> Журнал > Мастер-Классы > Роспись тканей в технике "шибори"

Роспись тканей в технике "шибори"

Виды творчества:   Роспись > Батик
Роспись > Крашение, шибори
Сложность:   низкая
Время работы:   1 час
Роспись тканей в технике

Здравствуйте, уважаемые мастера и любители росписи тканей, а, может быть, и вовсе не любители, а, те, кто встретится с этим искусством сегодня впервые!

              Имея за плечами немалый опыт, я решила провести  здесь, на ЯМ, ряд мастер-классов по очень популярной сейчас технике окрашивания тканей «шибори», очень древней, известной во всём мире под разными названиями (узелковый батик, бандхи, планги, тритик и т.д.) Несколько подробней и с примерами фото можно почитать о «шибори» по ссылке недавней моей публикации http://www.livemaster.ru/topic/296033-shibori-na-pike-mody?vr=1&inside=1

       Я планирую начать МК с самых базовых, несложных техник, которые освоят новички и даже дети младшего школьного возраста. Постепенно МК буду усложнять и затем мы изготовим вместе несколько красивых аксессуаров и других утилитарных вещей, пригодных для использования или подарка. Создадим себе по настоящему весеннее настроение.

       И так, начнём наш первый МК, который будет называться «прошивной батик» или «стёжка-стягивание» (по японски ори-нуи или маки-нуи шибори). С помощью этой техники можно получить очень разнообразные по структуре и живописные геометрические рисунки на ткани .

       Для урока необходимо иметь:

  1. Кусочек ткани (белая или светлоокрашенная бязь) размером около 30-40 см по стороне квадрата. Можно взять ткань от старого постельного белья (она мягкая и хорошо впитывает красители и краски).
  2. Простой, мягкий карандаш.
  3. Прочные нитки для прошивания (лучше хб № 30-10).
  4. Красители. В данном уроке можно любые(порошковые анилиновые, жидкие анилиновые, «Гамма» под запаривание или "Гамма" акриловая, проционовые или  любые универсальные акриловые краски серии «хобби», например «Jacquard»).
  5. Кальцинированная сода (необходима только для «Гаммы» под запаривание или проционовых красителей).
  6. Швейная игла.
  7. Шприц для инъекций без иглы.

батик

       В этом мастер-классе я использовала красители «Гамма» под запаривание. Но, проделав опыт окрашивания хб ткани, предварительно пропитанной раствором соды, убедилась, что закрепление прошло замечательно и запаривать паром нет необходимости. Поэтому рассказываю все свои шаги, относительно «Гаммы».

Предварительно приготовим раствор кальцинированной соды в горячей или тёплой воде из расчёта четверть стакана соды на 1 литр воды. Размешиваем раствор до исчезновения в нём порошка.

Берём приготовленный кусочек ткани и произвольно на нём рисуем простым карандашом  три разных геометрических линии.

шибори

По первой линии прокладываем самый простейший стежок «вперёд иглой», предварительно завязав на конце нитки узелок (и далее на всех стежках).

батик шибори

По второй линии прокладываем стежок «вперёд иглой», но ткань складываем по карандашной линии вдвое и отступаем от края 2-4 мм.

шибори батик

узелковый батик

По третьей линии прокладываем так называемый стежок  «через край», также сложив ткань вдвое.

японский батик

мастер-класс

Получили вот такую «картину»

мк по батику

Все три прошитых строчки аккуратно стягиваем до предела, как можно плотнее. Вдеваем конец нитки в иглу и, придерживая пальцами туго стянутую ткань, каждую строчку закрепляем «узелком» во избежание распускания.

весна 2013

Получится вот такая "кукла" ))).

Погружаем  ткань в заранее приготовленный раствор кальцинированной соды и выдерживаем 20-30 минут.

Отжимаем излишки раствора и раскладываем на полиэтилен.

Поливаем из шприца красителем тёмного цвета. В моём случае фиолетовой «Гаммой».

Основная работа проделана. Помещаем окрашенный свёрток в полиэтиленовый пакет и оставляем на сутки. Если поместить пакет в тёплое место ( в слабо прогреваемую духовку 40-50 градусов Цельсия с открытой дверцей или на батарею), то достаточно подержать  5-6 часов.

Вынимаем ткань из полиэтиленового пакета и промываем вначале в холодной, затем в тёплой воде. Аккуратно распускаем строчки, простригнув в нескольких местах нитки вспарывателем или тонкими ножницами, выдёргиваем их. Окончательно стираем туалетным мылом или шампунем.

После высыхания наш образец проглаживаем утюгом. Работа закончена.

Вот такие красивые узоры мы сегодня научились окрашивать. Они могут быть дополнительным украшением и отделкой к основному рисунку, но могут быть самостоятельным узором. Из таких геометрических строк можно формировать очень сложные композиции.орнаментов.

PS: Если для окрашивания применять краски на основе акрила, то предварительно замачивать в растворе соды не нужно. Достаточно окрасить сухую ткань красителем, положить на полиэтилен, спустя 2 часа, подсушить феном и закрепить утюгом, соблюдая инструкцию к краске. Стирать изделие после закрепления утюгом.

