Делаем мини-сад своими руками

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Делаем мини-сад своими руками | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хочу поделиться своим опытом в создании живых миниатюрных садиков.
Мастер-класс я делала на примере мини-садика в корзине, у вас вместо корзинки может быть другая подходящая емкость или горшок.

Для работы нам потребуется:

1. Емкость для посадки садика (широкий горшок или любая другая емкость, подходящая для создания мини сада).

2. Живые комнатные растения.

3. Керамзит или другой дренаж.

4. Грунт для растений.

5. Перлит (не обязательно).

6. Мозаика керамическая.

7. Мелкие камешки или песок.

8. Декоративные элементы для создания композиции.

9. Лопатка, перчатки (не обязательно).

Мини садики бывают нескольких видов: для размещения в квартире;  для размещения на балконе, в зимнем саду; для размещения на улице. Сейчас рассмотрим мини сад, который будет жить круглогодично у нас дома.

Выбор горшка.

Для посадки мини садика можно использовать широкий горшок, тазик или любую другую емкость, подходящую по размеру. Размер горшка должен соответствовать растениям, которые будут в нем  расти: для кактусов и суккулентов подойдет неглубокий (6-10 см), для декоративно-лиственных растений поглубже (9-15 см). Слишком глубокую емкость берем только в том случае, если будем использовать крупные растения с глубокой корневой системой. Для небольших растений посадка в слишком большой горшок приведет  к закисанию почвы, так как ее часть не будет использоваться растениями. Горшок может быть как с дренажными отверстиями, так и без них (моя корзинка без них).

У меня была вот такая небольшая корзинка( 20*17 см, высота без ручки 11 см), которая прекрасно подходит для задуманного садика в стиле прованс:

мини сад своими руками

Обратите внимание, что внутри корзины есть пластмассовый контейнер, в который я буду сажать растения. Не рекомендую использовать для этой цели корзинки, в которых вкладыш из пленки, так как пленка не очень долговечна в данном случае. То же касается деревянных ящиков — лучше, чтобы в нем был какой-то контейнер (пластик, керамика), тогда ящик не пострадает через некоторое время от воздействия воды и почвы.

Выбор растений для создания мини-садика.

Выбор растений зависит от того, какую цель ставим при создании живого садика. Если вы хотите красивый цветущий садик на короткий период времени - можно использовать цветущие растения: первоцветы, каланхое, маленькие цветущие розочки. Пример моего садика с каланхое:

мини садик своими руками

Такие садики очень красивые, но растения обычно цветут от нескольких недель до 2-х месяцев. Потом садик будет выглядеть по другому:

как сделать мини сад

А еще через несколько месяцев каланхое, как и другие цветущие растения, разрастается, вытягивается, и приходится его из композиции удалять.

Второй вариант: долговечные композиции, которые будут расти до нескольких лет, не требуя пересадки. Такие композиции можно делать с кактусами или с декоративно-лиственными растениями. 

При выборе растений для мини сада обращайте внимание на следующие моменты:

1. Выбранные растения должны быть комнатными! то есть не требуют зимой прохладного содержания. Эта информация написана на наклейках на горшке растения. Если видите, что зимой температура для растения должна быть до 8-10 градусов - лучше не берите — большая вероятность, что оно погибнет в квартире. Это относится, например, к кипарисовикам.

2, В один садик сажаем растения со сходными условиями содержания (требования к частоте и интенсивности полива, освещенности, составу почвы, условия содержания зимой, глубина горшка и др.) Например, не следует кактусы сажать с любящими влажную почву папоротником или хлорофитумом, потому что у кактуса при обильном поливе начнут загнивать корни. Исключения могут быть в том случае, если горшок очень большой и растения слишком далеко друг от друга.

3. Лучше выбирать медленнорастущие растения или те, которые можно подрезать, сохраняя исходный размер растения.

Создание мини садика.

