> Журнал > Мастер-Классы > Мезенская роспись. Создаем правильный мир

Мезенская роспись. Создаем правильный мир

Виды творчества:   Роспись > Народно-прикладное искусство
Роспись > Роспись по дереву
Сложность:   средняя
Время работы:   2 часа
Мезенская роспись. Создаем правильный мир | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

"Сила приходит от понимания вещей.

А сила обряда заключалась в понимании его смысла.

Ибо все на Свете существует лишь в согласии с жизнью

и движением Мировой Силы".

Говорит Черный Лось.

Здравствуйте! Уже давно мне хочется рассказать о таинственной, самой архаичной из русских росписей, с виду простой и в то же время наполненной глубоким смыслом мезенской росписи. Не буду останавливаться на ее истории, это можно легко найти в интернете в тех или иных вариациях. А вот о чем хотелось бы поговорить, так это о смысле и символике всех этих линий, значков, и закорючек. И мой сегодняшний мастер-класс в первую очередь для тех, кто немножко запутался в жизни, у кого сейчас неопределенная ситуация, или кто просто хочет успокоиться и, так сказать, расставить все по местам.

Почему это помогает?

Когда я чувствую себя так, как описано выше, и мой внутренний мир напоминает строки из Мойдодыра "все вертится и кружится и несется кувырком", я сажусь за мезенскую роспись. Отчасти можно сказать, что это мой обряд. Я пишу на доске ту вселенную, какую бы я хотела в данный момент увидеть вокруг себя, и успокаиваюсь, и все приходит в норму. Почему? Не знаю. Возможно потому, что уверена: мы - это то, что мы делаем. Не факт, что это поможет всем в силу разницы мировосприятия, но, может быть, кто-то попробует и откроет для себя удивительные возможности. Итак, начинаем.

Для работы нам понадобится: 1. Деревянная или фанерная доска тех размеров, каких вам захочется.

2. Темперные или гуашевые краски, краплак красный и сажа газовая (черная)

3. Большая плоская кисть, круглые кисти № 2, 1, для красного и черного цветов соответственно.

4. Вода, салфетки, палитра.

В чем огромный плюс мезенской росписи - так или иначе с ней справится даже ребенок и для нее нужны всего две краски. Главное, не бояться, что у вас получатся кривые линии, это не страшно, особенно, когда посмотришь работы старых мастеров.

мезенская роспись

Итак, у нас есть доска и мы начинаем создавать на ней мир, так как нам этого захочется. Однако, даже в таком деле как сотворение мира есть правила. И первое правило вот оно: любой предмет нужно сначала защитить от негативных сил. Для этого края доски нужно обвести красным цветом. роспись по дереву

Сначала берем большую плоскую кисть, затем, если получилось кривовато, подравниваем тонкой круглой кистью.

Затем начинаем наносить рисунок, который, конечно, продуман заранее и уже нарисован на доске карандашом. Мир ваш, конечно, должен быть устойчивым и надежным. Как поется в одной песне, "...чтобы стоять я должен держаться корней". А какие корни могут быть без питающей их земли. И первый орнамент на нашей доске так и называется "мать сыра земля". Вот он.

мастер-класс по росписи

Красные линии - это земная твердь, а волнистые черные - вода, пропитавшая землю, без которой земля не родит. Да, хочется добавить, что по традиции в мезенской росписи сначала наносится весь орнамент красной краской, а только потом черной. Я отступила от этого правила только потому, что хотелось наглядно показать, как получается узор шаг за шагом.

На земле живем мы, наши семьи, наши соседи. Мне захотелось написать людскую общность, тепло не только моего, но многих других очагов, поэтому следующий бордюр - мезенская деревня.

тренинг

Обратите внимание на спирали в орнаменте, если они повернуты в эту сторону, рисуются справа налево к центру, то обозначают энергию прибавления, наоборот - энергию отдачи. В нашей доске мы используем только такие, копим силы.

Земля и деревня немыслимы без поля. Поэтому следующий бордюр - это впаханное и засеянное поле. Для нас это олицетворение наших трудов, а также полученные результаты, наша способность к творчеству, созиданию, рождению детей, наконец. Мы ведь хотим, чтобы наша жизнь была плодотворной. Обратите внимание, что разные бордюры лучше разделять, чтобы они не сливались. Логично перед полем снова поместить воду, которая будет питать наши созидательные силы.

народные промыслы

Некоторые современные мастера советуют ставить вот эти кружочки стержнем от шариковой ручки. Кому что нравится, я больше люблю рисовать их от руки, не так ровно, конечно, но зато живее. Да и где вы видели в природе идеально ровные и одинаковые элементы? А мы, не забывайте, рисуем наш внутренний мир, причудливый, извилистый, трепещущий и живой.

