Реставрация старой полки с помощью самодельной меловой краски

Реставрация старой полки с помощью самодельной меловой краски | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Почти у каждого дома есть старая полка, которая давно мозолила глаза, но выбросить ее было жалко. Что же с ней можно сделать, чтобы она гармонично вписывалась в интерьер? Попробуем ее задекорировать с помощью самодельной меловой краски.

В первую очередь нужно определиться с функциональностью нашей полки: где она будет находиться — в кухне, комнате, прихожей, на даче. От этого будет зависеть какие материалы можно будет использовать. Например, дачная деревянная мебель должна быть обработана от грибка и плесени и должна иметь устойчивое к влаге покрытие; если полка будет висеть на кухне, то она должна быть готова к интенсивной уборке с помощью моющих средств и так далее. Я решила, что моя полка будет нужней в комнате сына-пятиклассника, чтобы он мог складывать свои школьные учебники и ноты, не боясь, что их «почитает» маленькая сестричка.

Итак, начинает постепенно складываться образ — мы сделаем полку для книг в комнату мальчику подростку. Теперь нужно определиться, как полка будет выглядеть, то есть создать дизайн-проект. Я, честно говоря, не могу работать, если не представляю себе будущее изделие. В голове должен сложится определенный образ, фотография. Хотя я знаю, что многие мастера работают по наитию, и у них получаются прекрасные работы. Но я все же живу по принципу, который выражен в одной цитате: «Если мы не знаем куда мы идем, то очень удивимся, придя не туда». Посоветовавшись с сыном, мы выбрали образ «Путешествие» и стиль «Старый чердак». Это не навязчиво, вполне подходит к его характеру и не зависит от подростковой моды. Цветовую гамму я подбираю, ориентируясь на гармоничные палитры цветов. Под интерьер комнаты нам подошла следующая палитра:

реставрация мебели

Не так давно я увлеклась работой меловой краской, она имеют множество преимуществ для покраски мебели, особенно старой — ложится практически на любую поверхность, не требует грунтовки, очень укрывистая. При всех достоинствах возникает одна очень большая проблема — в нашей стране ассортимент меловой краски для декорирования мебели не велик, а цены весьма кусачие, учитывая доставку в регионы. Поэтому выход только один — делать краску самим. Если краска получится качественная, то можно получать любое количество и практически любой цвет. Но для начала приведем в порядок поверхность нашей полки и подготовим ее к декорированию. Конечно, меловая краска ложится практически на любую поверхность, но не забывайте, что старая мебель имеет загрязнения - жирные пятна, следы от косметических средств и т.д. Кроме того, она может быть покрыта каким-нибудь «суперстойким нитролаком», как в моем случае. Поэтому перед тем как красить обязательно обезжирьте поверхность, можно даже помыть ее с помощью моющего средства, и слегка отшлифуйте старое покрытие, что бы лучше была адгезия. 

Теперь воспользуемся шпатлевкой и выровняем все выколотые сучки и сломанные шипы соединения. Для того чтобы получилась нужная консистенция, я смешиваю две шпатлевки — этот прием я увидела на мастер-классе у Татьяны Чимбирь. Одна «Текс» по дереву — она очень плотная, но мелкодисперсная и крупные дыры не закроет. Названия второй шпатлевки я не помню, она имеет рыхлую, объемную консистенцию, но, к сожалению, быстро откалывается при работе шлифмашинкой. Смешав эти две шпатлевки (1:1) я получила одновременно объемную и прочную смесь. 

полка

Теперь нужна моя самая любимая вещь в работе с деревом, фанерой, особенно со сборными изделиями — шлифовальная машинка. Выравниваем наждачкой № 80 или 100 шпатлевку. Затем наждачкой № 150-200 проходимся по всей полке снаружи и изнутри. Летом я шлифую на балконе, а в холодное время — в ванной.