Применяя порошковые красители, производить окрашивание строго по приложенной инструкции.

В следующем мастер-классе, который я планирую провести в  воскресенье, 19 мая, я подемонстрирую другой способ окрашивания ткани, который называется «мокумэ» шибори.

Ключевые слова:  
Материалы:  

С удовольствием прочитала!{#} С нетерпением жду продолжения!{#}

Екатерина и Антон Нова (eeee12345)

Спасибо огромное за МК. Очень интересно, хочу попробовать..........на очень тонком ( почти прозрачном) льне тоже получится?

Роспись шёлка Копылова Надежда

Екатерина, на очень тонком получится тоже! Попробуйте, конечно! Очень увлекательно "шиборить". Единственное, на очень тонкой ткани могут быть более заметны проколы от иглы и ниток, чем на более плотном. Но, в "шибори" это допустимо. Проколы обычно после стирки и глажки или сильно уменьшаются или пропадают вовсе.

Роспись шёлка Копылова Надежда

Очень рада, Лючия{#}{#}!

Надя, отличный МК! А я думала, Гамма-хобби вообще не держится на хб ткани image

Роспись шёлка Копылова Надежда

Приветик, Вика{#}! Спасибо тебе! Я тоже раньше так думала, а оказалось ещё как держится{#}.

Наталья Корекова

Спасибо,Надежда.очень интересно,обязательно попробую.{#}

Спасибо! Захомячила!

Dolorisi

Очень здорово получилось! Спасибо за МК!

Огромное спасибо, Надежда! Я все не решалась взяться за шибори, хотя он мне очень нравится. Теперь обязательно попробую!

Татьяна Михайлова

Приплюсовываюсь к каждому слову. {#}

Роспись шёлка Копылова Надежда

Удачи Вам, Ярослава!!!{#}

Роспись шёлка Копылова Надежда

Удачи Вам, Ярослава!!!{#}

Отличный МК,и такой подробный!Здорово!!!!!!!!!!!!!!!

Елена Аничкина (Anich)
Отличный мастер-класс, спасибо! очень удивило что с красками под запаривание Вы поступили так же как с проционами, не могла даже предположить что они закрепляются при помощи кальцинированной соды-это ведь открывает широкие перспективы))))! Мне казалось что эти красители и по составу разные?

Роспись шёлка Копылова Надежда

Елена, спасибо{#}! Если я не ошибаюсь, то даже в инструкции к "Гамме" написано, что можно добавлять соду в краски.

Надежда

Отличный МК, все понятно инаглядно. Я когда-то пользовалась этими красками без соды, долго утюжила с паром. Получилось! Лет 8 моей блузке шибори. Самую малость посветлела.

Роспись шёлка Копылова Надежда

Благодарю, Надежда! Я тоже пробовала закреплять "Гамму" под запаривание утюгом, без применения соды, примерно минут 30 гладила{#}, тоже хорошо закрепилось, но на натуральном шёлке.

Надежда, спасибо за прекрасный мастер класс!! Будем осваивать новые техники и разукрашивать внучкины платья)))))) и футболки))))

Роспись шёлка Копылова Надежда

Наташа, очень рада, что понравился МК! Приукрашивайте на здоровье внучкину одежду, Вы же такая мастерица{#}!!!

Спасибо за открытие удивительного!

Спасибо за МК,очень пригодиться.

Надя, спасибо. Твои мастер-классы всегда отличаются простотой изложения и не возникает никаких дополнительных вопросов.

Роспись шёлка Копылова Надежда

Верочка, я очень довольна, что удалось изложить всё понятно{#}{#}. Признательна тебе за отзыв{#}{#}.

Спасибо,Надежда!!! Очень подробный МК!{#}Сразу хочется взять и попробовать технику интересную!))

Роспись шёлка Копылова Надежда

Спасибо, Жанна! Самое лучшее-попробовать по "горячим следам". Удачи Вам{#}

Надя, а почему именно шприцом краску наносишь?

Роспись шёлка Копылова Надежда

Вика, увидела у кого-то из профи, попробовала и мне понравилось: поливать из шприца намного удобней и быстрей, чем кисточкой сделать то же самое на большом отрезе. И ткань красителем пропитывается лучше, чем после манипуляций кисточкой. Маленький кусочек ткани, конечно, можно и кисточкой покрасить.

Спасибо за МК!!! руки не доходили до шибори. Я уже нашла отрез крепа и сделала строчки... завтра красить буду image )) и с нетерпением жду следующего МК !!!! спасибо{#}

Роспись шёлка Копылова Надежда

София, я приветствую такую быструю реакцию и очень рада, когда мастер-классы проходят не зря{#} !!! Желаю Вам удачи в экспериментах{#}{#}!

Спасибо, Надежда. У меня как раз лежат два однотонных неинтересных отреза, все думала, что же с нимим сделать - и вот теперь я обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо большое, что поделились!