Теперь приступаем к центру досточки. Да, пока не забыла, еще одно правило - низ доски, земля, всегда более нагружен, нежели верх - небо. Все как в жизни. Таккая модель мира будет устойчивой, надежной. А в центре мы поместим солнце, основу всей жизни, животворящее тепло, вокруг которого собирается все. В мезенской росписи солнце обозначается солярными знаками. А кони- тоже символ солнца. Два коня потому, что "каждой твари по паре". Я считаю ,что это правильно.

разделочная доска

Коней разные мастера рисуют по-разному. Посмотрите как их изображают старые и современные мастера, разные гривы и хвосты, разная форма тела. Вы обязательно со временем найдете ваш любимый образ, который будет присущ только вам. Посмотрите, как оживляется и преображается красный орнамент после добавления черной обводки.

русский стильПод ногами у коней корни и травы, семена растений, так называемые стихийки. Вверху над солярным знаком символ семьи. Над конями - птицы, мои самые любимые птицы - души живых людей. А между полем и поверхностью земли, на которой стоят кони  - черная витая веревочка - это взимосвязь всех явлений.

С землей мы теперь закончим. Мы населили ее всем, что нам показалось необходимым. У нас есть дом, семья, очаг, засеянное и прорастающее поле, травы и семена, мы получаем энергию от окружающего мира, где все живет и дышит, все связано между собой. Наши души близки к солнцу и накормлены его силой. Теперь дело за небом. А между небом и землей гуляет ветер.

Вот этот тоненький бордюрчик над лошадьми - это как раз он. А на небе будут жить олени. Вообще, олени - это женский символ. Но они всегда изображаются выше коней, (не в смысле роста, а в смысле уровня) всегда бегут слева направо и всегда живут на небе. Почему? Я думаю, каждая женщина должна поразмыслить над этим сама. Хочу сказать только одно: в этом нет ни малейшего намека на умаление мужской роли в мире, просто потому что в правильном мире это невозможно, как при любом традиционном укладе у каждого есть отведенное ему место, и в этом есть своя мудрость. У оленей ветвистые рога, их тоже можно рисовать по-разному, ищите свой образ.

Выше оленей летят птицы. Я в любой росписи больше всего люблю птиц, такая уж, наверное, у меня натура. Даже оленей не так люблю, как птиц. А их в мезенской росписи великое множество - водоплавающие, летящие, идущие вперевалочку, красные - живые души, черные - темные души, но они обычно маленькие, хиленькие, скрюченные такие. Мы нарисуем живых.

А выше у нас остается совсем немного пространства. Бордюром его не заполнишь. Здесь надо совместить смысл и красоту. Поэтому здесь я рисую пару журавлей. Пусть это будем Я и Он. Пусть мы летим в небо.

А над нами небо с облаками, готовыми пролиться дождем. Дождь - это так хорошо, он и омоет, и напитает новые всходы.

Теперь отложим доску и посмотрим на нее целиком. Красивый ли мир у нас получился?

Еще раз посмотрим, все ли на месте? Я, как обычно, кое-что забыла. Как в любимой детской игре, найдите 10 отличий. В данном случае их всего два.

Вот мы и выстроили свой гармоничный мир. Знаете, это непередаваемое ощущение - быть создателем и иметь возможность сотворить вселенную на свой лад. Может быть, благодаря моему мастер-классу вы откроете для себя новое увлечение или терапию. Если нет, то просто присмотритесь к русским росписям повнимательнее, или найдете своих мастеров, которые не просто копируют чьи-то работы, а знают, что делают, и делают это по-своему и в то же время так, как делали сто лет назад. В любом случае, мне хотелось показать вам глубокую красоту мезенской росписи, надеюсь, что это мне удалось.

PS. За те два дня, пока делалась эта доска, ко мне пришло два варианта решения вопроса, который меня беспокоил. То, что казалось мне невыполнимым, встало на свои места. Совпадение? Скорее, вопрос веры))).

PPS. После просушки лака досточка будет выложена в моем магазине) Всем спасибо за внимание.

Ключевые слова:  
Материалы:  

Татьяна, спасибо за мастер-класс, удивительный и по внешнему, и по внутреннему содержанию!

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Татьяна, и вам спасибо за оценку, желаю вам успехов)))

Действительно, правильный и гармоничный мир! Спасибо!

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Спасибо, Светлана! Я вспоминаю Вашу историю о сделанной на заказ иконе, которую вы потом относили в храм. Думаю, вы тоже можете многое рассказать о гармонии и правильном отношении к жизни {#}.

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

{#}Спасибо, Мария. Мне очень приятно, я рада, что вам понравилось)

Удивительный мир создали и очень интересно описали процесс сотворения. Спасибо! Отличия нашла))

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

И вам спасибо за внимание))) Желаю вам всего только хорошего {#}

Спасибо за такой понятный рассаз, теперь пойду в инет добирать информации и буду творить свой мир

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Ирина, удачи вам! Все большое начинается с маленького первого шага)

Мне очень нравится мезенская роспись! И мастер-класс замечательный! {#}

Спасибо!

