

1. Сформируйте тело: 

- возьмите лоскут льняной ткани (прямоугольник 7х17 см), загните короткие срезы на расстоянии 1,5 см от краёв и затем сложите лоскут вдоль несколько раз. Продольный срез ок. 1 см загните внутрь. 

- перевяжите концы заготовки на расстоянии 0,7 см от края несколькими оборотами нити и завиксируйте чётным количеством узлов. Получатся ножки.

мастер-класс по кукле

2. Сформируйте голову:

- сложите заготовку пополам и на расстоянии 2 см от сгиба перевяжите нитью. Это будет область шеи. 

- предварительно расчешите сантехнический лен  расческой с редкими зубьями.

- образовавшийся очёс используйте для формирования головы. Вместо очёса можно использовать пряжу, шерсть или вату. 

- намотайте очёс по часовой стрелке на верхнюю часть заготовки с ножками, формируя округлую голову. Диаметр головы куколки ок. 2,5-3 см. 

народная кукла

- возьмите квадратный лоскут (10 х 10 см), сложите его пополам по диагонали и оберните им заготовку с очёсом. 

оберег

- перевяжите на уровне шеи несколькими оборотами нити и завяжите чётным количеством узлов сзади посередине шеи. 

оберег в дорогу

- подверните концы лоскута, образующего голову внутрь и перевяжите на уровне талии.

путешествие

3. Красной нитью сделайте на груди куколки обережный крест. Завяжите нить чётным количеством узлов с левого бока на уровне талии.

обережная кукла

тряпичная кукла

4. Сделайте руки: 

- возьмите лоскут для рук (прямоугольник 3 х 13 см). Сложите лоскут вдоль длинной стороны 3 раза. Перевяжите посередине несколькими оборотами нити.

маленькая кукла

5. Оберните руки в рукава:

- возьмите прямоугольные лоскуты 4х7 см, оберните руки, зафиксируйте на уровне запястий и выверните каждый рукав на лицевую сторону таким образом, чтобы руки оказались в рукавах. 

- приложите руки к бокам тела и привяжите несколькими оборотами нити на уровне шеи.

берегиня

хранитель

 6. Оденьте обувь:

- возьмите два круглых лоскута диаметром 3,5 см, соберите верхний край лоскутов на нить на расстоянии 0,4 см от края, по кругу, оставив свободные концы нитей. Присборьте лоскуты. 

- оденьте обувь на ножки, затяните нитями и привяжите к ножкам несколькими оборотами нитей.

обрядовая кукла

7. Оденьте рубаху: 

- возьмите прямоугольный лоскут (10 х 11 см). Сложите пополам вдоль более короткой стороны приложите к телу куклы сгибом вниз, загните верхний край (ок. 1 см), так чтобы рубаха была до самого низа ножек. Оберните заготовкой тело куклы, сделав запах сзади посередине спины и подогнув внутрь боковой срез. Привяжите рубаху несколькими оборотами нити к телу на уровне груди и зафиксируйте чётным количеством узлов со стороны спины.

русская кула

традиционная кукла

8. Оденьте понёву (юбку):  

- возьмите прямоугольный лоскут (5,5 х 13 см), загните короткие срезы лоскута (ок. 2 см) на изнаночную сторону, затем загните верхний край лоскута на изнаночную сторону (ок. 1 см). 

славянские мотивы 2017

- присборьте верхний край заготовки на расстоянии 3-4 мм нитью оставив длинными концы нитей. Распределите складки.  Привяжите заготовку к телу куколки так, чтобы понёва закрывала заднюю и боковые части тела куклы. Привяжите понёву несколькими оборотами нити к телу на уровне груди и зафиксируйте чётным количеством узлов со стороны спины.

дорога

9. Оденьте передник: 

- возьмите льняные лоскуты: 2,8х5 см, 3,2х5,2 см (я использовала для верхнего слоя тесьму размером, 2,8х7 см и сделала подгиб нижнего края). Наложите их друг на друга от большего к меньшему, выронив по центру и по верхнему краю. Приложите передник к кукле, лицевой стороной покрыв лицо. Привяжите передник на уровне груди и зафиксируйте  узлами по центру передника. Отогните передник на лицевую сторону. Опустите кукле руки.

