Как свалять валенки для куклы

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Как свалять валенки для куклы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Наши мудрые предки подарили нам много поучительных изречений. Одно из них «готовь сани летом, а телегу зимой» подразумевает, что ко всему нужно готовиться заранее. Зачем? Чтобы не попасть впросак, быть собранным к нужному моменту.

Предлагаю последовать этой житейской мудрости и научиться валять валенки в технике мокрого валяния. Начать можно вот с таких небольших, но многофункциональных валеночек. Они могут быть использованы в качестве оригинального сувенира коллегам, милого подарка родным и друзьям. А возможно они порадуют ваших детей, когда их любимая кукла получит новую обувь.

Предлагаемая работа доступна каждому начинающему валяльщику, хоть немного знакомому с данной техникой. Прочитав данный мастер-класс, а также приложив N-е количество усилий, вы сумеете свалять не только валенки, но и тапочки, чуни, принцип их изготовления практически одинаков. А предстоящей зимой вы сможете похвастаться теплыми уютными вещами собственного изготовления!

русские валенки

Постараюсь описать весь процесс валяния подробно, а также поделиться своими небольшими «секретиками».

Начинаем!

Нам потребуется: шаблон выкройки; гребенная шерсть основного цвета около 15-20гр.; пленка, в народе названная «пупыркой»; сетка; мыльное средство; скалка; ножницы; горячая вода, линейка. Для декорирования: шерсть различных оттенков, буквально грамм по 5; по желанию — волокна вискозы. 

оригинальный подарок

Свой шаблон я строю сразу на оба валенка. Так проще выполнить их одинаковыми как по форме и толщине, так и по рисунку. Для вашего удобства свой шаблон я сфотографировала на листе школьной тетради, его легко можно скопировать по клеточкам. 

обувь для куклы

подарок своими руками

Размер готовых валенок, выполненных по данному шаблону: длина 7 см, высота 7 см. Однако, надо учесть, что k усадки у разной шерсти не одинаков. 

оригинальный сувенир

Всю работу можно условно разделить на 5 этапов: на 1-м раскладываем шерсть, на 2-м декорируем, на 3-м уваливаем, на 4-м придаем валенкам форму; на 5-м любуемся и радуемся обновке.

И так, этап №1.

Берем «пупырку», кладем шаблон и начинаем закрывать шаблон шерстью. Используем стандартную раскладку: один слой вдоль шаблона, второй — поперек. Сразу «секретик»: «пупырку» вначале я кладу пузырьками вниз. Так значительно удобнее поднимать шерсть с клеенки при загибах с одной стороны на другую.

В месте сгиба валенка и на пятке шерсть выкладываем следующим образом:

валенки мокрое валяние

Далее пользуемся стандартной раскладкой. 

валенки своими руками

Шерсть стараемся отрывать и раскладывать ровными кусочками без просветов. Если видите, что где-то это не получилось, добавьте. Иначе дырка вам обеспечена :(

свалять валенки

Накрываем сеткой, стараемся избегать сдвигов. Смачиваем горячей водой, намыливаем. Можно сразу сделать мыльный раствор и поливать им. 

Придавливаем ладошками в разных направлениях.

мастер класс по валянию

Еще один «секретик»: на данном этапе я советую не тереть, а только прижимать, надавливать на шерсть т.е. поработать вибро-машинкой. Так вы избежите сдвигов шерсти и образования на поверхности сетки катышков, которые придется постоянно удалять. Прижимаем раз 30-40.

Поднимаем сетку. Аккуратно переворачиваем шаблон. Приподнимаем и заворачиваем выходящие за шаблон волокна шерсти. 

мастер класс валенки

Начинайте с «неудобных» мест: сгиб от стопы к подъему (дальше буду писать просто сгиб), носок, пятка. В месте сгиба ни в коем случае не разрывайте шерсть! Возьмите шерсть пальцами, чуть растяните в стороны и уложите на шаблон. Старайтесь шерсть укладывать плотно к шаблону, иначе потом получите некрасивые рубцы. На носке и пятке шерсть наоборот немного припосаживаем (собираем). Следите, чтобы не было толстых прядок, рубцов. Если получились — разровняйте, чтобы было легче — добавьте немного воды.