полка для книг

Самое время заняться приготовлением меловой краски. В интернете я нашла несколько рецептов меловой краски, с затиркой, гипсом, зубным порошком, карбонатом кальция, содой, крахмалом и т.д. И что хочу сказать — качество краски будет зависеть от ингредиентов, которые у вас есть в наличии. В основном рецепт меловой краски включает 3-4 основных компонента: 1) водно-дисперсионная краска (латексная или акриловая); 2) гипс, затирка для швов, крахмал, сода и так далее; 3) вода. Качество меловой краски будет зависеть от состава каждого компонента. Когда я только заинтересовалась меловой краской, я взяла самый распространенный рецепт, который есть в книге Светланы Шамшиной, но краска получилась отвратительного качества. Я считаю, что это из-за того, что у нас нет латексной краски тех фирм, которые используют мастера для приготовления меловой краски. Если я добавляю затирку в тех пропорциях, что в рецепте, то латексная краска сворачивается комком, а если меньше, то при лакировании краска смывается лаком. Тогда я решила разобраться в этом вопросе, что же не так. Оказывается состав латексной краски для стен и потолков очень разнообразный, от акриловой до карбонатной основы. Соответственно и результат применения краски будет разный. То же самое и со вторым компонентом, особенно если вы используете гипс. Дело в том, что гипс бывает разной консистенции. Я пробовала использовать архитектурный гипс и гипс для детских поделок — краска не получилась, так как гипс крупновато размолот, кроме того может быть низкое качество самого гипса. На англоязычных сайтах в основном для приготовления меловой краски используется так называемый «Парижский гипс», который многие считают эталоном качества. 

Что еще хотелось бы сказать о приготовлении меловой краски. Никогда не берите рецепт бездумно, пытайтесь разобраться в составе ингредиентов. Это даст вам больше возможностей для экспериментирования. Подумайте, какую роль в составе играет каждый компонент. Например, карбонатные латексные краски более хрупкие, с помощью меловой краски на их основе можно очень удачно подчеркнуть структуру древесины в изделии. Для этого нужно нанести краску, дать высохнуть, а затем пройтись мягкой шлифовальной губкой. Если же нужна прочная основа, то попробуйте латексную краску для наружных и внутренних работ. Я пробовала также делать меловую краску на основе акриловой для наружных и внутренних работ, тоже результат неплохой. Что касается второго компонента — затирка для швов или сухая гипсовая шпатлевка, то от них зависит консистенция краски, прочность покрытия, стойкость к внешним воздействиям — чем больше второго компонента, тем гуще и тверже будет покрытие. 

Еще один момент — почему мне не нравится использовать одну акриловую краску для покраски мебели. Я читала много мастер-классов на Ярмарке Мастеров и многие пользуются простой строительной акриловой краской. Но мне не нравится, что она не дает равномерного покрытия, оставляет следы от кисти и быстро сдирается. Меловая краска многокомпонентная и может иметь столько функций и эффектов, сколько вы захотите. Нужно пробовать, не бояться экспериментировать. В результате многочисленных экспериментов я разработала свой рецепт меловой краски, которая не уступает по своим качествам промышленным, но пока не буду его публиковать пока не протестирую с различными техниками декорирования.

Теперь пару слов о подборе цветов для колеровки. При колеровке я пользуюсь сочетаниями цветов для меловых красок Annie Sloan, которые широко публикуются в интернете. Цветовая палитра этих красок мне очень нравится — есть яркие цвета, но они очень комфортны для восприятия, не режут глаза, очень много пастельных оттенков. Я распечатала таблицу цветов и колерую по ней.

полка для мальчика

Теперь от теории и подготовительных работ вернемся к полке для книг. Краску я замешиваю в небольших банках с широким горлышком. С хорошими кистями для покраски мебели у нас, так же как и с краской, туговато. Кисти с натуральной щетиной продаются в строительных магазинах жесткие и жидкие, совсем не то, что хотелось бы. Неплохого качества Matrix и Зубр. Но, наверное, самые лучшие кисти — это профессиональные малярные, их можно купить в интернет-магазинах. 

книжная полка

 Окрашиваем полку в два слоя с промежуточной просушкой.

реставрация полки

 Вот что получилось. Покрытие очень плотное, двух слоев краски вполне достаточно. Внутреннюю сторону полки я выкрасила цветом Emperor Silk, прошкурила мягкой шлифовальной губкой (можно воспользоваться наждачной бумагой № 500-1000) и покрыла двумя слоями акрилового паркетного лака. 

покраска мебели

Теперь задекорируем снаружи боковые стенки с помощью салфеток и вживления. Салфетки я выбрала с черно-белыми фотографиями, а для вживления взяла рисунки винтажных почтовых штампов, распечатанных на лазерном принтере.

мастер-класс

Вырезаем из салфетки картинку и приклеиваем обычным способом. Кстати, на меловую краску салфетка приклеивается идеально. После просушки зашкуриваем всю поверхность шлифовальной губкой и протираем сухой тканью.