кукла в дорогу

10. Оденьте очелье:

- возьмите лоскут для очелья 4х11 см, желательно выкроенный по косой. Сложите вдоль пополам, наложите на голову кукле и привяжите на уровне шеи. Обрежьте концы очелья покороче и загните в сторону головы.

легкая дорога

11. Оденьте платок:

- возьмите треугольный лоскут с основанием 22 см, загните верхний (самый длинный) край на 2-3 см на изнаночную сторону и повяжите платок на голову кукле, завязав концы лоскута сзади на 2 узла.

12. Сделайте для куклы узелок с крупой и повяжите пояс:

- возьмите квадратный лоскут 5х5 см, насыпьте внутрь шепотку крупы и завяжите лоскут несколькими оборотами нити вместе с крупой. Оставшимися концами нити привяжите узелок к рукам по центру.

- сплетите, скрутите, свяжите пояс, сделайте его из тесьмы или из пряжи длиной ок. 26 см. Оберните пояс два раза вокруг тела куклы и завяжите с левого бока на два узла.

Сшейте для Подорожницы мешочек:

- сделайте выкройку для мешочка.

- выкройте 4 лоскута, согласно выкройке и сделав припуски 0,5 см на швы. В моем случае два лоскута для наружной стороны мешочка из одной ткани и два из другой ткани для внутренней стороны.

- возьмите два лоскута для наружной и внутренней стороны, сложите их друг с другом лицевыми сторонами внутрь и прошейте верхние срезы на расстоянии 0,5 см от края. Аналогично прошейте вторую пару лоскутов. 

- разверните пары лоскутов и наложите их друг на друга лицевыми сторонами внутрь, таким образом, чтобы совместились наружный (в моем случае с цветочками) и внутренний слои тканей. Зафиксируйте булавками или приметайте друг к другу. 

- прочертите на ткани линии на расстоянии 0,5 см от краёв заготовки наружного слоя и 0,6-0,7 см внутреннего слоя и проложите шов по этим линиям. Обратите внимание, что шов прерывается в 3 местах: на лоскуте наружного слоя (оставляем два участка непрошитыми -ок. 12 мм, чтобы впоследствии вставить завязки в эти отверстия) и на лоскуте внутреннего слоя-ок. 5 см (чтобы впоследствии вывернуть через это отверстие мешочек на лицевую сторону).

- срежьте часть припусков с внутреннего слоя мешочка, сделав их более узкими (3-4 мм). 

- выверните заготовку на лицевую сторону и отгладьте утюгом.

- выверните внутренний слой мешочка таким образом, чтобы он оказался внутри наружного слоя. 

- проложите два параллельных шва, над верхним и нижним краем отверстий для завязок.

- зашейте отверстие внутренней части мешочка.

- сделайте две завязки длиной 43 см каждая. Одну завязку проденьте по кругу сквозь правое отверстие, вторую аналогично сквозь левое. Свяжите концы каждой завязки друг с другом. 

Подорожника и мешочек готовы!

Лёгкой вам дорожки туда и обратно!

Ольга Миронова.

Комментарии (77)

Олечка, спасибо огромное за чудесные мастер-классы, за интереснейшую информацию которыми Вы с нами так щедро делитесь! С большим удовольствием черпаю творческое вдохновение от Ваших работ! Вы такая умница! Успехов и процветания Вам и вашему магазинчику!

Ольга Миронова 31 января

Ирина, спасибо за тёплые слова и пожеланияimage ) Очень-очень приятно! Полюбовалась и я Вашими красавицами! Очень душевные куколкиimage )

Анастасия 03.11.2017

Ольга, большое спасибо! Прекрасный мастер-класс, все очень подробно описано, ничего не пришлось искать дополнительно, с первого раза получилась Подорожница для дочки, которая давно просила куклу-оберег.

Анастасия, и Вам спасибо за отклик! Очень рада, что куколка получилась!!!

Татьяна 31.08.2017

Замечательный Мастер-класс! Действительно, сделано всё Мастерски: и МК и конечто-же сама Подорожница. Браво! Большое спасибо!

Татьяна, совсем не за чтоimage Рада, что мастер-класс и Подорожница Вам понравилисьimage

Очень понравился Мастер-Класс! Огромное спасибо!!!

Ольга, я очень рада! Спасибо за отклик!