На следующем фото справа показана возможная ошибка.

шаблон валенки

Устраняем ее :)

сувенирные валенки

Вытираем насухо руки. Повторяем раскладку шерсти: вдоль, поперек. Мочим, мылим, прижимаем. Переворачиваем. Загибаем концы шерсти. После того, как вся шерсть загнута, немного пригладьте ее от концов шаблона к середине, чтобы обеспечить плотное прилегание, особенно в месте сгиба.

Еще раз повторяем раскладку шерсти с обеих сторон. Поскольку толщина выложенной шерсти стала больше, количество надавливаний-прижиманий можно увеличить до 50.

В итоге получаем такую вот «заготовку-болваночку».

валяем валенки

Этап 2. Декорирование. Очень я люблю этот отрезок работы!

Отмеряем середину работы, надавливая на заготовку чем-то острым, например, кончиками ножниц. Это необходимо чтобы раскладка декора получилась равномерной на обоих валенках.

валяние из шерсти

Продумайте последовательность, в которой вы будете выкладывать цвета. И начинайте рисовать! Что называется, куда душа поведет. Мне захотелось изобразить переливы света в морских волнах. На середину шаблона (это верхний край валенка) выкладываю поперек шаблона темно-синий цвет. Дальше отрываю совсем небольшие кусочки шерсти, немного сминаю их с одного конца (иногда с обоих), чтобы сформировать переход от одного цвета к другому.

Ход работы такой: отрываю два одинаковых кусочка шерсти, выкладываю один на левую сторону, второй — на правую. Отрываю два кусочка другого цвета, выкладываю на левый, затем — на правый. 

как свалять валенки

После 2-3 цветов накрываю сеткой, несколько раз прижимаю, чтобы зафиксировать шерсть. 

Убираю сетку. Продолжаю выкладывать разноцветье. Чтобы придать рисунку выразительности, добавляю немного волокон вискозы. Когда вся сторона задекорирована, переворачиваю работу, загибаю шерсть.

Ориентируясь на цвет загнутых кончиков, выкладываю цвет на другой стороне шаблона. Рисунок не обязательно повторять точь-в-точь. Главное — на краях шаблона не делать резких переходов с одного цвета на другой. Иначе готовый валенок будет выглядеть как две отдельные половинки :)

Переходим к этапу №3.

Чтобы не «размазать» рисунок, шерсть необходимо притереть. Кладем нашу расписную «заготовку-болваночку» на край сетки, накрываем другим краем и очень нежно начинаем придавливать и тереть ладошками. 

Периодически приподнимаем сетку, чтобы она не привалялась к шерсти. Поправляем рисунок, если что-то съехало. 

Переворачиваем работу вместе с сеткой, притираем рисунок с другой стороны.

Как только верхние волокна шерсти сцепились, начинаем работать скалкой. Нажимаем не сильно, войлок еще совсем рыхлый и подвижный. Катаем в разные стороны. Не забываем периодически приподнимать сетку.

Убираем сетку. Чтобы руки лучше скользили и шерсть за ними не тянулась, надеваем перчатки (обычные полиэтиленовые). И легонько притираем шерсть по краям шаблона. Помните, шерсть должна лежать как можно плотнее к шаблону! 

Переворачиваем «пупырку» пузырьками наверх. Сгибаем ее пополам. В середину кладем заготовку. И дальше снова работаем скалкой. Раскатываем минут 5 наш «пирожок» во все стороны. Сначала нажимаем не сильно, постепенно нажим усиливаем. Тем самым мы прорабатываем не только верхние, но и внутренние слои шерсти. 

Можно из «пирожка» сделать «рулетик»: наворачиваем на скалку заготовку вместе с «пупыркой», закручиваем все в полотенце и катаем еще минут 5-7. 

Чтобы «рулет» не разворачивался, я закрепляю концы резинками.

Как узнать, что этап №3 закончен?

  1. Если вы прищипнете и потяните шерсть, отделяться будут единичные волоски.
  2. Шаблон стал «мал» и начал коробиться.
  3. Все детали рисунка хорошо держатся.

Это значит, что мы подошли к этапу №4.

