Рассмотрим основные этапы создания куклы из полимерной глины

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Хотелось бы показать вам основные этапы создания куклы из полимерной глины на проволочном каркасе. Знаю, что многим интересно наблюдать за творческим процессом, я сама всегда с удовольствием смотрю, как работают мастера. Поэтому хочется поделиться тем, как творю я. Это не мастер-класс, а скорее процесс, так как подробности лепки я не показываю. В кукольном деле я не новичок, занимаюсь этим 3 года, кукол за это время слепилось около 30, с каждой следующей работой приходит опыт и навыки.

Куколка, которая рождается сегодня, лепилась по фото на заказ, милая 9-летняя девочка. Других кукол делаю по той же технологии, только времени на лепку уходит чуть меньше, чем на портретных. Использую полимерную глину Ливинг-долл.

мастер-класс

Сначала я изучаю пропорции и телосложение девочки, выбираю позу, рассчитываю приблизительный размер головы в масштабе. Для ребенка 8-9 лет это где-то 1 к 6.

мастер-класс по лепке

Для стилизации авторских кукол чаще используют другие пропорции, увеличивают голову, удлиняют шею или конечности, либо наоборот укорачивают и так далее. Но мы ведь делаем реалистичную куклу, поэтому выдерживаем масштаб и соблюдаем пропорции. Вообще, я люблю делать анатомичных кукол с проработанными деталями, пальчиками, складочками. Определившись с размером, делаю заготовку для головы из фольги. Размер заготовки обычно на 1 см меньше готовой головы. Сразу формирую череп — верхнюю часть шире, нижнюю уже, как яйцо. Это вид сбоку.

лепка из полимерной глины

Сажаю заготовку на деревянную шпажку. Для глаз использую акриловые полубусины, они при запекании не текут, мне нравятся. Облепливаю голову глиной, прорабатываю лицо в соответствии с фото. Это очень долгий процесс, не всегда удается сразу ухватить особенности и добиться сходства.

кукла своими руками

Когда голова готова, приступаю к рукам. Также делаю заготовку-колбаску из фольги и облепляю глиной. Рука может быть вылепленной до локтя, до плеча или только кисть, в соответствии с задуманным образом. Сначала я леплю кисть, а потом выше, постепенно доходя до нужной длины.

После рук леплю ноги по той же схеме: колбаски их фольги облепляю пластиком, вылепливаю ступню с пальчиками и потом дальше ногу до нужной длины.

Когда лепные детали готовы, делаю тело. Я не спешу запекать руки-ноги, пока туловище не закончено, так как в процессе могу заметить какие-то неточности в пропорциях, и корректирую их. Например, полноту ног, длину до колена или локтя, положение ног в соответствие с позой и так далее. Для тела делаю каркас из проволоки и формирую выпуклости методом сухого валяния из синтепона. Валяю достаточно плотно.

Потом выкраиваю из телесного трикотажа прямоугольник шириной равный объему туловища. Разрезаю снизу «штанишки» для ног, сшиваю их, надеваю на туловище и сшиваю задний шов прямо на теле, утягиваю, если надо, чтобы сидело все плотненько. Отдельно вырезаю прямоугольники — рукава и пришиваю их.

К этому времени у меня уже готовы руки-ноги-голова, я их тонировала пастелью, запекла, расписала глазки и черты лица акрилом, приклеила волосы.

Соединяю конечности и голову с туловищем, использую клей момент-кристалл.

Куколка почти готова, осталось придумать и сшить наряд.

Делаю необходимые измерения, строю выкройку, крою и сшиваю все вручную. Ну, вот вроде бы все по этой куколке.

В дальнейшем попробую показать подробно, как лепить голову, особенности возрастной анатомии, основные ошибки при лепке на основе собственного опыта. Спасибо всем, кто досмотрел до конца, спрашивайте, критикуйте — отнесусь спокойно.

Комментарии (152)

Красивая кукла. процесс увлекательный, спасибо!

Юлия 25 февраля
Очень красивая кукла!!! Спасибо за МК!!
Елена 16 января

не перестаю удивляться, сколько талантов у нас! Анастасия, какая Вы молодец! куклы душевные и с... душой. вызывают теплые чувства. умиление, трепет и нежность. потрясающие работы.

Карри 12.08.2017

Критиковать?))) Шутите?) Да я просто затаив дыхание наблюдала за работой. Спасибо! Увлекательно было следовать за мастером. Девочка - загляденье. Формы ручек и ножек, очертания тела, поза - очень натуралистичные, удачное воплощение.