Прелестная куколка! Очень нравятся такие! Удачи!{#}

Любовь, спасибо большое!!!

Куколку доделала

Вероника, ура-ура! Какая у Вас получилась красотулька! Цветовая гамма очень гармоничная.

Углядела и себя в Вашем компьютереimage .

Ольга добрый день. У меня вопросик про матерьял для лица. ну никак ровным не получается{#}. Может особый лён какой то? или вязка материала? или от размера головы в отношение к туловищу зависит?

Venefica, здравствуйте! Лён я использую обычный, но довольно плотный, не мягкий. Однако мне думается дело не в ткани. Если проблема в том, что образуются складочки на лице куклы, то это вопрос опытаimage Со временем будут получаться гладенькие личики. И конечно, чем больше разница между размером шеи и головы, тем больше образуется складочек. Прежде чем крепко обматывать шею ниткой максимально выровняйте ткань в области лица.

CrazyCat 20.08.2017

Замечательный МК, так много фото, все предельно ясно!{#}{#} С удовольствием голосую!{#}

Оля, спасибо Вам за отклик и голос!!!

Спасибо за МК !!!{#}

Валерия, совсем не за чтоimage

Такую конструкцию Подорожницы я еще не встречала! Такая крепенькая и ладненькая! Спасибо!!!Захотелось сделать!!!!

Людмила, очень рада! И Вам спасибо!

Спасибо за крохотулечку!

Ирина, совсем не за чтоimage

BEAUTY WOOL 14.08.2017

Замечательная куколка!

Ольга, спасибо!!!

Спасибо за мастер класс. Обязательно сделаю!!!{#}

Venefica, совсем не за что. Будет здорово!!!

Очень красивая куколка, у меня есть на счасть, но без мешочка как то носить не удобно. А здесь не просто куколка, а ещё и мк по мешочку, очень здорово. Ещё раз ОГРОМНОЕ спасибо

Venefica, да... мешочки бывают нужны для разных куколок и разных делimage Будет здорово, если МК пригодитсяimage

Очень милая куколка получилась, и мастер - класс понятный, много фото! Всё красиво сделано и профессионально! Вы настоящий мастер!

Юлия, рада, что куколка Вам понравилась. Спасибо за отклик!

Замечательная! Спасибо большое. Я более легкий вариант делала. Но эта куколка очень понравилась.

Светлана, и этот вариант совсем не сложный. И Вам спасибо!

Чудесный мк!! Трогательная,душевная куколка....Спасибо!! {#}

Наталья, спасибо за отклик!

Katerina Frolova 13.08.2017

Большое спасибо за вдохновение!! Непременно стану такие обереги делать!! Супер мастер класс.

Катерина, совсем не за чтоimage Рада, что МК понравилсяimage

Очень здорово!!!

Фрау Мейер, спасибо большое!

Великолепный мастер класс. Очень грамотно подан материал. Фотграфии отличные! Спасибо мастеру.

Яна, спасибо за отклик! Рада, что МК понравилсяimage

Какая прелестная, русская куколка вышла! И мастер класс подробный.. Полюбовалась на Ваши работы, Ольга, они чудесные! Удачи Вам!{#}

Любовь, спасибо большое!!!

Замечательная Невеличка! - очень милая, да ещё и с мешочком-домиком )) И хороший Мастер-класс! Спасибо!

Наталья, очень рада, что куколка и мастер-класс понравилисьimage Совсем не за чтоimage

Спасибо! Какая чудесная куколка! Душевная, прекрасная! Все очень подробно и понятно, очень хочется повторить! Очень люблю народных куколок {#}{#}{#}

Анна, спасибо большое!!! Заглянула и к Вам в гостиimage ) Очень душевные у Вас работы! Полюбоваласьimage )

Замечательный мастер-класс, спасибо, Оля. Обязательно такую смотаю для себя, мне ваши работы очень нравятся. Успехов вам в творчестве.

Елена, и Вам спасибо, за отклик и пожеланиеimage

Елена (Vlaslena) 09.08.2017

Ольга, спасибо, мастер - класс понравился .Желаю удачи в конкурсе !!!

Елена, очень рада! Спасибо большое!

