Обновление пароля

 > Журнал > Мастер-Классы > Тростниковая бумага ручной работы: мастер-класс

Тростниковая бумага ручной работы: мастер-класс

Виды творчества:   Работа с бумагой > Бумага ручной работы
Сложность:   выше средней
Время работы:   3 дня

На фото рисунок тушью в японском стиле на тростниковой бумаге.

Сырьем для такой бумаги служат стебли растения "Тростник" (лат. Phrgmites) — многолетнее травянистое растение семейства злаковых.

  натуральная бумага, бумажное литье 

Тростник растет по берегам и дельтам рек, водоёмов, встречается на болотах и в лесах - дальний родственник египетского папируса. Стебель заканчивается крупной, густой кистью-метёлкой, с тёмно-бурыми колосками.

Заготавливать тростник в качестве сырья для литья бумаги можно круглый год, даже зимой можно обнаружить в заснеженных канавах такие заросли.

бумага ручной работы, афина-арт

Для изготовления бумаги также подходит солома (стебли) практически всех злаковых растений - это может быть рожь, овес, пшеница и др. - натуральные оттенки бумаги могут варьироваться от нежно-зеленых до насыщенных желтых.

Должна заметить, что процесс изготовления такой натуральной бумаги весьма трудоемкий и достаточно длительный, а также связан с химическими процессами.
Не забывайте о мерах предосторожности и правилах безопасности.

Если вы все же твердо решили заняться изготовлением тростниковой бумаги - для начала нужно найти, собрать (удобно срезАть тростник секатором) и перебрать сырьё - корни растения не понадобятся - их нужно сразу отделить от стеблей, а вот листья и пушистые метелки могут пригодиться, их нужно тоже отделить от стеблей, но выбрасывать не стоит (они тоже являются сырьем для бумаги, но других сортов).

Все жесткие сочленения на стеблях тоже необходимо удалить, нарезать стебли на кусочки по 5-10 см., сложить в большую стальную нержавеющую или эмалированую кастрюлю с крышкой, залить щелочным раствором и варить около 3-4-х часов на медленом огне.

Щелочной раствор готовится следующим образом: 

гидроксид натрия, каустическая сода, едкий натр, NaOH, щелочь - это всё названия одного и того же вещества. Купить можно в магазине химреактивов.

По пропорциям раствор готовится из расчета  на 5литровый объем сырья и воды -  50-100 гр. сухого вещества.

После того, как сваренное сырье остыло - его необходимо несколько раз промыть в проточной воде. На этом химическая обработка сырья завершена - цель данных манипуляций - сделать стебли мягкими, расслоить их на волокна и очистить от слизи.

Механический этап обработки сырья заключается в разделении и расщеплении разваренных стеблей на мелкие волокна с помощью киянки - деревянного молотка.

Стебли в конце этого этапа должны превратиться в "вату".
Все жесткие, нерасщепляемые соломинки (а такие могут встречаться) нужно извлечь из общей массы.

авторская бумага, бумага

Вот примерно к такому результату нужно стремиться - это мелкие волокна слепленные в комок из которых и будет отливаться бумага.

бумага из сырья

Часть волокон можно ещё больше размельчить в блендере с водой, а часть оставить длинными - для прочности будущего бумажного листа.

Получается вот такая бумажная пульпа - волокна с водой - на ощупь у неё очень нежная консистенция.

бумага ручного литья

Выливаем подготовленную пульпу в таз с водой, из которого мы будем вычерпывать бумажные листы.

На этом этапе необходимо добавить в воду заваренный крахмал (или др.клеевой вязкий компонент - альтернативы есть, но не клей пва).

Крахмал естественный клей для растительной бумаги, он идеально подходит.

Такая проклейка в рассчете на 5 литров бумажной пульпы готовится по следующему рецепту:

 2 чайных ложки крахмала растворить  в 1 стакане холодной воды воды, затем вылить эту смесь в кипящую воду (тоже 1 стакан по объему), помешивая довести до кипения.

Крахмал станет прозрачным и киселеобразным, остудить, если образовались комочки процедить через сито. 

Далее - берем подходящую нам по размерам двойную рамку с натянутой на неё сеткой - экран для отливки бумаги и  декель - и вычерпываем плавным быстрым движением пульпу из воды на сетку, равномерно распределяя бумажный слой на сетке.

 Подробнее о приемах литья можно почитать в следующем моем МК вот тут: http://www.livemaster.ru/topic/119453-naturalnaya-bumaga-i-konverty-s-zhivym-kraem?vr=1&inside=1&wf=&cp=1

бумага ручной выделки

Волокна тростника лучше вылавливать из воды, а не наливать на сетку - так бумага получится ровнее и тоньше.

Отлитые листы нужно выложить на отрезы хлопковой ткани, сложить в стопку и поместить в пресс для отжима лишней воды и уплотнения листов,  затем досушить на воздухе или утюгом.

эко-бумага

Бумага получается потрясающе красивая - светло-желтая, гибкая, прочная и БУМАЖНАЯ-БУМАЖНАЯ!

Это скан образца тростниковой бумаги.

тростниковая бумага

Для рисунков тушью и акварелью тростниковую бумагу надо еще дополнительно поверхностно проклеивать, желатировать, чтобы понизить впитываемость и растекаемость красок.

А для записей шариковой ручкой и карандашных рисунков она и без такой специальной обработки пригодна.

бумага с нуля

Тростниковую бумагу можно отливать и толстую - полукартон, и очень-очень тоненькую!

На ней приятно рисовать, делать из нее страницы книг, конверты и открытки!

мастер-класс 

Любое копирование и перепечатка материалов этой статьи возможны только после личного согласования с автором с обязательным указанием ссылок на оригинальный источник.

Ключевые слова:  
Материалы:  
 Тема закрыта автором

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email