Роспись козуль "Птица Горлица"

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Сегодня я хочу показать мастер-класс по росписи козуль в традиционном стиле!

Козуля "Птица Горлица — предвестница любви"!

Два слова о глазури: я беру один холодный белок и 5 столовых ложек сахарной пудры с большой горкой. Пудра просеяна. Взбиваю белок и только после того, как он увеличится примерно в 10 раз (и только тогда!) по ложке добавляю сахарную пудру. Но знаю, что у каждой хозяйки свой рецепт глазури, поэтому не настаиваю!

Итак, начинаем!

1) Смахнуть с козули остатки муки. (Уровень сложности мастер-класса определила как средний! :))

роспись козуль

2) Начинаем проводить контур, отступив от края 2-3 мм, потому что в конце мы еще сделаем каемочку из точек, поэтому немножко отступаем от края. Я советую начинать расписывать козулю сверху и слева, чтобы при дальнейшей работе не смазать правый край рукой.

архангельские козули

Все время кладу птичке что-нибудь в ротик, горошинку хлеба например. Мне кажется, что это мама и хочется ее накормить! а то она всё деткам, деткам... 

3) Продолжаем. Рисуем сначала прямые линии, на шейке — бусики, выделяем хвостик, потом украшаем их волнистыми. Если линия вышла криво, толсто, неровно — ничего страшного! Аккуратно подправляем обычной влажной кисточкой, поставьте рядом чашечку с водой и салфетки. Я часто рисую узор в одну сторону, а потом в другую, так мне кажется получается ритмичней, как на рисунке. Но вы вольны рисовать как вам удобно! Хочу только напомнить, что у наших предков все линии и черточки были отработаны веками и обязательно что-то означали, были символами. Так, например, крупные точки и волнистые линии рисовали как обозначение земли и воды, дождя и урожая, т.е. пожелания плодородия нашей матушке Земле и женщине, которая олицетворяла Землю. Ведь действительно — они обе зачинают новую жизнь, долго вынашивают, рожают, и наконец, они обе так прекрасны!

народное творчество

4) Начинаем рисовать крылышко! Плавно продолжаем верхнюю линию головки, как показано на нижнем фото, закончиться эта линия должна посередине хвостика. Надеюсь, понятно будет на фото! Нижняя линия крылышка выходит из бусиков (прямая линия на шейке) и это примерно слева отступить 2/3 и начать рисовать линию. И практически произвольно рисуем линию, которая потом соединится с верхней линией крылышка. Хочу только добавить, что крылышко всегда выведено не сильно, не по-настоящему, не копируется крыло в "реале", потому что это стилизация, а не точное изображение птицы или кого-нибудь еще! Поражаешься мудрости наших предков, которые понимали, что не надо все прочерчивать до безумия, оставляли всегда простор для фантазии, загадки и воображения!

натуральные ингридиенты

5) Начинаем вводить листики и проводим линию, параллельную линии крыла и краю туловища. Это наши "ряды" для листочков. Здесь все просто, но нужно каждый момент отодвигать от себя козульку, чтобы сразу заметить не сползла ли куда линия. Вот, например, у меня линия бусиков съехала и весь рисунок получается непропорционально, а заметила я это не сразу, это вытереть (ватным влажным диском, например) не сложно, но я решила показать, как может быть, как не надо :) Но если не заметили — не расстраивайтесь! В основном никто этого потом не замечает, а больше всегда обращают внимание на тепло, которое исходит от ручной работы!

Средняя линия для рядов (полукруглая) делит оставшуюся линию на шейке пополам (верхнюю линию бусиков), т.е. начинается, примерно, на 1/3 верхней линии, которую я называю бусиками и продолжается параллельно крылышку. Вверху тоже заканчиваем ее посередине оставшейся части хвостика. Очень переживаю за свои математические описания и надеюсь, что помогут тут фото, а не мои слова.

традиции

6) Проводим до конца контур, он нам уже очень нужен, чтобы ряды между линиями были пропорциональны друг другу!

А теперь мое самое любимое! Листики! Не знаю, что тут написать — расслабьтесь и дуги, дуги, дуги! Полуовальчики! Я рисую сначала в одну сторону, потом обратно, но вы — как удобно! Верхний листик (у хвостика) я рисую меньше по размеру, так, по-моему, гармоничней, но не настаиваю! Листики располагаются наискосок, обратите, пожалуйста, на это внимание!

