Преображение старой гитары. Мезенская роспись

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Много лет пролежала на шкафу наша старая, ещё в студенчестве приобретённая гитара, которая прошла с нами множество туристических походов и слётов.

роспись по дереву, традиционный узор

И вот пришла мысль — почему бы не украсить наш интерьер расписной гитарой? Русский человек всегда стремился украсить свой быт. Сохранились древние росписи крестьянских интерьеров: украшали фасады домов, наличники, печь, входную дверь, скамью, кухонную утварь, люльку для мланденца, прялку... Учитывая мою увлеченность и влюбленность в мезенскую роспись,  гитара должна быть  расписана только в мезенском стиле.

Мезенская роспись по своему характеру наиболее древняя среди русских художественных промыслов. Её приёмы — письмо сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы, указывают на очень древние традиции. Выполнялась она размочаленной на конце щепкой и пером тетерева. Истоки Мезенской росписи теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен.

Орнаментальные полосы, составленные из геометрических символов и растительных узоров, собраны друг под другом. Центральное место в композиции занимают фризы с изображениями оленей и коней. Фигуры животных и птиц стилизованы почти до полной потери своих натуральных очертаний и воспринимаются как орнамент. Олени и кони изображались словно в торжественном ритуальном беге. Красно-коричневой глиной обозначались сами фигурки. Сажей намечались только линии крутой шеи и спины, по комариному тонкие ноги, образующие паутину узора, хвосты коней и рога оленей.

Символические птицы, кони, олени считались священными животными, добрыми божествами, приносили хозяину дома мир, счастье, благополучие. Внутреннее содержание символов, точное происхождение и взаимная связь уже практически утрачены.

декоративные элементы, музыкальный инструмент

Ход работы

Этап подготовки  изделия для росписи

С гитары снимаем струны. Лезвием, ножом, наждачной  бумагой снимаемстарую краску и лак. С обеих сторон ошкуриваем поверхность. Загрунтовываем разбавленным клеем ПВА. Даём просохнуть. В результате волокна древесины "встают дыбом". Зашкуриваем поверхность мелкой наждачной бумагой (№ 1 или № 2). Процедуру повторяем 3-4 раза, так как древесина старая, "рыхлая". Если заготовка новая, дерево плотное, то достаточно будет и двух слоев грунтовки.  

народные промыслы, преображение 2015

Второй этап. Нанесение рисунка

На поверхность гитары простым карандашом наносим рисунок, исходя из размера и формы изделия. Предварительно можно составить композицию на бумаге. Рисунок на тыльной стороне заготовки строим в виде горизонтальных орнаментальных полос.

Характерной особенностью мезенской росписи является её многоярусность. Выделяются три яруса, которые соответствуют трем мирам — подземному, наземному и небесному. В нижнем ярусе орнаментальная полоса может быть разделена на квадраты, треугольники, иметь диагональное деление. Здесь используются символы земли, воды, растительные и водные элементы.  Узоры имеют геометрический характер.

монохромный орнамент, музыка

В среднем ярусе главными фигурами являются кони и олени. Этот ярус более легкий, летящий. Там "гуляет ветер".

мезенская роспись

В верхнем ярусе главным является изображение птиц, воздушных знаков, символов солнца, бесконечности, огня. По высоте все ярусы разные.

этнические мотивы

На лицевой стороне гитары композицию строим иначе. Орнамент вписан в круг. Он должен повторять форму предмета, "прикладываться" к нему. Начинаем от центра. Чертим окружности на таком расстоянии друг от друга, чтобы вписать геометрические узоры. Вокруг отверстия деки гитары по окружности размещаем геометрические и растительные орнаменты. Птички плавно плывут по полуокружности в верхнем ярусе. Элементы росписи, расположенные по форме предмета, подчеркивают его особенность и уникальность. На порожке гитары располагаем растительный орнамент.

графические символы

Третий этап. Работа в красном цвете

В мезенской росписи используются всего два цвета: красновато-оранжевый и черный.

Красновато-оранжевой краской (темпера ПВА) наносим орнамент. В зависимости от необходимой  толщины линий это делается  колонковой кистью №1. №2 или №3. Животные — лошади и олени — рисуются одинаково. Ровное стилизованное туловище и крутая шея в виде красного пятна — цветового замалевка. Когда-то это рисовалось щепочкой, поэтому туловища животных сохранили еще ярко выраженные прямолинейные контуры. Лошадкам, в отличие от оленей, нужно пририсовать мордочку.