Роспись шёлка Копылова Надежда

Лариса, творите на здоровье! Удачи Вам!{#}{#}

Маргарита

Спасибо!Очень интересно!в моем раннем детстве старшая сестра мне красила так футболку,только завязывала узелки нитками!я выносила ее до дыр,была моя любимая стильная футболка!теперь знаю как это все называется!

Роспись шёлка Копылова Надежда

Маргарита, футболки в техниках "шибори" получаются великолепные!!! Но, если сделаны собственноручно, то ещё становятся самыми дорогими для души{#}. Спасибо!{#}

Спасибо, что поделились умением!!! А то мой опыт с шибори пока ограничился узелками. Сынулина белая футболка пошла пятнами, реанимировала с помощью деколы для ткани. Получилась разноцветными звездами. Все мечтаю себе то-нибудь подобное накрасить....

Роспись шёлка Копылова Надежда

Татьяна, для реанимации старых вещей и футболок в частности, "шибори" - самая удачная находка. Надеюсь, что мои МК обогатят Ваши знания в области крашения и все старые вещи заживут новой жизнью{#}! Спасибо!

Шибори- это космос! На мк у Саши Гирос научилась узелковому шибори, а теперь такой подарок от Вас, Надежда! Спасибо!!!
Роспись шёлка Копылова Надежда

Евгения, и Вам спасибо! Благодаря Вашему отзыву сейчас с большим удовольствием наслаждалась прекрасными работами мастерицы-волшебницы Саши Гирос.{#}{#}

Шибори - это космос! На МК у Саши Гирос научилась узелковому шибори{#} А тут такой подарок от Вас, Надежда!{#} Спасибо!!!!

Елена

Спасибо Надежда, какой замечательный мастер- класс!!! Скажите а если красить не в один цвет а разными красками распылить? или красивее когда в один цвет, как по вашему опыту?

Роспись шёлка Копылова Надежда

Елена, конечно, применяйте свою фантазию и будет очень интересный результат{#}. Я в этом МК ставила целью показать технологию разных способов прошивания и получения в результате разных узоров, поэтому и окрасила в один цвет для наглядности.

Надежда, спасибо за МК! Для меня ново, что содой можно закреплять гамма-хобби.{#}

а у меня пылится коробка с такими гаммовскими красками только из-за запаривания!а тут так просто- сода! СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!{#}{#}

Спасибо!

Замечательный мастер-класс! Все просто и доступно!

Надо обязательно попробовать, очень удачно увидела Ваш мастер-класс, как раз хотела узнать подробности об этой технике image

Роспись шёлка Копылова Надежда

Мария, очень рада, что вам МК пришёлся так кстати ))) ! 19 мая планирую продолжение, обязательно заглядывайте.{#}

MarySilk (роспись по шелку)

Надежда, я уже подписалась на Ваши обновления image С нетерпением жду следующих мастер-классов! Очень хочется попробовать image

Надежда,очень нужный МК{#}.СПАСИБО! Ждем продолжения!!!

Спасибо большое, Надежда! Обязательно попробую, пока только узелки и на трубе освоила.

Роспись шёлка Копылова Надежда

Наташа, конечно попробуйте, удачи Вам!{#}

Мария ТМ ИзнанкинМир

Надежда!

Вроде слежу за всеми МК, а тут такое интересное дело пропустила! Просто счастлива, что случайно натолкнулась!

МК просто здоровский - как раз просто для таких простофиль, как я! image

Можно вопрос?

У меня есть кусок шелка натурального, краски гамма под запаривание и утюг! image

После описанных процедур нужно запаривать утюгом ткань в течении 30 минут и краска должна остаться? Так я поняла?

И на хлопке будет тот же самый эффект?

Заранее спасибо за ответы, с уважением Мария image

Роспись шёлка Копылова Надежда

Мария, очень приятно, что Вы в восторге от МК.{#}

А теперь про краски "Гамма". Они бывают 2-х видов: 1) под запаривание "Гамма" - хобби, это, которые закрепляют на пару в ведре или кастрюле в течение 40-60 минут (т.е. запаривают). 2. другой вид - на акриловой основе "Гамма" - хобби-акрил. Вот эти не запаривают, а после высыхания проглаживают в течение нескольких минут .утюгом., чтобы акрил затвердел. Поэтому внимательно рассмотрите, какие у вас сраски.

Которые акриловые, их можно использовать и на х\б.

Которые под запаривание, весь процесс с ними на хлопке я описала в МК, там не написано, что надо запаривать 30 минут утюгом.

Здесь на ЯМ есть сообщество "Распишем всё", откройте подтему "Батик. Роспись по ткани" и найдёте всё о разных красках.

LEVa (Алёна)

Здравствуйте! Спасибо Вам за МК!!!! все очень подробно и понятно даже если совсем никакого опыта в окрашивании, а тут еще и красота такая)))

а кальцинированную соду и на шелке можно применять? или только для хлопка?

Татьяна Tatty

Спасибо за мастер-класс!

Красивый эффект получается! Возьму на заметку, спасибо!{#}

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email