В данном мастер-классе я расскажу о процессе изготовления браслета из серебра со вставками из натуральных сапфиров и рубинов.
Сам процесс изготовления делится на несколько этапов.
Первый — это создание мастер-модели всех деталей браслета. Начинается все со сбора картинок в качестве вдохновения и создание набросков самого браслета и его деталей. Тут я сильно много рассказывать не буду, да и не зачем, т.к. процесс по сути сильно творческий и каких-то особых рекомендаций по нему у меня нет.
Модель создаю в программе по 3D скульптингу — Zbrush. Впервые с ней познакомился несколько лет назад и был в восторге от этой встречи :) Программа позволяет моделировать деталь в объеме. И в отличие от своих аналогов, позволяет как бы лепить. Т.е. по сути это имитация лепки, только в 3D. Программа довольно непростая и только на английском языке, так что желающим ее осваивать стоит набраться терпения — но оно того стоит!
Вообще многие адепты старой школы резьбы по воску очень критично относятся к моделированию в 3D программах, т. к. считают, что в таких изделиях нет души... Огромное заблуждение, т. к. это всего лишь разные методы работы. И я, как мастер, закладываю совсем не меньше этой самой души и жизни в свою работу!
После того, как модель полностью готова в 3D, я ее отправляю на печать на 3D принтере из выжигаемого полимера (воска). Далее литье, обработка мастер модели и создание резиновой формы для тиражирования.
Начинается второй этап — подготовка восковок для литья.
1. Все восковки я снимаю сам и после их тщательно дорабатываю, удаляя облои и мелкие дефекты, дабы не заниматься этим на металле...
2. Воск готов и отправляется в литье. Тут нужно понимать, что на 90% успех зависит от литейщика. Мое литье вышло почти без косячков... так, небольшие нюансы, которые можно устранить на следующих этапах.
Третий этап — обработка и сборка браслета
1. Все детали я отлил с запасом, на случай, если что-то пойдет не так :) Выбрал детали для обработки и начался процесс удаления литников. Я это делаю сначала кусачками, потом допиливаю надфилями вручную.
2. Этап грубой полировки. Делаю на синем муслиновом диске с красной пастой. После полировки кидаю на мойку в УЗВ на 30 мин.
3. Лобзиком распиливаю и разгибаю звенья. Собираю полностью готовый браслет, свожу звенья максимально плотно друг к другу.
4. Спаиваю средним припоем, не забывая наносить флюс для пайки. Для такой пайки использую газовую горелку с самым мелким соплом.
5. Отбеливаю и хорошо промываю в воде.
Четвертый этап — вставка драгоценных камней
1. В качестве вставок в данном браслете я использовал натуральные сапфиры и натуральные рубины. Всего в каждом волке будет по 5 камней. Дорожка из трех камней сверху и два камня в глазах. Для дорожки использую камни 3 мм, 2.5 мм и 2 мм, для глаз по 1.1 мм.
2. Начинаю с разметки на детали. Далее засверливаю и подгоняю посадочные отверстия под камни разными борами. Финалю посадочным бором так, чтобы камень вставлялся в отверстие с небольшим усилием.
3. Ручными гладилками произвожу закрепку камней. Камни в глаза вставляю с микроскопом.
Пятый этап — финальная полировка и чернение
1. Резинками довожу места пайки браслета. Начиная с более грубой (черной) и переходя на более финишную (розовую).
2. Черню и провожу финишную полировку на белом круге с желтой пастой.
3. Вуаля :) Браслет готов! :)
Шестой этап — создание коробки для браслета.
1. В качестве материала я использую обычно березу. Летом, в свободное время, я нарезал заготовок для дальнейшего использования 100 на 100 на 50. Для одной коробки нужно таких две заготовки — основание и крышка. Важный момент, заготовки должны быть максимально одного размера, иначе придется долго сшлифовывать и выводить плоскости вручную.
2. В основании я вырезаю отверстие при помощи ручного фрезера и нехитрых приспособлений.
3. В качестве соединения крышки с основанием использую неодимовые магнитики. Шайбы 4 мм. Засверливаю на углах отверстия нужного диаметра и на клей вставляю эти шайбы. Конечно, предварительно аккуратно разметив места вставок.
4. Далее шлифовка и доведение наждачной бумагой заготовки до идеальной формы и гладкости.
5. Для покрытия я использую хороший состав — масло с воском. Оно втирается в дерево и придает ему глубокий и сатиновый цвет.
6. По подготовленному шаблону вырезаю фетровые вставки. Они будут формировать внутренности коробки. Для этого браслета я выбрал зеленый цвет.
7. Укладываю нарезанный фетр. Клею на обычный клей момент.
На этом создание браслета и коробки к нему завершено!
Для создания коробок я в будущем подготовлю более подробный мастер-класс и расскажу детали производства их в домашних условиях, без специального и сложного инструмента.
По весу браслет вышел 75 г серебра 925 пробы.
Инструменты, которые я использовал для работы:
- горелка газовая ORCA;
- воск инжекторный;
- припой средний и легкий;
- набор надфилей;
- лобзик + полотна 6/0;
- сверла от 1 мм;
- различные полировальные круги и резинки;
- шлиф мотор;
- бормашина;
- мотовка китайская;
- средство для чернения серебра;
- УЗВ;
- клей момент
Терпение и внимательность :)
Удачной всем работы!
Ну и фото готовой работы: