Валяем очаровательное платье "Матрешка"
- Сложность: выше средней
-
Материалы: шерсть меринос, вискоза
Сегодня хочу предложить вам мастер-класс по валянию платья для девочки. Стильное платьишко из шерсти, с русской символикой.
Мастер-класс можно было бы начать поговоркой «готовь сани летом», либо фразой из известного сериала — зима близко.
Лето — это время отдыха и подзарядки, время впечатлений, вкусов и запахов, ярких красок и теплых эмоций, которые мы будем вспоминать, как добрый фильм, всю предстоящую осень и зиму. Ближе к опушке лета, мне невыносимо хочется варить варенье, делать заготовки на зиму, вязать теплые и уютные шарфы :) Я решила сделать дочурке теплое платье на зиму.
Само платье будет валяным, с эффектом объемной аппликации, рукава, по задумке — втачные, вязаные.
Итак, приступим.
Для самого платья понадобится:
- шерсть меринос неокрашенная серая , тонина 21 мкрн, 70- 80 граммов;
- лоскуты павловопасадских платков;
- вискоза серая, 50 граммов;
- префельт белый;
- декоративная тесьма, бисер, мулине для вышивки;
- мыло, вода, сетка, пленка, труба.
Построение выкройки здесь опускаем, так как это глобальная тема, которая не вместится в рамки данного мастер-класса.
Усадка в моем случае 40% (именно усадка, для построения шаблона, исходные данные х1,67, либо /0,6) В области проймы и ворота войлок ведет себя несколько иначе, усадка в этих областях на 7-8% меньше. Учитываем это в выкройке.
Шерсть я использую меринос 21 мкрн, неокрашенная, серая.
Построим шаблон для сарафана.
Линия проймы и ворота на полочке платья иная, чем на спинке. Построенную линию проймы и ворота для полочки я прорисовываю дополнительно на подложке. По спинке пройму и ворот выкладываем в край шаблона, не доходя примерно 0,5см.
Раскладку начинаем со спинки.
В качестве изнанки выкладываем вискозу пасмами. Она послужит не только изнанкой, но и будет выполнять армирующую функцию.
Если вискоза сильно «липнет к рукам», слегка сбрызгиваю из пульверизатора.
После того, как выложили вискозу по всей спинке, начинаем раскладку шерсти. Раскладка елочкой.
Все открытые края прокладываем блокирующим горизонтальным слоем (линия низа, пройма, ворот).
В области талии — горизонтальная раскладка.
По бокам и в линии плеча немного выходим за край шаблона.
Завершив раскладку, накрываем сеткой, поливаем мыльным раствором и слегка притираем.
Переворачиваем на другую сторону.
Пока не загибаем припуски.
Выкладываем вискозу по полочке платья. Помним, что здесь у нас другая линия проймы и ворота.
После раскладки вискозы сбрызгиваем ее из пульверизатора и затем загибаем наши припуски по бокам и плечам.
Начинаем раскладку шерсти, также елочкой. В линии талии — горизонтально. По открытым срезам — блокирующий слой .
Накрываем сеткой, мылим, притираем.
Намоченная шерсть немного расползется, загибаем на спинку образовавшиемя припуски по бокам и плечам. Круговыми движениями подбираем линию ворота, проймы и низа.
И, да — обязательно работайте в перчатках. Полиэтиленовых либо виниловых.
Займемся декором.
Так как шерсть 21 мкрн достаточно агрессивная, и может съесть декор, а , по задумке, мне хочется максимально сохранить всю красоту павловопосадских узоров. Тогда можно поступить несколькими способами.
Можно выложить место под матрешкой густо белой вискозой, либо можно сначала немного покатать в рулоне, чтобы шерсть схватилась, и лишь потом выложить матрешку. Но, мне захотелось сделать эффект объемной аппликации и я поступаю следующим образом — из супертонкого белого префельта вырезаю контур матрешки.
Сама метрешка состоит из двух лоскутов, а личиком также послужит круг из белого префельта .
Чтобы цветные узоры не просвечивали на личике, я приложила слой белой вискозы под префельт.
Матрешку укладываем по центру будущего платья.
Края прокладываем тоненькими пасмами шерсти .
Промочим декор. Завернем в плотный рулон.
Я катаю более 1000 раз, через каждые 200 катаний разворачиваю, прохожусь руками по бокам и плечевой линии , чтобы предотвратить рубцы
и меняю стороны (полочка-спинка, верх-низ).
После катаний платье дало уже приличную усадку, полотно стало достаточно стабильным, чтобы снять его с шаблона
Продолжаем валять в плоскости, для получения максимально ровного и красивого войлока. Трем войлок о войлок. При трении нажим должен быть не сильнее, чем, когда мы пишем ручкой.
Не забываем выворачивать наизнанку и валять с изнаночной стороны. Чередуем катание и трение войлок о войлок, в самом конце можно немного помесить как тесто, но без фанатизма.
Декору нужно уделить особое внимание, это место потрем о пленку и притираем дополнительно руками, чтобы наша матрешку усаживалась равномерно с основным полотном. (Фото 17 демонстрирут пока еще меньшую усадку декора).
Когда платье готово, полощем, отжимаем в полоненце и отправляем сушиться.
Для декора я выбрала красную тесьму, бисер. Тесьму пришиваю по контуру матрешки, бисером вышиваю цветы на узорах . Волосы вышила нитками ирис, личико нарисовано красками по ткани. Здесь полный простор для вашей фантазии.
Рукава для данного платья связаны на вязальной машине. Притачиваю их к платью. Ослабляю натяжение верхней и нижней нити швейной машины, чтобы не передавливать войлок. Шаг строчки выбираю 4.
Наше платье готово. Оно будет радовать, согревать и украшать мою дочурку прохладными осенними и зимними вечерами.
В завершении хочу сказать: техника мокрого валяния — это вид рукоделия, с практически безграничными возможностями. Объемы, цвета, фактуры — здесь возможно все!
Я влюблена в шерсть, окончательно и безповоротно:)
Надеюсь, вам было не скучно, и полезно.
На возникшие вопросы постараюсь ответить, по мере возможности, так как мы в отпуске, наслаждаемся солнцем и морем :)
Всем спасибо за внимание.
Наталья Сидоренко.