Обновление пароля

 > Журнал > Мастер-Классы > Рождественский вертепный театр. Куклы.

Рождественский вертепный театр. Куклы.

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Макет и моделирование
Куклы и игрушки > Народные куклы
Сложность:   средняя
Время работы:   10 дней

Детям очень нравится смотреть мультфильмы. Их привлекает движущаяся картинка, яркие цвета, сказочность сюжетов. Когда-то, давным-давно,когда на белом свете не было ни компьютеров,ни телевизоров, ни, даже "великого немого" - синематографа, люди развлекали себя маленьким, сделанным вручную из подручных средств, домашним театриком.

Особенно часто, в канун рождества устраивались ими для потехи и назидания вертепные представления для всех желающих. А желающих тогда находилось очень немало. и не только из числа детей, а и взрослых. Очень часто после первой,канонической части священной истории, вертепом показывались сценки из жизни, приправленные шутками, весёлыми частушками и даже потешными плясками. 

Оказывается, в наши дни тоже есть немало желающих посмотреть на движущиеся кукольные фигурки, снова и снова (а бывает, и впервые) услышать историю рождения Светлого Младенца Христа.

А есть такие желающие эти фигурки и сам вертепный домик для них смастерить своими руками. Нет ничего невозможного!

Я уже показала, как мы делали вертепный ящик из фанеры. Теперь поделюсь, как я делала к нему куколок.рождество

Необходимые материалы- проволока, самозатвердевающая полимерная глина, фольга, акриловый белый грунт, акриловые краски, синтепон, различные лоскутки тканей. Из инструментов- различные пасатижи,плоскогубцы-что имеется в хозяйстве для разрезания и сгибания проволоки, небольшой стек (я использую стек для моделирования ногтей-продаётся в любом косметическом магазине) кисти различной толщины, особенно- №0,или 1-для расписывания лица куколки, иголки,нитки.вертепный театр

Сначала выгибаю проволочный каркас. В нижней части куклы оставляю проволоку подлиней,так как она будет крепиться к вертепу и передвигаться по прорезям в полу. Ног у кукол не будет.В верхней части каркаса формирую шарик из фольги- голова. И уже на фольгу наношк полимерку, вылепливаю головки в соответствии с характером каждого персонажа. Обматываю синтепоном всю фигурку до-примерно- ниже пояса. Перематываю хорошо всё обычной нитью, формирую массу. И  далее леплю кисти ручек.

куклы

Покрываю акриловым грунтом.

вертеп

И расписываю акриловыми красками. Можно расписать и масляными,но они долго сохнут. Можно расписать гуашью. Но в таком случае в палитру необходимо добавлять понемногу клея ПВА- чтобы краска позднее не размазывалась.

Вот что у меня получилось.

младенец

Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.

Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды - вначале, либо дважды - вначале и в конце - на поклон Младенцу. Они держат в руках дары для младенца- золото, ладан и смирну.

Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две - белая и черная, прикрепляются к пастуху.( Овечек можно сделать из шерсти, синтепона, накрутив её на проволочный каркас.)

Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль - мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье.

Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова - она надевается на штырь, а когда ее "срубают", висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков возрастом до двух лет.

Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение - главное в сцене - выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.

Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один - это вполне приемлемая театральная условность.) Воины - очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене - сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.

Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. "Уносит" условно - достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.

Воинов и чёрта в этот раз  я не сделала, но вертепное действо с каждым годом можно дополнять и усложнять новыми персонажами и декорациями. Но главная декорация- это трон  Ирода-должна быть неизменна.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество всем близким - и большим и маленьким.

Ключевые слова:  
Материалы:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email