русский север

7) Сейчас рисуем второй ряд листиков, он немного сложный, я его рисую и сверху от шейки, и от хвостика и потом в середине подстраиваю листики друг к другу, тоже обратите, пожалуйста, внимание! Т.е. ряд рисую с двух концов и в середине соединяю встречные листики. И хоть я пишу, что он сложный, но все равно у вас обязательно получится, просто первый раз могут все листики завалиться куда-нибудь, "лечь-полежать" и т.д. :) Вы спокойно вытираете и снова! (Покой нам только снится! Шутка!)

горлица

8) Последняя фотография, а я так волновалась, что много фотографий, а теперь даже жалко, что последняя, вот так всегда. Нам осталось дорисовать листики на крылышке и везде поставить точки! Эти прекрасные точки, которые скроют все огрехи работы и внесут, вдохнут в нее волшебство, работа заиграет, закружится и... оживет! Учительница говорила, что козульщицы (раньше) очень любили эти точки!

Еще одна фотография с немножко другим хвостиком! Мне кажется, в этой птичке главное сохранить вот этот волшебный хоровод листочков, а остальное вы можете фантазировать сами, это очень радует при работе, чем что-то одинаковое схематично повторять!

Вот и все! Всех благодарю, кто дочитал!

Хочу напомнить, что Козуля — обережный пряник, его не делали часто и когда делали, то вкладывали особый смысл в эти пряники! Животные заменяли реальное жертвоприношение и предки верили лепя "стадо", что будет еда, год будет урожайным и семья сможет выжить! Курочек, птичек дарили девушкам, женщинам на здоровье, плодородие, женское благополучие! И я не верю, что все это могло уйти безвозвратно!

Все что я знаю о козулях, я знаю благодаря моим удивительным учителям из Архангельской школы ремесел: Бирюковой Ларисе Михайловне и Хоревой Валентине Константиновне. Пожалуйста, поверьте, что это не реклама, а благодарность человеческая и ученическая.

Спасибо!

Приятного чаепития!

Комментарии (63)
мастер ушел 17.11.2014

Инга, спасибо огромное за то, что так подробно всё описали! Очень красивая роспись! )))
По поводу точек: "Эти прекрасные точки, которые скроют все огрехи работы и внесут, вдохнут в нее волшебство, работа заиграет, закружится и... оживет! Учительница говорила, что козульщицы (раньше) очень любили эти точки!" - Всё правда! Я тоже их очень люблю, правда я рисую узорчики на девичьих и ребячьих личиках. Аквагримом! Но когда под конец росписи добавляешь эти точечки, всегда слышишь восхищенное "Ах-х"! )))
За рецепт отдельное спасибо! Жаль у меня нет духовки, есть только микроволновка с грилем. Можно-ли испечь на гриле пряник? И ещё вопрос: А вырезаете пряник вручную, по шаблону?
PS. 135" +" мой!)))

Дэйна, спасибо большое!!! Узоры на детских личиках!!! Как от этого хорошо!!! Спасибо!!!

Про гриль - у меня когда-то сломалась духовка, а очень нужно было печь и я пекла и в мультиварке (они там снизу пеклись, а сверху как-то пухли и поднимались ...image ), и в аэрогриле (там, по-моему, было дольше и как бы заветривались они и из-за этого становились жестче ...). Т.е. лучше в духовке, по-моему, но ... если уж нет, то можно, наверное.

Я вырезаю вручную. Очень удобно делать шаблоны (вырезать) из пластиковых подставок под горячее, таких больших, как раньше деткам под пластилин покупали по размеру. Нужно выбрать не очень твердую и не очень мягкую, они долго служать в отличие от картона, легко моются.

Наша учительница говорила, что можно делать формы самим из консервных банок, отрезаешь полоску (муж, если он есть image ) по кругу и потом ее сгибаешь как нужно. и как-то спаиваешь концы (видимо опять муж image ).

А еще есть Анна Любимова (она раньше была здесь, может и сейчас!), но если в гугле набрать "анна любимова пряники" выйдет ее сайт, она продает формы, делает сама и готовые какой-то фирмы! У нее можно заказать формочку по своему эскизу и они напечатают на 3D-принтере! До чего дошел прогресс! image До невиданных чудес! Опустился на глубины и поднялся до небес!!! image ))

Дэйна, спасибо за плюс! и Удачи!!! во всем!

мастер ушел 18.11.2014

Ого, спасибо за идею с шаблонами! Пластиковые листики под пластилин и сейчас продаются, тоненькие, формата А4, примерно. Оно?

Дэйна, пожалуйста!