Расправьте работу. Снова отмерьте середину и разрежьте заготовку пополам.

Можно разрезать вместе с шаблоном. Если вы планируете использовать шаблон неоднократно (или просто вам его жалко), сделайте по краям надрезы, аккуратно подцепите все слои шерсти, разрежьте. Убедитесь, что прорезана вся шерсть!

Не спешите сразу снимать валенки с шаблона. У меня для вас еще один «секретик»!

Сначала на шаблоне проработайте края как показано на следующем фото.  Тем самым вы заваляете шерсть в месте разреза и получите ровные края вашего изделия (а это всегда актуально при мокром валянии!), которые не будут требовать дополнительной обрезки.

Когда край валенка в месте разреза заваляется и уплотнится, можно снять работу с шаблона. Старайтесь не тянуть за край! Войлок еще не достаточно устойчивый.

Проработайте каждый валенок в местах, где он был сложен. Если вы следили за плотным прилеганием шерсти к шаблону, то никах рубцов быть не должно. 

Потом прорабатываем валенки по всей площади: мнем, трем, снова мнем, снова трем, словом валяем. Не забываем придавать форму. Так как валенок достаточно маленький, для придания формы можно воспользоваться подручными материалами. Например, на маленькой ложке (детской или кофейной) удобно формировать пятку и носок. Вполне подойдут пластиковые одноразовые ложки, только в этом случае для прочности сложите их две вместе. Голень можно без труда проработать на указательном пальце.

В процессе работы добавляйте теплой воды.

Войлок постепенно должен стать плотным, а валенок уменьшиться в размерах и хорошо держать форму.

Для придания окончательной формы я использую колодки. Одеваю валенок на колодку и заканчиваю довалку уже на колодке. Колодки необходимого размера делаю сама (кому будет интересно-пишите в комментариях, с удовольствием поделюсь опытом). Кроме того, сушка на колодке успешно препятствует образованию «целлюлита» (сравните две следующих фотографии).

Остается как следует прополоскать и просушить работу. Валенки готовы.

Вот и все. Ой, нет. Еще остался не выполненным этап №5! Любуемся на дело рук своих, хвалим себя и говорим: «Какая я молодец! Теперь я смогу свалять валенки!»

Мой темнокожий мальчуган остался доволен обновкой :)

Комментарии (40)
Лана Соколова 1 января
Спасибо,буду пробовать завтра, а то без МК такой страх вышел)))
Наталия 28.02.2017

Только сейчас добралась до вашего мк! Спасибо! Если не трудно дайте

, пожалуйста ссылочку на мк по созданию колодок!

Lara (authorswork) 28.02.2017
• ЮлияТ • 20.12.2016

ОТЛИЧНЫЙ МК!! СПАСИБО!!!

Спасибо за мастер-класс! Как раз обдумываю сей аксессуар, только масштаб мельче... =) очень кстати нашла. Откройте секрет, из чего шаблон? И почему он сперва белый - внутри валенки белые?
Lara (authorswork) 09.12.2016

Елена, для шаблонов я использую Икеевскую подложку variera. Она плотная, хорошо гнется, когда нужно доставать шаблон.

Да, валенки внутри белые, т.е. первый слой был выложен белой шерстью. На фото для наглядности показана раскладка уже следующего слоя. Просто когда фотографировала первый слой получалось не очень хорошо видно направление волокон. А голубой на белом все хорошо видно.

Теперь всё ясно, благодарю за подробный ответ! =)

Скажите, а сетка- это канва?

Lara (authorswork) 05.11.2016

Нет, не канва. Сетку можно купить в магазинах рукоделия, она так и называется: сетка для мокрого валяния. А можно (будет дешевле) купить в хозяйственном магазине. Это сетки на окна от комаров, их обычно продают метражом. Нужно выбирать самую тонкую и мягкую.

Lara, огромное спасибо! Сегодня по Вашему МК сваляла свои первые валеночки. Я-то валяю по-сухому, а валеночки котику хотелось как настоящие. И хотя будущий хозяин еще не полностью доделан, но обновку померить уже готов, а мне нетерпится похвастаться. Мастер-класс просто супер! Еще раз большое СПАСИБО!!!!