Начинаем работу :)

На дно корзины насыпаем дренаж, толщина слоя около 2 см. Так как моя корзина не имеет дренажных отверстий  для стекания лишней воды при поливе - я использовала керамзитовый дренаж, способный впитывать лишнюю воду. В горшках с дренажными отверстиями в качестве дренажа можно использовать другие материалы (керамика, щебень, битый кирпич).

как сделать мини садик 

Насыпаем на 2/3 корзины грунт, подходящий для наших растений. У меня готовый грунт для декоративно-лиственных растений. Я еще добавила в грунт немного перлита (около 2-х столовых ложек) - на фото видны белые вкрапления. Перлит повышает пористость и рыхлость почвы, предотвращается комкование, затверденеи почвы. Вода и удобрения впитываются перлитом и постепенно отдаются растению. Предотвращается загнивание корней из-за избыточного полива и застоя воды, а также пересыхание почвы. Почва увлажняется равномерно. Перлит  можно и не добавлять. 

мини сад

Переходим к подготовке растений. Я выбрала хедеру (вьюнок), бересклет японский и фиттонию.

мини садик

Эти растения идеально подходят для создания мини-садиков: неприхотливы, можно подрезать, у бересклета и фиттонии много разновидностей с разной окраской листьев. А фиттонию я еще очень люблю за то, что она своим внешним видом показывает, что почва недостаточно увлажнена — листики становятся мягкие и опускаются. После полива листья у этого растения вновь становятся жесткими и поднимаются. Отличный индикатор!

Свои растения я купила, поэтому перед посадкой буду промывать корни. С покупными растениями делаю это всегда, потому что в грунте могут быть вредители или их личинки. Хочу обратить внимание, что таким способом лучше не пересаживать декоративно-лиственные растения в зимний период (с ноября по февраль) — могут не пережить, так как находятся в состоянии покоя. В этот период лучше пересаживать растения методом перевалки (вместе с земляным комом), или подождать до весны. Если используем для посадки мини-сада свои комнатные растения - корни промывать не нужно.

Вынимаем растения из горшков: 

сад в горшке

Аккуратно освобождаем корни от грунта:

мини сад в горшке

Затем я промываю корни под тонкой струей проточной воды комнатной температуры

настольный сад

и выкладываю растения на салфетку, чтобы корни обсохли:

мини сад как сделать

 Через 15-20 минут можно приступать к посадке. Делаем углубление в грунте, сажаем в него растение, засыпаем грунтом и немного приминаем землю вокруг растения руками, чтобы убрать из почвы воздушные карманы. Сам процесс посадки снять не удалось, так как не могла одновременно сажать и фотографировать. Получилось вот что:

мини сад фото

мини сад в горшке фото

 Растения высадила по краям, а в центре будет располагаться  композиция моего садика. Вьюнки высадила около ручки корзины — будут по ней виться, когда подрастут. 

Поливаем наши растения:

мини сад мк

Грунт слишком низко, поэтому подсыпаем. Сверху я буду насыпать грунт без перлита, визуально мне так больше нравится.

миниатюрные садики            

создание мини сада

 Дальше я ставлю садик в хорошо освещенное место, но не под прямые солнечные лучи, и оставляю на 2-8 недель, не забывая поливать. Это время мне нужно, чтобы:

1. Убедиться, что все растения хорошо прижились и их не нужно будет заменять другими.0

2. Грунт осел.

Если сразу разместить в садике композицию, то через 2-3 месяца она опуститься на несколько сантиметров ниже уровня горшка, потому что грунт за это время осядет.

И вот, наконец, начинаем создавать композицию нашего сада.  Мне очень нравятся тематические садики, и этот  миниатюрный садик будет в стиле прованс :) Для меня прованс ассоциируется с  мощеными камнем двориками, множеством цветов в горшках и везде, где только можно их посадить, мебель с элегантным налетом старины и кажущаяся простота и легкость во всем.

Декоративные элементы я сделала заранее в соответствии с размерами корзины. Можно расположить декор пря мо на грунте, я чаще использую для своих мини-садиков какое-то покрытие, на котором располагается композиция. Это может быть мозаика, камешки, сухой мох, искусственный газон и другие.