Птицы — уточки и другие рисуются мазком в виде капельки. Они могут быть совсем разными: лебедь, утка, куропатка... Но одинаковые в одной орнаментальной полосе.

гитара

После нанесения красочного слоя надо дать ему как следует высохнуть. Если появились неровности и шероховатости, то их снимаем лезвием (как бы "побрить"). Краску кладём несколько раз до тех пор, пока орнамент не станет непрозрачным, укрывистым. Каждый слой как следует просушиваем и "бреем". Угадать с качеством краски бывает сложно. Она может "поплыть" под лаком. Я придумала для себя такой способ: на уже укрывистый орнамент наношу слой клея ПВА (достаточно густого), аккуратными короткими мазками (не размазывая!). Даже если клей ляжет неровно, то после высыхания он будет незаметен. Качество клея надо проверить заранее — он может давать белесые пятна. Но если вы наконец нашли тот самый клей ПВА  и ту самую темперу, то можете уже заниматься только творчеством. Материалы вас не подведут!

декоративное панно

Четвёртый этап. Продолжение работы в цвете — чёрный контур

После того, как нарисованы все полосы орнамента в красном цвете и готовы первоначальные красные замалёвки фигур животных и птиц, черным цветом наводим контуры и прописываем дополнительные элементы. Черной водостойкой тушью вырисовываем  тонкие ноги животных, образующие узор.

Под ногами животных изображаются спирали, крестики, точки, волны, создающие ощущение движения. Волнистые линии, черточки, завитки, символы бесконечности, плодородия, солнца, дождя заполнили свободное пространство. У лошадок рисуется хвост и грива. Отличие оленя от коня заключается лишь в том, что вместо гривы рисуются рога и нет хвоста.

Элементы гитары, по возможности, участвуют в композиции. На порожке гитары "вырастает" растительный орнамент. Красные узоры подчеркиваем черным цветом: волнами, линиями и символами. У птичек появляется клюв и хвостик. Между фигурами птиц рисуем символы солнца, воды — так, чтобы получился орнамент в полосе.

дизайн интерьера

Заключительный этап

Поверхность гитары покрываем слоем алкидного лака. Он может быть матовый или глянцевый — кому что нравится.

После просыхания лакового слоя с поверхности сошкуриваем неровности. Лакировку надо повторить 2-3 раза.

мезенские олени

Итак, гитара готова. Осталось натянуть струны.

Теперь гитара не просто старый музыкальный инструмент. Я думаю, она займёт достойное место среди других мезенских штучек, которые то живут у нас дома, то кочуют по выставкам, то оседают у людей чтобы радовать их своей строгой лаконичностью и бесконечным разнообразием.

растительный орнамент

Я очень надеюсь, что вам понравилась уникальная и самобытная мезенская роспись. И возможно, кто-нибудь из вас возьмет и сделает подарок своим близким, расписав деревянное блюдце, кухонную доску или какой-нибудь предмет интерьера пользуясь этим живым и богатым языком древних духовных символов...

Спасибо за внимание!

Комментарии (9)
С-о 24.04.2015

Замечательное преображение музыкального инструмента. Очень мне понравился МК.

L.Mishkina 15.04.2015

Очень красиво!{#}

Natalie 14.04.2015

Как красиво получилось!

Sirma Root 14.04.2015

Здорово! У меня на даче живет старая домра (воспинания о музыкальной школе))). Она правда лаком покрыта, но я думаю, что акрил и поверх лака ляжет! Спасибо за идею!

Вера Седова 14.04.2015

Спасибо за внимание. Только лак я сошкрябала полностью. Гитара была тоже лакированная и еще тонированная краской. Поэтому лезвие, нож, шкурка. Потом грунтовка ПВА.

Да, такое замечательное преображение! А еще мне понравилась, что новая роспись визуально не ломает форму гитары, а подчиняется ей. И они взаимно украсили друг друга!{#}

Замечательная получилась гитара! В народном стиле. .... и ни у кого такой нет! Настоящий эксклюзив! {#}

Nadja Anikanova 14.04.2015

О, мне очень нравится мезенская роспись! Недавно купила книгу "Мезенская роспись", автор Наина Величко. Такая полезная, такая замечательная книга. И лошадки эти тонконогие мне решительно нравятся. Гитара получилась романтичная.

Вера Седова 14.04.2015

Здравствуйте. В оформлении этой книги автор использовала и мои работы. На титульном листе моя тарелка, на стр. 79 , стр.97, стр. 98, стр. 100.

Рубрики мастер-классов