Lara (authorswork) 05.11.2016

ЗдОрово! Какой славный котейка! Теперь ему не страшны никакие морозы{#}

У меня вопрос. Сколько валенки займут времени? Чувствую, не успеваю {#}

Lara (authorswork) 01.10.2016

Лариса, у меня уходит в среднем 2 часа. Но это еще зависит от того, какой декор Вы выберете. Если валять однотонные, без "украшалок" - часа 1,5.

Спасибо, я обязательно попробую! Хоть куклам сделать, а хочется и себе))

Lara (authorswork) 02.10.2016

Если себе, то можно при желании можно обойтись и без колодок, хотя они значительно упрощают процесс.

А как обойтись без колодок?)

Lara (authorswork) 03.10.2016

Если для кукол, лучше сделать колодки, т.к. обувь очень маленькая сформировать желаемую форму и проработать войлок качественно очень сложно. Может кто-то как-то и делает, я всегда пользуюсь колодками. Если на "человеческую" ногу, то можно без колодки. В этом случае я практически сразу как снимаю работу с шаблона начинаю работать над формой. Где просто руками (ладонью, кулачком), где с помощью подручных приспособ. Надо только следить за тем, чтобы правая и левая нога не разбежались {#}

Спасибо, что делитесь с нами!)

Lara (authorswork) 03.10.2016

Пожалуйста, всегда рада помочь

Наталья 14.09.2016

Ура! Ждем колодки! Спасибо за мастер-класс!

Lara (authorswork) 14.09.2016

И Вам спасибо! МК по колодкам уже в работе.

Sona 13.09.2016

Очень интересен процесс изготовения колодок для игршечных валеночек -- поделитесь, пожалуйста, если не сложно ))

Lara (authorswork) 13.09.2016

Соня (я правильно к Вам обращаюсь?), в нескольких словах описала как я делаю колодки в предыдущем комментарии. Так как мне пришло несколько подобных вопросов в личку, скоро сделаю подробный МК по колодкам, а то, чтобы каждый раз все описывать - не будет времени на работу{#}.

amanueltanya 13.09.2016

очень милая миниатюрная обувка для малыша. здорово!

расскажите пожалуйста, как вы делаете колодки?

Lara (authorswork) 13.09.2016

Рада, что Вам понравился мой МК. Поскольку колодок я использую достаточно много, одно из требований - доступная цена. Поэтому, перепробовав несколько материалов, остановилась на соленом тесте. Из-за миниатюрности таких изделий, колодки не требуют особо сильного воздействия, вполне достойно выполняют свою функцию, а их стоимость получается около 10 рублей{#}

Спасибо ! Замечательно ! {#}{#}{#}

Какие хорошенькие, спасибо за МК !!!

Lara (authorswork) 13.09.2016

Пожалуйста, скоро валеночки появятся в магазине

Тоже валяла малепусенькие валеночки на игрушку. Ваш МК позволил вспомнить весь этот процесс)))

О, вот спасибо! Давно хотела попробовать соорудить кукле валеночки из шерсти, что остается при изготовления кукольных трессов. Теперь можно точно попробовать!

Lara (authorswork) 13.09.2016

Марина, думаю, у Вас все получится, тем более материал под рукой! Если что-спрашивайте, с удовольствием поделюсь тем, что умею сама.

Классный мастер класс!!!Спасибо! так хотелось свалять своим куклам валеночки.по такому мастер классу точно получатся.

Lara (authorswork) 13.09.2016

Света, конечно, пробуйте! Вашим куколкам они понравяться, тем более, что зима не за горами!

Какие валеночки милые! {#} Повезло кукле! {#}Спасибо за внятный и полезный мастер-класс!

Lara (authorswork) 13.09.2016

Пожалуйста, я старалась!

"Nadeni" Надежда 13.09.2016
Отличный мк!!! Спасибо!!!!
Lara (authorswork) 13.09.2016

Пожалуйста! Рада, если мой МК будет полезен!

Спасибо за МК. Очень интересно и понятно.

Lara (authorswork) 13.09.2016

Наталья, присоединяйтесь к любителям валяния!

Рубрики мастер-классов