Продолжаю свой рассказ о кошке, которая родилась из воска, повзрослела в бронзе, а вершину своей карьеры достигнет, став хрустальной стопкой :)
Именно "превращение" восковой модели в бронзовую копию я и хочу сегодня продемонстрировать.
Итак, если кто видел мой первый "кошачий" рассказ, то помнит, в каком виде мы её оставили неделю назад.
Загогулина на голове (вы будете смеяться) это хвост :) Просто так будет удобнее делать резиновую
прессформу в будущем.
---------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------
ПОГНАЛИ..
1. На резиновую *заглушку* от опоки устанавливаем восковый *блин*, на который, с помощью термошпателя, начинаем припаивать мои восковые модельки,
кошку в том числе:
Обычная восковая "ёлка"выглядит иначе, примерно так :
(под каждый новый год все литейные мастерские завалены заказами на *символ года*. В этом году - змеи.)
бррр..
Но в данном случае, когда модели все разные, удобнее и экономичнее сделать по другому :
Данный способ "на блине" является ноу-хау моего товарища, опытного литейщика, который разрешил мне рассказать об этом. Кстати, всё, что вы видите здесь - это его труд, я выступаю лишь в качестве фотокорреспондента.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Взвешиваем блин с моделями, чтобы знать, сколько понадобится загружать металла для заливки конкретно
этой опоки :
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Устанавливаем опоку на резиновую *заглушку*, предварительно обернув в плёнку, чтобы жидкий гипс не
вытекал:
Вид сверху :
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Начинаем готовить раствор из формовочной массы (гипса). Необходимо соблюсти правильные пропорции.
а) Насыпаем и взвешиваем гипс :
б) В мерную колбу набираем необходимое количество дистиллированной воды и выливаем в емкость из
мягкого пластика :
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Высыпаем отмеренное количество гипса в воду (гипс в воду, не наоборот!!!) и, с помощью строительного
миксера, размешиваем до получения однородной массы, по густоте схожей с ряженкой, например..)) :
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Размешанный раствор гипса помещаем на вакуумную установку, где, под мощным воздействием
"выжатого" воздуха, густая и тяжёлая формомасса начнёт *кипеть*, выдавливая из себя все воздушные
пузыри. Важнейший этап в подготовке к литью!! Вакуумирование, произведённое ненадлежащим
образом, обязательно приведёт к браку, во многоих случаях необратимому.
Итак :
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Теперь, сняв с вакуума пластиковый таз с гипсом, устанавливаем на его место готовые к заливке гипса
опоки. Разливаем гипс по опокам и, в свою очередь, вакуумируем опоки, заполненные гипсом. Это занимает
около 2х минут :
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8. Далее - ждём около полутора-двух часов, пока гипс не схватится. Ну а пока что можно отвесить
необходимое кол-во бронзового прутка квадратного сечения :
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Через 1 час 45 мин. освобождаем опоки от плёнки. Моя "кошка" в самой большой ..)
Синие пятна - это, так сказать, начало восковых "ёлок", основной литник, по которому расплавленный
металл заполнит, после прокаливания опок, место "потерявшегося" воска.
То есть, под воздействием цикла
температур, воск вытечет из форм(опок), оставив после себя пустые полости, точно повторяющие восковки.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10. А чтобы воск "покинул" опоки - существует так называемая прокалочная, она же муфельная печь.
Загружаем в неё наши опоки, закрываем, и включаем подходящий температурный режим :
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
И снова ждём. Теперь уже гораздо дольше, часов 12 - 15. Именно столько времени занимает процесс
первичного *вытапливания* воска из форм и окончательного их (форм) прокаливания. То есть, весь процесс, от
пайки ёлок до получения отливок занимает почти что сутки. Технология, никуда не денешься..
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На следующий день всё готово к, собственно, самому литью.Наши опоки прокалились и готовы для заливки.
Процесс насколько интересный, настолько и не
красочный. Мы не увидим струящегося, огненного, жидкого металла. Всё действо произойдёт внутри этой
литейной машины :
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11. Горячую опоку щипцами вынимаем из прокалочной печи и устанавливаем в
соответствующий паз литейной машины :
Закрываем :
В верхнюю часть литейной машины загружаем металл :
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12. Через пару-тройку минут металл расплавлен. Нажатием кнопки придаём вакуумное усилие литейной
машине, и расплавленный металл из тигеля плотно заполняет нашу форму. Финита ля комедия!.))
Достаём заполненную опоку из лит. машины. Тёмный блин посередине формы - это застывшая часть
*лишнего* металла. А что внутри - увидим совсем скоро..
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
13. После 10 мин. остывания на воздухе, полностью охлаждаем опоку под водой :
- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14. Теперь нужно просто выбить охлаждённый гипс с отливкой из опоки. Делается это простым молотком :
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
15. Затем бесформенный кусок влажного гипсового *теста* промываем под мощной(как на автомойках)
струёй воды :
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
16. И вот, что мы имеем :
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
17. Отпиливаем отливки от "блина" :
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот и всё.
Вы присутствовали при процессе литья по выплавляемым моделям вакуумным способом.
Надеюсь, что мне удалось описать этот сложнейший процесс максимально ясно.
Закончена вторая часть МК. Если не надоел - в третьей серии покажу способ изготовления резиновой
прессформы и окончательное изготовление хрустальной стопки с этим кошаком.