Не знала, что синтепон можно тоже валять! ) Теперь знаю!) Благодарю!

ForestTalisman 27.07.2017

Почитайте анатомию Баммеса "Образ человека". Мозговая часть черепа в профиль чуть "уехала" вперед. Недостает теменной, а также угол наклона от макушки до теменных бугров равен зеркальному углу наклона лба.

Насчет конечностей советую "Анатомию конечностей" Александра Рыжкина. Костяшка среднего пальца выпирая образует угол 160-150', который распространяется на фаланги, кисть - не плоскость. То же самое и со строением ног.

В общем, развивайтесь. У вас хорошие работы. Желаю удачи!

Знаете, я не претендую на высший пилотаж в лепке, знаю, что не совершенна в этом. Поэтому и цена на мои работы адекватная. Ваши советы пригодились бы большинству мастеров, я тоже учту.

Красивая девочка получилась{#}

Восторг! Заидую и восхищаюсь Вашими руками, создавать такую красрту. Я так же хочу (плачу), но такие материалы моим рукам неподдаются.

ANiKA 17.03.2017

Невероятной красоты работа!Я даже не буду пытаться повторить или сделать что либо подобное,прочто наслодилась этим чудом!

ольга 16.11.2016
Тоже интересны полубусины!) работа гениальная!

Прекрасная работа!!!Настенька,скажите,где можно взять акриловые полубусины для запекаемой куклы!?Может интернет-магазин есть!?

очень красивая куколка получилась!!!

Красавица, живая!!! Работа просто мастерски выполнена! А у меня с полимеркой как то не срослось. Руки наверно не из того места... :-)

Спасибо!

Согласна, идея с сухим валянием учень интересна, хоть я и далека от этого вида рукоделия, побаиваюсь его, если честно, но обязательно попробую, спасибо Анастасия!

мой кукольный опыт тоже 3 года и пока одна портретная кукла (хотела проверить себя). Я также предпочитаю ливингдолл, а вот глаза из пластиковых бус у меня ни разу не текли. Технология моя очень схожа с вашей, идея с сухим валянием синтепона мне понравилась очень, я обматываю тушку полосками синтепона. Работа очень профессиональная, многим кукольникам надо бы равняться на ваш уровень, иной раз такое увидишь... Вы молодец, Анастасия, дерзайте!

Dollhatter 14.09.2016

Шикарная работа!

такая реалистичная! Даже не верится, что можно сделать так похоже на настоящего человека)))

У Вас волшебные руки просто!

Ольгуня (ol-Gun) 12.09.2016

Браво мастеру! Ну совершенно живой ребёнок получился...надо жеж так, аж мурашки по спине.

И землякам мой поклон))))

Спасибо!

Супер!

всё -таки какая это трудоёмкая работа... но результат просто потрясающий!

спасибо )

как живая. супер!

XotElena 09.09.2016

Спасибо за такое подробное описание, прям все по полочкам!{#}

Куколка очень реалистичная, такая хорошенькая! Очень хочется продолжения про ручки. ножки и головку, надеюсь у вас хватит терпения написать такие же подробные мастер-классы{#}

Спасибо! По возможности, попробую.
длжд 09.09.2016

Честно сказать, в восторге от Вашей работы {#}

Благодарю.

Это просто какое-то волшебство! Какая красота! Спасибо Мастеру!

Как живая...Очень красивая кукла! Настя, вы просто волшебница! Давно мечтаю научиться лепить таких куколок.

Ну, до волшебницы ещё ой как далеко! У меня не сразу все стало получаться, но терпение и труд все перетрут.
Невероятные глаза! Лицо живое. Очень красиво!
Cпасибо!

Спасибо большое! Очень вдохновляет, пластика лежит - боюсь подступиться))) такая девочка живая, спасибо за подробности))

Очень крутяшно!!!!!!!!!!!!

очень реалистичная куколка! Чудо-мастер, золотые ручки {#}{#}

Большое спасибо1

Сказочный мастер класс ! какой у Вас красивый внутренний мир ! такое искусство делает людей добрее. удачи Вам {#}

Безумно приятно читать такие слова!

Какая прелесть, это , мне кажется, очень трудно сделать, такая ювелирная работа. Спасибо большое за МК..