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Ольга, спасибо вам за оценку. Рада, что в последнее время стало много любителей этой росписи, о которой раньше почти никто не знал.

Благодарю вас, Татьяна! Вы дествительно открыли для меня мезенскую роспись. От всей души благодарю!!!

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Спасибо и вам, Елена. Мне так и хотелось - показать людям эту роспись, я рада, что столько откликов {#}

Спасибо, не могла найти символику мезенской росписи, везде перепечатки одной-единственной книжечки. Очень интересно, познавательно и все правда - она действует image

Мастерская ремёсел "Русская лавка"
На самом деле эта книжка хорошая,но ее одной мало.Буду писать еще о мезенской росписи)))

изумительный мастер-класс! я даже не знала о таком глубинном смысле росписи...благодарю!

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Лилия, спасибо, я рада, что смогла показать что-то новое)

Всегда с трепетом любуюсь народной росписью, всегда кажется, что сделать это самому невозможно... Чтобы так писать (вышивать, ...), нужно долго "вариться" в этом виде промысла... "Дышать" им...

Спасибо Вам, Татьяна!

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Татьяна, на самом деле это так же возможно, как возможно все, если любишь{#} Из меня, например, вязальщик никакой, вообще не понимаю, как люди узоры эти вывязывают, но вот если бы я это любила, само собой бы постепенно все получилось)

Anna Ben

Чудесный мастер класс!

Анна, спасибо вам)

LettiLab Dolls

Удивительно!.....

очень понравилось!!

K.ira ( Tuc-tuc)

Спасибо!Очень красиво и самобытно!{#}

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

И вам спасибо за внимание {#}

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

{#}Рада, буду писать еще)

Спасибо, Татьяна!
Как раз то что нужно, чтобы обратиться к древним истокам и отдохнуть от безумного информационного мира)

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Да, следующая статья будет о том, как народное искусство, в частности роспись, влияет на психологическое состояние человека, и почему живая роспись лучше принта.

Сохранила страничку, большое спасибо. Эта тема всегда интересна!

Самый душевный мастер-класс! Спасибо!

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Алена, вам от души спасибо. Уже три дня прошло, а отзывы все идут и идут, значит, я не зря старалась)))

Как в детство вернулась))Когда получала лауреата за Мезенскую роспись)))Спасибо большое,отличный мк)
Мастерская ремёсел "Русская лавка"

О, Кристина, я нашла коллегу? И вам спасибо за отзыв)

Какой правильный мастер-класс! Как я люблю, когда все со смысом! Бессмысленности и так хватает кругомimage Спасибо Вам за правильный курсimage
Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Юля, я считаю, что творчество без смысла - вообще не творчество. Уж так много копиистов в последнеее время. И Вам спасибо за отзыв {#}

VILka

я тоже нашла)))) а красный ободок по краю изделия (рамочка) совсем не обязательно?

Вообще, раньше это было обязательно, т.к. она считалась границей мира, аналогом священного круга во многих других мировоззрениях. Сейчас я вижу, что иногда не делают красной обводки, но это скорее потому, что узор делается в промышленных условиях, из экономии времени.

VILka

с ободкой работа смотрится законченной)))

Agness

1. в центре цветка радиальные полоски

2. сбруя лошадок.

Спасибо за урок, МАСТЕР!!! а уж до чего душевно - не высказать, чудесный урок! руки зачесались.

Пожалуйста)) Творите на здоровье) А вам спасибо за отзыв)

Спасибо за урок! А какой лак Вы используете как финишный?

Мастерская ремёсел "Русская лавка"
после долгих экспериментов я остановилась на турецком паркетном лаке,нравится его прочность и глянцевость,моим доскам дома уже пятый год,лак не подвел,все цело
Цикорская Ирина *горячая эмаль* (tsikorskaya)

То есть гуашь и темпера не плывёт под ним? А то везде про краски пишут, а про то чем лачат, не особо . А акриловый лак не люблю за липкость и резиновую структуру.

Мастерская ремёсел "Русская лавка"
Совершенно не плывет,если лачить не сразу после росписи.Я акриловые краски и лак вообще терпеть не могу,мне кажется,абсолютно неживой синтетический материал

Как материал для такого старинного искусства акрил мне кажется не подходящим ), не органичным что-ли. Но это конечно на любителя. Творческих Вам успехов! Спасибо за информацию.

Мастерская ремёсел "Русская лавка"

Ирина, вы правы) Спасибо и вам, и успехов вашему прекрасному магазинчику)

osier

Спаисбо огромное за мастер-класс, очень "тёплый"!

И вам спасибо,рада,что продолжаю радовать)))
osier

{#}Татьяна, да, это так! радовать и вдохновлять

Татьяна, замечательный мастер-класс!!! Спасибо!!! Мне очень понравилось что вы затронули тему обережной и смысловой стороны народной росписи, об этом порою мало говорят, но это очень важно! И полностью с Вами согласна, ЭТО работает))))

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email