Оля, спасибо за чудесный и такой подробный мастер-класс! Все легко и понятно, замечательное оформление,отличные фотографии{#} Давно хочу попробовать сделать подобную куклу-хранительницу. Забираю в избранное{#}

Алёна, совсем не за чтоimage Очень рада, что все понятноimage

Ольгуня ))) 09.08.2017
Хорошенькая подорожника. Только в мешочек надо ещё монету положить, чтобы деньги на дорогу домой были. И кукла с таким добротным чехлом на одну поездку больно жирно. Достаточно в носовой платок замотать. Ведь после поездки куклу необходимо поблагодарить, разобрать без использования ножниц и сжечь. Я клиентам так делаю. И во время изготовления куклы нужно молчать. И ни в коем случае не шептать молитвы. Потому что кукла от язычества. И нельзя это путать. Работать не будет.

Ольгуня, спасибоimage Я делаю подорожницу не на одну поезку, поэтому и мешочек основательныйimage Мне видится, что куколка во время поездок нарабатывается и приобретает бОльшую силу. А традиции полагаю были в разных местах разными.

Ольгуня ))) 09.08.2017
Ольга Миронова, А оговор тогда какой? Помощь во всем поездках? Подорожницу изготавливают только для дальних важныхпоездок, чтобы определённое дело сошлось. Допустим, приехать с заработков из Москвы с соразмерной работе клиента зарплатой в целости и сохранности, вовремя.

Ольгуня, я вижу предназначение подорожницы, как помощь во всех поездках и путешествиях....далеких и близких. Брать ли ее в дорогу или нет, решать каждому исходя из своих ощущений и своего мировоззрения. Я не придерживаюсь всех традиций, которые были в прошлом. Сейчас мы живем иным образом жизни чем наши предки, и с заработков из Москвы ездит уже далеко не каждый. Вашу точку зрения я поняла.

Крошечка-Хаврошечка...)) Очень милая... да ещё и с мешочком!!!!

Светлана, спасибоimage Рада, что куколка прнравиласьimage

Очаровательнейшая малышка!!! Спасибо!!!!{#}{#}

И Вам спасибо, Юлияimage ) Оооочень приятно!image )

Марина 09.08.2017

Олечка, огромное спасибо за новый МК! Как всегда всё безупречно, понятно, хочется повторить! Ты большая Умница! Восхищаюсь твоими умелыми ручками! Желаю победы в конкурсе!

Мариночка, и Вам большое спасибо за пожелание и теплые слова! Победа в конкурсе совсем не главное...участвую совсем по другим причинам. Очень хочется чтобы о куколках узнавали и создавали.image

Марина 11.08.2017

Ну меня то ты точно увлекла своими работами! Уже второй год и сама учусь по твоим МК, и мои ученики. Низкий поклон!

Мариночка, я очень рада!!!

Ольга! Спасибо за замечательный МК! Как всегда, очень подробно и понятно. Куколка замечательная! Удачи!)

Надежда, спасибо, что заглянули и спасибо за пожеланиеimage Рада, что МК понравилсяimage .

Полюбовалась и Вашей красавицей Крупеничкой! О способе создания мешочка без иглы даже и не слышала. Спасибо, что поделилисьimage

Очень ладненькая и симпатичная куколка! Спасибо за МК!

Юлианна, совсем не за чтоimage

Ольга, всегда в большом восхищении от Ваших работ и Мк. Этот урок, считаю, может освоить любой желающий при наличии "хотения"). Спасибо Вам и успехов!

Светлана, спасибо большое за отклик и пожелание! Очень рада, что мастер-класс Вам понравился{#}.

Чудесно,спасибо,удачи!

Марина, спасибо большое!!!

Отличный МК! Спасибо!)) А Невеличка вообще слов нету, Супер!!!

Инна, спасибо большое!!!

Елена 09.08.2017
Какой замечательный Урок и какая чудесная получилась Невеличка!)) Олечка, спасибо преогромнейшее за Ваши очаровательные Творения и за то, что Вы делитесь с нами своими Знаниями и Умениями!

Леночка, спасибо за теплые словаimage Очень рада, что мастер-класс и куколка понравилисьimage

Замечательная куколка получилась! И мастер-классы у Вас, Ольга, всегда такие душевные и хорошо оформленные!

Желаю удачи в конкурсе!

Рубрики мастер-классов