Спасибо! У каждого что-то получается хорошо, а что-то совсем никак. Для меня это нетрудно, люблю сам процесс работы больше, чем результат. Но, конечно, нужны умения и опыт. Если ты не балерина, то в балете никогда не станцуешь.
IrisNT 08.09.2016

СПАСИБО!!!

Потрясающая!!! Живая, однозначно! Спасибо, что поделились волшебством!

Замирает сердце...Перехватывает дыхание...Даже слезы наворачиваются от соприкосновения с прекрасным.Это просто музыка...поэзия...Спасибо...

Боже мой, какие слова! Спасибо Вам!

Анастасия, напишите, пожалуйста, как кукла крепится к подставке. Спасибо.

Я просто приклеиваю на термо-клей. Кукла достаточно устойчиво стоит и без подставки, но для надёжности приклеила. Лучше, конечно, выбрать другой способ крепления, когда подставка с подпоркой сзади.
Elena Golubeva 07.09.2016
Невероятно красиво !!! Хочется увидеть продолжения!!!!!!
Надеюсь, будет.

Какая красота!!!

Одухотворенный ребёнок вышел

{#} удивительно!

Виола 07.09.2016

Волшебница! С таким удовольствием почитала и посмотрела) Замираю в глубоком мерси :-)

Анна V 07.09.2016
Вы восхитительный мастер! Тонкая работа! Девочка как живая! Браво!!!

Изумительная работа! Это уже не просто кукла, это профессиональная скульптура. Без основательного образования такое и не слепишь наверное. Спасибо за предоставленную возможность посмотреть за таинством работы профессионала! Захватывающе!!! Такому не научишься даже за серию мастрклассов. Это талант + мастерство! Восхищаюсь!

Прелестная куколка!

Екатерина 07.09.2016

Анастасия, восторг!!!!! Девочка живая получилась!!!! Благодарю за публикацию, очень интересно наблюдать, как рождается кукла у мастера!

Обалдеть как красиво и сложно. Других слов просто нет... Еще бы на саму девочку посмотреть было интересно.

Спасибо! У меня было несколько фото девочки, причем в разном возрасте, но конкретное фото не копировала, образ получился собирательный.
Yakukla 06.09.2016

Милая такая девочка у вас получилась, спасибо за возможность заглянуть за "занавес"!

Gordirina 06.09.2016

Замечательная кукла, очень интересно рассматривать этапы работы. Заказчик будет доволен! Я однажды заказывала портретную куклу одному мастеру. Увы, была очень разочарована, кукла была похожа скорее на плохую карикатуру))). А у вас очень деликатный подход к работе. Браво!!!

Спасибо! Сама терпеть не могу шаржи и карикатуры, особенно из чулков, стараюсь делать максимально реалистично.

Такая чистая работа! Пробовала лепить куклу из полимерной глины, и руки мыла, старалась делать всё чисто, но всё равно работа какая-то грязная получилась. Почему? Непонимаю.

Замечательная у вас работа!

Спасибо большущее всем за такие прекрасные отзывы! Даже не ожидала такого внимания. Мне казалось, что то, чем я занимаюсь- это обычное хобби, как многие другие. Когда читаешь такие слова, то словно крылья вырастают, хочется творить снова и снова. Спасибо!

Волшебство!{#}

Невероятно красивая девочка получилась

***Galina*** 06.09.2016

Живая! Ах ,дух захватывает! Очень красивая кукла!{#}

Вообще очень круто,всегда восхищаюсь такими мастерами.я так не смогу

Спасибо!
Елена Леонова 05.09.2016
Замечательно работа !!! Словно живая девочка !!! Скажите пожалуйста, у вас есть художественное образование ? Наверное без него невозможно такое сотворить ?!
Спасибо Вам! Как такового художественного образования нет, но навыки имеются. Я с детства рисую, всем подружкам их портреты подарила, умею передать сходство. Профессия у меня творческая - модельер, дизайнер, декоратор. Художественный вкус соответственно присутствует. Плюс усидчивость, дотошность к мелочам - как-то так.
Myrka 06.09.2016

Анастасия, ручки у Вас золотые! Любусь и завидую белой-пушистой завистью))) Вашему талантливому умению! Пусть вдохновение не заканчивается ни-ко-гда...