декор мебели

Затем покрываем всю полку снаружи двумя слоями лака. Кстати, после лакировки получился очень интересный декоративный эффект. Просушиваем поверхность и вживляем картинку. Чтобы края картинки были не заметны лак наносим только на сам штамп, а не на весь лист бумаги. После просушки смачиваем бумагу и скатываем ее. Если края картинки все же заметны, то нужно аккуратно их зашкурить наждачкой № 320-500. Покрываем финишным лаком, акриловым, акрил-уретановым или другим, который вам нравится.

фото мастер-класс

После просушки я решила дополнить полку крючками, чтобы ребенок мог повесить какую-нибудь свою мелочевку. Крючки у меня были цвета «Старая бронза», а с саморезами не повезло, бронзовых я не нашла. Но это не беда — их можно покрыть битумным лаком и они приобретут старый вид.

Петли-навесы лучше выбирать покрепче, зная вес школьных учебников.

Вот, что получилось в итоге: «Полка со старого чердака», так мы ее назвали. На мой взгляд, достаточно интересно и функционально. Можно весить на стену и складывать учебники.

Надеюсь, мой мастер-класс окажется полезным всем любителям переделок. Спасибо за внимание.

Комментарии (35)

Результат очень понравился,оригинальная полочка!

Спасибо большое {#}

а что за битумный воск и где продается?

Мария, битумный воск используется для искуственного состаривания изделия и продается в интернет-магазинах и на ЯМ, но я, например, его не использую, больше люблю акриловую краску цветов "умбра натуральная" или "умбра жженая". А если нужен темный воск, то можно смешать маслянную краску "умбра натуральная" с обычным бесцветным воском для мебели. Работать с этой смесью можно как с битумным воском.

ок спасибо!

Я делала меловую краску она мне понравилась.Купила латексную акриловую + затирка .Не грунтовала и не лаировала ,когда красила мебель ,,ничего не смывается ! Стоит! А метал красила сначала грунт ,потом меловая краска ,потом лак и всё ОК! Красиво ,мне нравится ! Меловая краска супер ! Когда вам понравится ,поделитесь своим рецептом !{#}

Елена, обязательно поделюсь. Я сейчас столик декорирую с меловой краской, хочу посмотреть будет ли держаться объемный декор (через трафарет или объемная роспись, еще не решила что будет уместнее).

Спасибо огромное. Первый раз услышала про такие краски. Уже хочется попробовать. А на стенах такие краски используют? Или лучше что-то другое? Не посоветуете?

Я сама, честно говоря стены еще не пробовала красить, но Светлане Шамшиной на вебинаре кто-то задавал этот вопрос и она сказала, что обои "под покраску" можно окрашивать меловой краской.

Как то пыталась размешать меловую краску с крахмалом. Консистенция понравилась, красила хорошо, поверхность получилась ровная, матовая, приятная. Но потом даже после покрытия акриловым лаком при наклейке салфетки вдруг от влажности в разных местах пошли пузырики, я замучилась их убирать и приводить все в порядок. Я думаю, это от крахмала. В итоге акриловый лак не лег, все время шли пузыри и после всех просушек и шлифовок покрыла алкидным. Вся измучилась. Буду пробовать с другими компонентнами. Спасибо!

Наталья, да скорее всего от крахмала, но большое значение имеет и состав латексной краски. Мне случайно попалась краска для потолков на карбонатной основе и с ней не идет ни гипс, ни затирка, только финишная гипсовая шпатлевка, но краска получается просто супер.

Ой, как мне подравилась получившаяся полочка! Спасибо!

В старой квартире была мебель советского производства, можно было разгуляться, но мне это было как-то неинтересно... А теперь все новое, а руки чешутся, "чтобы такого сделать плохого" {#}

Na-talia 07.09.2016

Хотелось бы понять суть меловой краски )

Я с ней дело не имела, но имела дело с потолком бабушкиной квартиры, покрытой побелкой, а побелка, как известно, имеет именно меловую основу. Смыть её невозможно, приклеить что либо невозможно (например потолочный плинтус), т.е. потолок после побелки проще всего зашить гипсокартоном, чем отмывать и пытаться покрасить нормальной краской.

Так для чего нужна меловая краска? Я смотрю, лак снял у Вас часть краски?