Дэйна, наверное, да! image Я сама покупаю подставки под горячие, про пластилин написала, чтобы было понятней на что они похожи image не знаю как их точно "обозвать". Примерно такие http://www.yuterra.ru/catalog/kuhonnyy-tekstil/salfetki/podstavka-315661

Они бывают тонкие и мягкие, и бывают тонкие и жесткие. Лучше брать тонкие и жесткие! Или потолще. Посмотрела название "подставка под горячее из термостойкого пластика" image

мастер ушел 18.11.2014

Инга, спасибо Вам за ответы, за все подробности и за добрые слова! Счастья Вам и Здоровья!)))

Ой ... спасибо!!! И Вам здоровья и любви! )))

Ой, девченки, слюнки потекли! Такой вкусный МАСТЕР КЛАСС! Браво!{#}

Обязательно надо попробовать!

Спасибо!!!

Инга, ну что тут скажешь? Только "БРАВО!" С удовольствием присоединяюсь ко всем теплым словам! Спасибо МАСТЕРУ!

Ой, неудобно image Спасибо Вам большое!!!

donatel 22.10.2014

Инга, спасибо большое за подробный урок. А как Вы печете пряники, при какой температуре и сколько времени?

Пожалуйста! Донателла! я пеку примерно минут 7-13 ( зависит от размера, если с ладонь - минут 7, а больше - дольше!) при темепературе 180-200 град, но у меня считается "сильная", жаркая духовка. Как нас учили: когда вытаскиваешь козулю из духовки она должна быть руманая, но мягкая, если легонько нажать пальцем. тут лучше не додержать, а то будут очень твердые.

Holly_Fantasy 22.10.2014

Спасибо огромное за МК и рецепт, очень интересная публикация, на одном дыхании прочла, так интересно и вдохновенно!!!!!!!!!! Удачи Вам!){#}

Спасибо большое! И Вам удачи!

Наталья 21.10.2014

Спасибо за мастер-класс и за рецепт теста! Очень наглядно все и познавательно.

Обязательно попробую испечь и украсить прянчки.{#}

Спасибо! Удачи! У вас очень красивая аватарка!

ЫШТЫ (dochkimateri) 21.10.2014

Спасибо, очень вдохновенно! Каждый год (один раз в год) делаем такие пряники, упурхиваемся, настырно учимся.{#} А в этом году обязательно по Вашему МК сделаем.)))) Всего Вам доброго.

Спасибо! Пишите если что! упурхиваемся image классное слово!

Svetlana Zheleznova 21.10.2014

Очень здорово!!!{#} И с какой любовью и теплотой все это вы делаете, это чувствуется даже на расстоянии{#}

Ура!!! Я очень рада! Спасибо большое!

Татьяна 21.10.2014

Инга, спасибо за МК!

Но Вы не написали, чем проводить такие тонкие линии - "инструмент" какой? Это же не кулинарный шприц: там толстые насадки.

Прошу прощения! Я делаю это обычным целлофановым пакетиком, только нужен прямой "простой" нижний край, с двумя прямыми углами, вот в один угол я кладу 2 чайные ложки глазури, завязываю на узелок, оставляю "хвост" за который удобно держать, а остальную часть отрезаю, чтобы не мешала. В уголке делаю маленькую дырочку, для этого и нужно просеивать пудру, иначе сахаринки ее забивают. Еще я все время подправляю линию кисточкой, т.е вырабатываю терпение и аккуратность но фотографии получились такие большие, что этого особо и не видно ... Таня, говорят, что и шприц уже есть, вернее насадка тоненькая. Спасибо за отзыв!

Еще эти пакеты бывают называются "Для завтрака" image

Татьяна 28.10.2014
Спасибо!
BEAUTY WOOL 21.10.2014

Какая замечательная штучка! Так бы и скушал!{#}

Приглашаю в магазин! image )) Спасибо!!!

Спасибо огромное за такой мастер класс! Очень понравилось, что Вы не просто процесс описываете, но и о традициях рассказываете! Спасибо за такой труд на радость людям!!!

Лилия, спасибо большое! По-другому здесь не получается, ведь "вещь" старинная и очень интересная!

обещаю напечь пряников всем своим)))

Ой, спасибо большое! Я так рада! Удачи, это очень интересно!

очень понравилось!

Спасибо за ваш труд и за то,что поделились!{#}

Весь ваш опыт,трепет и вдохновение передается в написанном!

Добра вам и процветания!