Вы КРУТАЯ!{#}

Ой, как приятно! Спасибочки!
Как произведение рук Мастера Ваша кукла великолепна! Реалистичная, тончайшая работа! Снимаю шляпу :-) Но почему-то подумалось, что не хотела бы я иметь в доме такую реалистичную глиняную девочку, особенно как две капли похожую на родного живого ребенка. А уж каково проходить мимо этой милашки самой девочке, ведь дети одухотворяют вещи, тнм более кукол.
Спасибо! Знаете, я тоже не хочу копию себя или родных, но некоторым людям нравится и хочется. Я только выполняю заказ. К тому же это хорошая школа, когда делаешь разные лица, набираешься опыта. Если лепить только для себя, то часто куклы получаются одинаковые, не интересно. Нередко даже лица как по шаблону.
Наташа 05.09.2016
Невероятно! Чудесная работа!!! Ваши будущие мк обречены на успех!!!) удачи Вам!!
Спасибо огромное!
Наташа 06.09.2016
Анастасия (ANASTASIAdolls), с нетерпением буду ждать продолжения!) спасибо за вдохновение!!

Очень понравился МК! Спасибо ! Удачи вам в вашем творчестве!

Спасибо!
Ирина Irentoys 05.09.2016
Анастасия, спасибо за Ваш труд и вдохновение! Лежит ладолл, все никак не решусь. Буду очень ждать следующих мк, если все еще не решусь:)
Решайтесь обязательно, это такое удовольствие!
Татьяна (proostoo) 05.09.2016

Восхитительно красивая и реалистичная девочка ! Интересно было посмотреть сам процесс рождения куклы ! Спасибо за МК !

Прекрасная лепка, очень реалистичное личико, ручки, ножки. Очень понравилось! Спасибо за такое волшебное мастерство!

Благодарю за высокую оценку моего творчества!

Золотые у Вас руки,сотворили такую чудесную малышку! Восхищаюсь талантом мастера!

Спасибо!

очень интересно было почитать! куколка хороша!!!{#}

Спасибо, что познакомили с таким чудесным творчеством!

ReschikovaV (Ольга) 05.09.2016

Нереальное мастерство {#}{#}{#}

Спасибо!
PelzundPluesch 05.09.2016

Великолепно! Результат просто потрясающий!

Спасибо!

Настоящее волшебство! Как живая!!!

Скажите, глазки и губки - глянцевым лаком покрыты? А само личико покрыто лаком (каким-нибудь матовым) или без покрытия?

Благодарю! Губы и глаза покрываю акриловым глянцевым лаком, но умеренно. Личико не покрываю ничем, т.к кукла не игровая, со временем краски не бледнеют. Влажной тряпочкой вытирать можно, а если хорошо потереть с мылом или растворителем, то конечно сотрется.

Прекрасная работа!Девочка,получилась как живая!

Это невероятно прекрасно! Приклоняю голову перед такими творцами. (Уже давно мечтаю, овладеть, хотябы азами этого исскуства.)

Спасибо за высокую оценку!
Оксана (oksanasova) 05.09.2016

Такая милая куколка получилась. Очень классный МК! Спасибо за возможность подсмотреть рождение куколки)

Евгения (Lepulku) 05.09.2016

Вот после таких МК и понимаешь, что сама то ничего не умеешь(рукожоп)))) А тут супер мастрерство спасибо Вам большое. Девочка настоящая живая.{#}

Спасибо Вам! Этого и стараюсь добиться - реалистичности.

Спасибо, что показали свои секреты, очень интересно про полубусины, надо попробовать

Полубусины я беру не простые пластмассовые, а похожие на жемчуг, прочные. Пластмассовые вспучиваются в духовке, был неудачный опыт, когда глаза вылезли из орбит.
Natalia (sambia) 05.09.2016

Просто волшебство! Спасибо, что поделились!

Восхитительно! Она прекрасна!)

Спасибо!

Спасибо, что поделились! куколка ну совсем как живая девочка!

Пастель разве запекается? Я имею ввиду, можно ее запекать? Я совсем дилетант, но у меня лежат на реставрации пара куколок, которым я врсстановила отбитые палчики. Работала желтым милипутом. Теперь вот думаю, чем красить. Наверное, лучше в следующий раз при восстановлении разбитой ручки или ножки попробовать ладол, как вы считаете?

А вообще с нетерпением жду подробного МК. Очень доходчиво объясняете{#}. Спасибо еще раз!!!