Для стиля прованс я выбрала мозаику — она подходит по цвету к моей корзине и по стилю к задуманному саду.

живые мини садики

Наш сад мы будем постоянно поливать. Для того, чтобы вода не попадала на декоративные элементы, лучше подсыпать грунта под композицией, чтобы ее уровень был на 1-1,5 см выше уровня грунта у растений. И вторая хитрость — поливать садик из емкости с узким носиком или из большого шприца без иголки непосредственно под каждое растение, и медленно, чтобы вода успевала просочиться в землю, а не растекалась по всему горшку.

Укладываю мозаику и засыпаю промежутки мелкими зелеными камешками. Камешки пропускают воду и воздух и безопасны для растений. И еще они не изменяют свой внешний вид при долгом соприкосновении с водой и землей.

мини садики растения

мастер класс мини садик

Теперь размещаем на этой площадке декор. Сначала размещу заборчик, сделанный специально для этого мини садика (у него есть опоры для углубления в землю, чтобы он надежно стоял).

флора

Как сделать такой забор, можно посмотреть в моем МК здесь.

Итак, ставим забор:

Теперь размещаю остальные элементы композиции:

Ну вот, наш садик готов:

Такой живой миниатюрный садик будет расти и радовать вас несколько лет, но конечно же требует любви и правильного ухода.

Всем удачи в творчестве и хорошего настроения!    

Комментарии (16)
Irena (ReSoleil) 14.08.2016

Прелестно! {#}

Natalia (britishwool) 14.08.2016

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!! А декоративные детали покупаете или сами делаете? Спасибо за МК!

Мини-садики 14.08.2016

Что-то покупаю, что-то сама делаю, можете декор у меня в магазине посмотреть.

Какая прелесть😀 обязательно воспользуюсь Вашим мк, спасибо большое. Теперь буду промывать корни, у меня тоже вредители появились😢жалко раньше не знала, что надо корни промывать.

Очень красиво. Очень хочется. Но не растут у меня цветы, даже самые неприхотливые image спасибо, чудесный мк

У меня тоже не растут ))) Даже в саду муж все цветы поливает, так как если поливаю я, то ничего толком не растет и не цветет. Советую Вам попробовать влюбиться в суккуленты - у таких, как мы, они растут просто как на дрожжах. И разнообразие видов, и то, как они цветут в конце зимы, просто поражает. И мини-садики с ними создавать можно замечательные, погуглите.

Удачи!

Вот простой пример, в композиции использованы суккуленты и седумы

Мини-садики 15.08.2016

А у меня суккуленты почему-то вытягиваются, даже если на солнечное окошко ставлю. И не цветут особо( Видимо не мое

Мини-садики 13.08.2016

Пожалуйста {#}

Чудесный МК!!! {#}

Большое спасибо за идею!!! {#}

Какой милый,маленький и очень уютный садик получился!{#}С удовольствием узнала как такой создать-остаётся договориться с котом {#},думает что все цветы на подоконнике растут именно для него.{#}

N-Key (Nadezhda) 13.08.2016

Я почему то всегда считала, что при пересадке растений комочек 3емли у корней надо оставлять.. {#}

Мини-садики 13.08.2016

Я тоже так делала пока не столкнулась пару раз с разными вредителями в горшочках с покупными растениями - теперь полностью избавляюсь от старой земли на всякий случай. Мои растения от такой пересадки не страдают, уже через несколько дней дают новые листочки. главное, чтобы сезон года был подходящий и растения в момент пересадки не цвели, если они цветущие. А вообще это конечно делать необязательно.

N-Key (Nadezhda) 13.08.2016

буду 3нать! спасибо! {#}

~~~Евгения~~~ 13.08.2016

Ого... просто и со вкусом)) Очень изящно)) Прям ручки зачесались на досуге попробовать создать такую красоту! Спасибо!!

Мини-садики 13.08.2016

Рада, что Вам понравилась идея.

Рубрики мастер-классов