P.S.Зашла к вам в гости и увидела,что мы с вами в одном городе живем! Это радует!!!{#}

Спасибо большое! Я тоже очень рада!

Инга, благодарю Вас за чудесный МК!!! Очень тронула Ваша любовь, трепетное отношение к делу и Вашим наставникам! Огромное спасибо за рецепт! Удачи Вам в творчестве и всех благ!

Аня, спасибо! накоплю денежек и приду к Вам за украшениями! image

Инга,чудесный МК!-и содержателбный,и подробный и наглядный.

Отдельное спасибо за то,с какой любовью вы делали описание!...

И как трогательно вспоминали наставников!

Инга, спасибо огромное!{#}

На здоровье!

Вот это да-а-а!!! Спасибо Вам огромное!!! Я только на прошлой неделе написала себе в планы "Научиться печь расписные пряники", а тут Вы со своим МК и не просто пряниками, а волшебными пряниками!!! Начинаю верить в чудеса!!!

Ирина, какое счастье - верить в чудо! Спасибо!

Спасибо большое, Ирина image

Продолжение рецепта козульного теста! так много image&nbspimage ) я не виновата.

И теперь добавляем муку, я думаю почти сразу 800 грамм можно высыпать, размешать немножко ложкой и взять блендер. Раньше, так как это очень трудно (потому что тесто тугое) его месили мужчины,а женщины вырезали и пекли, но мы с блендером, только размешайте муку немного, чтобы вам не полетело в лицо и край кастрюли сбоку прикрывайте рукой, для этого же image Блендер нужно попрочней. или руками ...

Теперь уже добавляем муку порциями и сначала можно ложкой (пока можно), а потом уже месим руками, вот тут не знаю как объяснить консистенцию, оно тугое, сначала кусками кажется, но нужно дальше лепить и когда у вас получится большой ком, кусок, нужно вытащить его на стол, немного подпыленный мукой и продолжать месить. Тут нужно потрудиться. Наверное, напишу, что муки нужно полтора килограмма для ориентира, тесто должно стать таким твердым шаром, комом (но не камень!), который как бы легонько подбрасываешь и все время прокручиваешь в руках. Двумя руками держите и как будто мяч прокручиваете в руках, а он все время одним бочком ложится на стол и так месится. Не нужно делать каменным, а то козули будут очень твердые. Но и "жижы" не должно быть. Примерно должен получиться упругенький шар, может немножко уходящий в каравай (по форме).

Это тесто нужно завернуть в целлофан, и аккуратно убрать (нас учили на неделю), но можно и меньше, но дня 2 желательно, чтобы тесто как говорят "поженилось".

Моя учительница говорила, что ее свекровь читала над тестом молитву "Отче наш" и крестила тесто, я тоже так делаю.

По-моему, всё написала. И разрешите еще раз написать имена учителей, потому что они дали не только технику, а привили любовь и глубокое понимание и значение козули! И я им очень за это благодарна! Это Л.М.Бирюкова и В.К.Хорева, из Архангельской школы ремесел, есть курсы онлайн.

Спасибо большое за проявленное внимание и добрые слова!!!

Спасибо , Инга ,за детали , т.к. у меня были в голове сомнения про консистенцию, сделаю сегодня тесто , оставлю его "пожениться " , и буду печь на сл. неделе , спасибо еще раз за ваши раскрытые секреты , потом отпишусь !{#}

Это, конечно, лучше видеть, но будем надеяться, что все будет хорошо! Удачи!!!

Спасибо всем большое!!! Только такие большие фотографии ... мамочка image Спасибо большое за внимание! Я сейчас, конечно, напишу рецепт теста! Они очень вкусные, но иногда современный человек это может понять не сразу image Дочка, например, сначала не ела (где-то полгода), сейчас уже полюбила. Они очень ароматные, пахнут корицей и гвоздикой, специи добавлялись в прямом смысле как обереги: гвоздика-чистильщик. Их не съешь сразу много, они насыщенны вкусом что ли, и я бы советовала есть их осознанно, загадывать желание, потому что это пряники не "на каждый день". Но, конечно, это личное дело каждого image мое дело предложить image

Рецепт козульного теста.

Нужно:

250г сливочного масла (должно быть комнатной температуры)

1, 5 кг пшеничной муки ( примерно, может больше, а бывает даже и меньше, нужно иметь пакет 2кг)

3 с половиной стакана сахарного песка

5 яиц ( можно 2, но мне кажется, что так жестковато тесто и я кладу 5: 3 желтка и 2 яйца)

1 стол ложка корицы с горкой, можно 2.