Ой, еще созрел вопрос: какой пастелью работаете - сухой или масляной. И чем красите губы (куколке, конечно {#})

Пастель можно запекать, как и любые сухие пигменты - румяна, тени, кто-то пользуется ими. У меня сухая художественная пастель, ею тонирую по сырому пластику. Губы тоже тонирую, а после запекания покрываю тонким слоем акрила, прямо слегка, акварельно. Пастель после запекания бледнеет. Насчёт ладола, к сожалению, ничего не могу сказать, я работаю с запекаемыми пластиками.

Благодарю за прекрасный МК! так и кажется, что вот попробуешь сама и все получится! Но нет- это ведь нужен колоссальный опыт, чтоб такая красота сотворилась{#}{#}

Да, опыт и вдохновение - без него никуда!

Очень живая девочка получилась! Чудо!

Спасибо! Люблю, когда работа реалистичная, настоящая.

Обалдеть!{#} Она как живая! Красотища!{#}

Виола 05.09.2016

Необыкновенно! Магия какая-то) Так замечательно! Спасибо большое за доставленное удовольствие :-)

волшебство...

спасибо, Анастасия, за возможность понаблюдать за творческим процессом! захватывающее действо!

Благодарю за отзыв, мне очень приятно.

ох, вот это да... как живая! невероятно приятно и интересно было понаблюдать за работой такого Мастера! Спасибо!

МАРФА (kuklymarfa) 05.09.2016

Чудесная девочка! Великолепная работа мастера! Спасибо,что делитесь,это так помогает!

Рада, что могу быть полезной!
Елена (-warmtoys-) 05.09.2016

Это как будто уже и не кукла, наверное не игровая, слишком реалистичная, больше портретная. Очень красивая, в поре нежного возраста.

Да, это портретная девочка, по фотографии, не игровая, в подарок внучке от бабушки.

Спасибо за МК и возможность полюбоваться куколкой!

Для меня это просто фантастика !!!

Спасибо! Совершенству нет предела.

Какая реалистичная девочка!{#}

Cпасибо!

Замечательная куколка, как живая и характер чувствуется! Спасибо!

Вам спасибо!

Очень тонкая работа. Девочка словно живая получилась. Спасибо за ваш труд. Восторг и восхищение!

Благодарю!

Было интересно рассматривать фотографии процесса, спасибо.

Мне самой это всегда интересно!

а, где этапы {#} зашла посмотреть а их нет , голова готова, ручки ножки уже готовы

А кукла замечательная получилась, живая девочка. {#}

Спасибо! А этапы - это как раз последовательность работы - голова, руки, ноги, туловище, сборка. Я не показываю процесс лепки, может потом как-нибудь.
Natalia (britishwool) 05.09.2016

Снимаю шляпу.... Ну просто живая девочка!!!!!! Процесс в фото замечательный, большего и не надо...(Люблю такие публикации, где много фото и мало пишут. ) Спасибо, что разрешили посмотреть рождение Прекрасной Девочки!!!!

Спасибо Вам за внимание и оценку!
Юлия(Luna 2) 04.09.2016

Очень интересно,спасибо.Чудесная девочка вышла, а можно подробнее про роспись глаз? Вы потом полубусины покрываете белым акрилом?

Да, покрываю акрилом и расписываю тоже акрилом, потом глянцевый лак.

Просто чудесная девочка:)

Спасибо за МК. Восторг и восхищение!

Спасибо!

ЗдОрово! Очень красивая куколка. У Вас все так просто, но могу представить насколько это трудоемкий процесс.

Спасибо Вам! Да, процесс долгий, требует усидчивости и вдохновения - без него дело не идет.

Прекрасная работа! Очень нравится взгляд девочки, живой...

Она как статуэтка или меняет положения? И ещё очень интересно, как кукла живёт потом у заказчиков - стоит и все любуются или в неё играют?

Благодарю! Обычно портретные куколки как статуэтки, но если это маленькие детки, то могут быть подвижны, как реборны. У этой девочки подвижны только руки.

Сколько труда вкладывается в одну работу! Куколка очень трогательная и красивая!

Спасибо!
Невероятная работа, просто живая девочка, угловатая, трогательная, удивительно нежная!
Как Вы точно подметили - угловатая и трогательная. Спасибо!

Удивительно!!!))) такая красивая кукла, похожа на живого человека. Прекрасная работа, я в восторге!!!!

Благодарю за оценку!
Елена 04.09.2016

Невероятный труд , очень красивая девочка ! оч похожа на дочь моей сестры ......

Спасибо!
Рубрики мастер-классов