Раньше я запаривала свои
Для начала — крик души: девочки, милые мои, дорогие! Не надо бояться запарки и отказываться из-за этого от парозакрепляемых красок. Запарка — это просто и быстро, если работа подготовлена правильно — проблем не будет.
Ну, начнем. Вот я готовлю фон для свободной росписи, и для дальнейшей работы мне требуется его закрепить. Для фона я использовала элементы горячего батика — набрызгала расплавленным парафином и закрасила сверху красками, а когда высохло — выпарила парафин через газеты. Кстати, обратите внимание на жирные пятна вокруг белых точек — это не полностью выпаренный парафин, выгладить шелк так, чтобы исчезли эти ореолы очень трудно, да и не надо. После запаривания они сами исчезнут.
Чтобы подготовить платок к запарке, я раскладываю его на старой простыне.
И начинаю сворачивать простыню вместе с платком в рулет. Тут главное — чтобы части платка не касались друг друга и везде были проложены тканью.
Вот такая колбаска у меня получается.
Теперь сворачиваю ее в такую улиточку и закрепляю бумажным скотчем.
Заворачиваю улиточку в пару газет и снова прихватываю скотчем. Газеты — это на всякий случай защита от брызг, когда сверток будет запариваться. Бумага хорошо впитывает воду, и случайные капли остаются на газете, и не проникают внутрь ткани.
Сверток привязываю к середине рейки. Концы рейки должны быть такой длины, чтобы лечь на края ведра.
Теперь готовим ведро к запарке. На дно надо положить несколько черепков (у меня разбитый чайничек и остатки цветочного горшка) или блюдце донышком вверх. И наливаем воды пальца на два-три. При кипении черепки будут разбивать водяные пузыри и не позволять им слишком брызгаться. Кроме того, дребезжание черепков слышно невооруженным ухом, пока дребезжат — вода в ведре есть, если затихли — срочно спасать ведро, чтобы не прогорело. Ведро, конечно, через некоторое время будет годиться только под запарку, под пищевые продукты его уже не употребишь.
Момент истины — вешаем наш сверток с шелком в ведро. Вешаем так, чтобы он не касался стенок, по которым будет стекать конденсат. И так, чтобы снизу оставалось максимальное расстояние до воды (поэтому длинные и высокие баки-выварки для белья были бы еще лучше ведра, но где их найти, увы! Но в целом высоты ведра хватает для безопасной запарки).
И — финальный аккорд: накрываем ведро полотенцами, одеялами, синтетическими подушками и чем найдется. Поверх полотенец можно накрыть ведро крышкой. И включить плиту, конечно же. Сперва на максимум, потом чуть убавить огонь, чтобы вода постоянно кипела. На этом этапе наша цель — позволить перегретому пару копиться внутри ведра и проходить через препятствие, не собираясь в капли над свертком и не капая на него водой.
Таким образом запариваем наш шелк в течении часа — двух или сколько требует инструкция изготовителя красок. Следим, чтобы вода не выкипела полностью — шелку ничего не будет, а ведро погибнет. Если черепки не слышно — снимаем полотенца (осторожно, чтобы не обжечься паром) и вынимаем сверток, добавляем воды на два пальца и восстанавливаем конструкцию.
По прошествии нужного времени сверток вынимаем, разворачиваем (осторожно, он очень горячий), осматриваем шелк и дивимся, какими яркими стали краски после запарки. Если все предварительные этапы были проделаны правильно, и в итоге брызги воды не попали в сверток во время запаривания — никаких помарок в работе не будет.
Платок после запарки можно сразу постирать — проверить, хорошо ли держится краска (должна хорошо закрепиться), вымыть излишек краски, смягчить при полоскании шелк кондиционером или уксусом.
Ткань отжимаем в кулаке, не выкручивая. Можно сразу, во влажном состоянии, выгладить утюгом на позиции «хлопок, лен», шелк не боится высоких температур. А можно обратно натянуть ткань на подрамник, где она высохнет (я делаю именно так).
Вот и все сложности. Буду рада, если мой опыт окажется полезен!