1 стол ложка гвоздики с горкой, можно 2, но на первый раз, наверное лучше по одной с горкой.

1 чайная ложка соды без горки, гашен. уксусом.

по-моему, всё! image

На плиту в одну кастрюльку ( среднюю) высыпаем 2 с половиной стакана сахара и заливаем стаканом воды, горячей, размешиваем и ставим на средний или маленький огонь, чтобы только немножко побулькивало. все время помешиваем.

В это время в другую кастрюльку или ковшик ( будет сильно подниматься, поэтому должны быть высокие бока) высыпать 1 стакан сахарного песка, включить средний огонь и все время помешивать, следить, нас учили ножом ( к нему меньше прилипает, чем к ложке). Мы делаем "жженку". Нельзя отходить, это все происходит быстро, все время мешать этот сахар, он растворится, начет темнеть, пузырится, пойдет вверх, все это время усиленно мешаем и когда начнет уже пахнуть горелым и дымовуха ( пардон за жаргон, но так на самом деле) еще даем попузыриться минуты 2 ( здесь, конечно, лучше видеть, но как могу объясняю image ) и снимаем.

Мгновенно берем первую кастрльку (она больше), где побулькивает сахар с водой, это наш сироп и вливаем туда жженку тонкой струкой, пожалуйста, не обожгитесь, не резко вливайте, сразу же быстро это мешаете и добавляете пачку сливочного масла, предварительно порезанного на большие куски, и опять все быстро мешаете. И относите это на балкон (когда холодно) или ждете, на балкон примерно минут на 5-7, чтобы осталось теплое, но не кипяток!

В это время (пока остывает наша кастрюля) берете самую большую кастрюлю или чан и высыпаете туда кучками корицу, гвоздику, соду, гасим уксусом туда же, приносим кастрюлю с балкона и выливаем сверху на специи в эту большую ( новую) кастрюлю. Быстро помешиваем.

Берем 3 желтка и 2 яйца и быстро, немного взбиваем миксером, просто чтобы смешался белак с желтком и выливаем это в нашу смесь. Мы остужали это, чтобы яйца не сварились. Но до полного остывания не надо ждать, может и затвердеть там жженка (её, пожалуйста, очень хорошо и быстро размешивайте в сиропе и с маслом, а то она моментально застывает!) и специи не дадут свои чудесные ароматы.

Теперь добавляем в смесь взбитые яйца (это будет очень красиво! она (смесь) уже красивого коричнего цвета, а теперь разводы смеси яиц ... это очень красиво image но на письме смешно image ))

Инга , собралась сегодня делать Ваши пряники , только , я думаю , что Вы пропустили муку {#} .Мы смешиваем полученную смесь с просеянной мукой ? я правильно догадалась ? спасибо

Наташа, правильно! Но продолжение рецепто ниже! оно ускакало вниз как-то ... там и про муку : )

очень красиво! и отдельное спасибо за подробный рассказ!

я тоже рецепт теста прошу!)

Ответила ниже! Всего хорошего!

Давно мечтаю попробовать сделать такую вкусняшку, но один раз пробовала испечь, то ли рецепт не удачный попался. Как то не срослось. Может рецепт теста кто нибудь сможет подсказать? Заранее очень благодарна.

Написала ниже! удачи!

Аппетитная штучка!!{#}

Дарья 20.10.2014
Очень красиво, изящно и аппетитно! Как же здорово читать о своей родной школе и преподавателях. В свое время я получила диплом художника росписи по дереву в этой удивительной школе! Спасибо Вам за добрые слова. Они вызвали у меня теплые воспоминания. Всех благ!

Даша, я очень рада, очень приятно! Спасибо!

Очень красивая и нарядная птичка! И , наверно, вкуснаааая{#}

zolotce52 (zolotce52) 20.10.2014

Какая красота! Захотелось повторить это в глине.

Вы знаете, я тоже очень часто думаю о глине! Спасибо! Спасибо всем!

Спасибо, очень своевременно!

Красота какая!!! Инга, спасибо! {#}

Спасибо за, что поделились своими секретами! За окном снег и повеяло зимними праздниками! Люблю радовать к рождеству своих домашних разными пряниками! Думаю Ваша птичка вдохновит меня на что- то новое в этом году!{#}

Очень изящно! Замечательная роспись ! Спасибо !{#}

Очень нежно получилось. Эх, с кружечкой чая эту вкусноту сейчас! image

Рубрики мастер-классов