Раньше, чтобы у тебя покупали, можно было просто производить качественный товар. Времена поменялись, конкуренция растёт, и на одно хорошее изделие найдётся тысяча таких же классных. Важно найти свою особенность, которая будет служить драйвером бизнеса. Такой фишкой может стать личный бренд.
Что такое личный бренд, зачем он нужен мастерам handmade и как его развивать на Ярмарке Мастеров? Разберёмся вместе в статье.
Что такое личный бренд?
Личный бренд — это публичный образ человека, который помогает выделить его продукт на рынке, завоевать доверие и лояльность покупателей.
Павел Дуров, Артемий Лебедев, Фёдор Овчинников, Илон Маск — примеры людей с сильным личным брендом. Их имена вызывают ассоциации с профессиональной деятельность и определенными качествами: Дуров — Вконтакте, Telegram и «Верни стену», Фёдор Овчинников — Додо Пицца и образ «своего парня», который активно делится в соцсетях своими взлётами и падениями
Если вы думаете, что личный бренд — побочный эффект соцсетей и интернета, то это не так. В истории много примеров компаний, которые росли и развивались вместе с личностью основателя.
Сейчас имя Коко Шанель тесно ассоциируется с «маленьким чёрным платьем», премиальностью и брендом Chanel. Но когда-то она была рядовой швеёй и завоевывала доверие своих клиентов не только качеством одежды, но смелыми на то время взглядами на женскую моду и стиль.
Личный бренд — история не только про количество подписчиков в соцсетях или популярность на уровне страны. Это тесная взаимосвязь между публичностью человека и его профессиональной сферой. Можно быть широко известным в узких кругах и развивать свой личный бренд только среди единомышленников.
Из чего складывается личный бренд?
Личный бренд, как дом, который можно построить из разных материалов. Но чаще всего в качестве фундамента три составляющие — профессионализм, публичность и личные качества.
Профессионализм
Если ваша цель — не просто медийность, а лояльная к продукту аудитория, то личный бренд требует опоры в виде умений и профессионализма.
Экспертность поможет стать лидером мнений, привлечь аудиторию и завоевать доверие. Но профессионализм только часть, на которую накладываются личностные качества и ценности. Важно найти баланс и не превращаться в учебник, который нудно поучает.
Публичность
Чтобы развивать личный бренд, необходимо быть на виду у вашей целевой аудитории. Интернет в этом плане сильно облегчают жизнь. Блог в соцсетях, подкасты, интервью, публикация статей — всё это инструменты, которые помогут закрепиться в публичном пространстве. Конечно, можно пойти по пути предпринимателя Сергея Галицкого и доказать свою экспертность делом: открыть стадион или построить парк. Классно, но дорого.
Личные качества
Прежде всего людей притягивают люди, а не голый набор профессиональных компетенций. Например, абстрактная Оля круто вяжет: её изделия филигранные, а мастер-классы понятны даже новичку. Но если в своём блоге Оля публикует только профессиональный контент, запомниться и нарастить аудиторию будет трудно. Стоит добавить сторителлинг, трансляцию своих идей и ценностей, индивидуальность и юмор — как вокруг соберутся единомышленники.
Зачем развивать личный бренд продавцам handmade?
Ценность ручной работы трудно раскрыть через описание в карточке товаров. За каждым изделием стоит своя история, техника выполнения, качество и мастерство. Личный бренд может стать звеном между handmade-продавцом и потенциальными покупателями.
Банально, но проще подтвердить свой профессионализм с помощью интервью, экспертной статьи или видео от первого лица с производства. Даже если производство — угол вашей комнаты.
На что ещё способен личный бренд?
Рост лояльности аудитории
По данным исследований 92% людей доверяют рекомендациям близких людей. Интернет стирает границы. Прочитал один пост, посмотрел интервью, посмеялся над шуткой и вот уже незнакомый человек по ту сторону экрана становится близким по взглядам. Теперь ему можно доверять, покупать, а затем и рекомендовать его товар друзьям.
Так работает личный бренд: он позволяет завоевать лояльность ещё до того, как ваше изделие окажется в руках покупателя.
Повышение среднего чека
Личный бренд — один из эффективных инструментов маркетинга. Когда ваши ценности, путь и знания на виду, аудитория быстрее принимает решение о покупке и задаёт меньше вопросов. Что для вас будет звучать убедительнее: описание компании на странице магазина или же история создания компании, которую расскажет основатель в своём ролике на ютуб-канале?
Вместе с вашим имиджем растет имидж бренда: люди готовы платить за имя. Личный бренд помогает продавать больше при тех же затратах.
Конкурентноспособность
Продавец ручной работы, который научился подчёркивать свою индивидуальность, будет всегда заметен. Особенно это актуально для Ярмарки Мастеров. Здесь много уникальных и оригинальных товаров. Открытость, демонстрация творческого пути в Журнале выделит вас среди конкурентов, выгодно подчеркнёт профессионализм.
С чего начать развитие личного бренда мастеру handmade?
Развивать личный бренд можно на разных площадках. Но прежде чем удариться в активное создание контента, необходимо ответить на 4 вопроса:
Кто вы и что хотите транслировать на аудиторию?
Подумайте, что вас заряжает? О чём готовы рассказывать часами, а какие темы табу для вас? Сформулируйте ценности и очертите круг своей экспертизы. Постарайтесь не распыляться: быть экспертом во всем невозможно. Например, Диана основательница бренда «Сухоцветы и декор» в своем блоге на Ярмарке Мастеров делится секретами, как создать экологичный и комфортный интерьер.