Наталья, это не лак снял краску, это я специально обрабатывала поверхность шлифовальной губкой, чтобы создать эффект старости, потертости и подчеркнуть структуру древесины. Меловая краска придумана для декорирования поверхностей разного качества и она имеет несколько иной состав нежели побелка в чистом виде. В интеренте очень много вебинаров, мастер-классов и статей о меловой краске. Почитайте, ей работать очень интересно.

я вот тоже не понимаю почему называется "меловая"))), может так перевели некорректно с иностранного и прижилось название.))

Т.Е. цитирую-----с потолком бабушкиной квартиры----------- эта краска не идет ни в какое сравнение)) Повторюсь, я крашу "Радугой" - она идет для деревянных и др. поверхностей и плюхаю туда затирку для плитки.Только слои сушить хорошо и потом не отшкрябать)

Светлана, меловая краска в своей основе содержит карбонат кальция, поэтому и "меловая" краска. Там выше в комментариях специалисты по реставрации мебели это отметили. А "Радугой" вы какой пользуетесь, что в основе краски?

нет банки под рукой, чтоб глянуть на какой основе.

просто там написано было для деревянных поверхностей - и мне этого было достаточно,)

Тогда это может быть и не меловая краска, но если хорошо красит, то пусть красит и дальше. А вы после покраски пробовали декорировать поверхность дальше?

ну правильно, не меловая)) меловой уже сделала я для покраски)), сверху воск

Интересно, я тоже сейчас эксперементирую, спасибо, что поделились! У меня есть страшный шкаф, я его решила облагородить и за одним пристроить краску и шпаклевку оставшиеся от ремонта. Сначала проэксперементировала на фанере, результат меня порадовал, хорошая укрывистость, и лак водный в одном экземпляре и воск в другом - легли что надо, посмотрим как будет на деле и во времени. Шкаф еще только зашпаклевала и нанесла краску на торцы, разберусь с заказами и ух ...оторвусь на шкафчике в два метра высотой{#}.

Удачи вам, у меня пока то же до шкафа руки не дошли. Как посмотрю сколько разбирать, так и браться не хочется.

Аналогично!

отлично!

Тоже делала меловую краску по рецепту Светланы Шамшиной (по тому, что есть в свободном доступе)...добавляла в латексную краску гипсовую штукатурку...получилась какая-то мелкозернистая...никак не могла избавиться от мелких комочков...у Вас получается гладкая консинстенция? Может посоветуете что-то другое добавить? Спасибо!

Если это вопрос ко мне -скажу так.Густая, чуть творожистая масса, и надо не переборщить с затиркой, т.к. чуть постоит и как бы разбухает,и становится гуще.

Светлана, я использовала гипсовую финишную шпатлевку. Смешайте ее с водой, а потом добавляйте в краску. Она имеет мелкодиспесную структуру и комки не образуются. И еще поколдуйте с пропорциями ингредиентов.

Я тоже люблю самодельную меловую))) Я в "Радугу" добавляю затирку.

Приятно шершавенькая,укрывистая.

ДА ! Затирка лучше всего !Краска приятная на ощупь !

Меловая краска - известковая, основное предназначение для потолков и стен.

А вот за этот комментарий большое спасибо, значит я правильно выбрала латексную краску - на карбонатной основе, с ней удобней всего работать.

Прошу прощения, а откуда Вы взяли что меловая краска имеет много преимуществ для отделки мебели, особенно старой?

Во-первых, в домашних условиях меловой краской пользоваться очень удобно, ее не сложно изготовить, она не требует специальной подготовки поверхности, и самое главное, для меня по крайней мере, она не токсична и почти не пахнет.

Во-вторых, я достаточно долго изучала опыт западных мастеров, где меловая краска очень популярна и на этом основании сделала вывод о ее преимуществах.

Кроме того, я не претендую на профессиональную реставрацию мебели, но задекорировать дома старый надоевший столик с помощью меловой краски - это очень красиво, модно и не дорого.

Мне кажется более точным для публикации подошёл бы заголовок - "Декорирование старой полки меловыми красками", поскольку реставрация мебели это совсем иная технология и другие материалы.

Слово "реставрация" в переводе с латыни означает "восстановление" и применительно к бытовым условиям реставрация - это восстановление внешнего вида домашних предметов. В статье речь идет не о профессиональной реставрации, как о технологии, а о восстановлении внешнего вида старых вещей с помощью самодельной меловой краски.

{#}Отлично, в итоге!!!{#}

Рубрики мастер-классов