Главный совет — не стройте образов, которые не отвечают вашему мировоззрению. Так будет проще создавать контент и общаться с аудиторией.
Кто ваша целевая аудитория?
Всем нравиться невозможно. Да и не нужно. Составьте портрет целевой аудитории: чем увлекаются эти люди, какие у них желания, боли и потребности. Вам необходимо чётко понимать, что будет откликаться у ваших реальных и потенциальных покупателей. Это позволит быть на одной волне с ними.
Вы делаете игрушки для детей из экологичных материалов? Ваша целевая аудитория — мамы, которым не все равно на безопасность детских игрушек, они избирательны и чутко относятся к тому, что окажется в руках ребёнка. В блоге такую аудиторию привлекут обзоры материалов, производства, ваши мысли и рассуждения по поводу экологичного образа жизни.
Сформулировать преимущество перед конкурентами поможет метод Elevator Pitch. Представьте: вы оказались в лифте с богатым инвестором, который даст денег на развитие бренда, если вы классно и убедительно презентуете проект. Есть одно «но». Сделать это необходимо пока лифт поднимается на последний этаж небоскрёба. У вас около 60 секунд, чтобы продать главную идею вашего бизнеса.
Ваша «Речь для лифта» должна содержать:
Представление себя и своего бренда
Преимущества, которые отличают вас от конкурентов
Ценности и выгода, которые получит аудитория от взаимодействия с вами
Призыв к действию или ваши ожидания от аудитории
Какую цель вы хотите достичь с помощью личного бренда?
Сформировать лояльную аудиторию, стать популярнее, увеличить число продаж или выйти на новый рынок? Важно чётко понимать, зачем вам личный бренд. Цель поможет определиться со стратегией, площадками и релевантным контентом.
Как только вы ответите на эти вопросы можно переходить к активным действиям — созданию и размещению контента. Выбор площадки сильно зависит от типа контента и ваших предпочтений.
Социальные сети и каналы в мессенджерах подойдут для более тесного общения с аудиторией. Там чаще делятся личным и неформальным. А дистанция с аудиторией минимальная.
Не пренебрегайте собственным сайтом. На Ярмарке Мастеров за профессиональный вид вашего магазина отвечает инструмент Бренд стори. Конструктор страницы, с помощью которого вы сможете придать голос вашему бренду.
Добавить баннеры со ссылкой на ваш блог, отзывы, сертификаты — всё это можно сделать с помощью Бренд стори. На основании пользовательского опыта, Бренд стори повышает конверсию в продажу в среднем на 15%.
Важно понимать, что личный бренд — это целая система. Это ваша упаковка, контент-стратегия, участие в онлайн и офлайн мероприятиях и коллаборации с другими брендами или блогерами. Чем амбициознее ваши цели, тем больше усилий придётся приложить. И каждый день необходимо продавать себя как талантливого мастера, эксперта и бизнесмена.
Всем продавцом Ярмарки Мастеров мы советуем завести свой блог в Журнале.
Ярмарка Мастеров — удачный симбиоз маркетплейса и социальных сетей. Покупатели приходят сюда, понимая, что за каждым товаром стоит человек, а не конвейер. Пользователи чаще интересуются личностью продавца, подписываются на блог, следят за его творчеством в Журнале и активно комментируют. А затем проникаются и становятся постоянными покупателями.
Статистика говорит сама за себя: ежедневно Ленту Новостей просматривают 7 000 пользователей. А страницы Журнал посещают 2,5 млн раз в месяц, 10% из которых — переходят на страницы магазинов прямо из статей, чтобы купить товары у понравившихся продавцов.
Журнал — верный путь к долгой дружбе с аудиторией. Для тех, кто настроен серьёзно советуем попробовать пакет дополнительного продвижения «Интервью».
Интервью — особый вид контента в нашем Журнале. Наш редактор подготовит и опубликует историю вашего бренда от первого лица в специальной рубрике. В среднем охваты интервью составляют 4 500 читателей, рекордный максимум — 110 000. Кроме этого:
Мы разместим посты с упоминанием вашего интервью в наших соцсетях Вконтакте, Одноклассники и Telegram. А это — 800 000 поклонников ручной работы.
Опубликуем на 7 дней сторис и баннер на главной странице Журнала, куда ежедневно заходят 20 000 читателей.
Сразу оговорим, пакет «Интервью» доступен только для избранных продавцов, которых отметили довольные покупатели. Проверить доступность можно в личном кабинете в разделе Продвижение.
Кстати, до 26 марта прокачать свой личный бренд с можно со скидкой 43%.
Как разнообразить свой контент?
Все мы люди творческие, но у многих может возникать синдром «чистого листа». Подобрали несколько тематик для публикации в Журнале, которые точно найдут отклик у аудитории:
Делитесь процессом создания товара — запишите видео или сделайте фоторепортаж
Расскажете про свой творческий путь: как пришли к своему делу, что шло хорошо, а что так себе
Делитесь своими мыслями по инфоповодам, которые относятся к вашему виду творчества
Публикуйте обучающие мастер-классы
Расскажите про самый сложный заказ или про интересных клиентов
Поделитесь лайфхаками для мастеров — не забывайте, что другой продавец может стать вашим покупателем
Еще больше рекомендация по созданию контента на Ярмарке Мастеров можно найти в статьях: