«Выращиваем кристаллы» на природном осеннем материале

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Возможно многие из вас выращивали дома или на уроках химии кристаллы из обычной поваренной соли. А пробовали ли вы выращивать кристаллы на сухих растениях? В этом мастер-классе я покажу, как это сделать.

Все очень просто. Никакого специального оборудования и материалов не потребуется. Потребуется только поваренная соль из магазина; водопроводная вода; сухой природный материал, на котором вы хотите вырастить кристаллы и емкость (кастрюля, чашка, стакан).

выращивание кристаллов

Выбор растительного материала у меня был доверен ребенку. И выбор пал на сухие растения из семейства сложноцветные и шишки из леса.

Итак, наливаем в емкость теплую воду (выше температуры окружающей среды, оптимально 40-60 градусов). Далее постепенно насыпаем соль и размешиваем. Соль добавляем до тех пор, пока не увидим, что она перестала растворяться и часть ее начала оседать на дно сосуда.

кристаллы на растении

Это значит, что раствор стал насыщенным. Именно это нам и нужно.

В горячий насыщенный раствор соли опускаем сухие растения. В растворе растения должны находится неподвижно, поэтому их можно подвесить или зафиксировать любым способом. Мы перевязали их проволокой и в растворе они не перемещались.

кристаллизация растений

Оставляем растения в растворе на сутки. Они должны находиться там неподвижно все это время. Нельзя переносить емкость или вынимать растения из раствора. Вынимаем через сутки и ждем, пока растения высохнут. Ниже то, что получилось у нас после 24 часов неподвижного нахождения растений в насыщенном солевом растворе при комнатной температуре.

осень 2014

Стебли выглядят так, как будто обледенели льдом, а на соцветиях невооруженным глазом видны кристаллы соли.

Раствор можно использовать повторно. Снова разогреть, при необходимости добавить соль или воду до получения насыщенного раствора и опустить другой природный материал.

Кстати, если вы хотите получить эффект инея, то растения или шишки нужно вынуть практически сразу после охлаждения раствора. А если хотите, чтобы кристаллы были больше, чем на моих фотографиях, то держим природный материал в насыщенном солевом растворе более одних суток. Подкрашивать раствор красками для получения цветных кристаллов не имеет смысла, кристаллы не станут цветными. Для получения цветных кристаллов необходимо подобрать нужную по цвету соль с химической точки зрения (например, медный купорос).

Кристаллы держатся на растениях и шишках достаточно крепко для того, чтобы они могли быть использованы в композиции. Кристаллы не осыпаются. Но транспортировку и физическое воздействие такой материал не переживет. Большая часть кристаллов может осыпаться.

Спасибо, что дочитали/ досмотрели мастер-класс до конца. Творческой вам осени!

Комментарии (33)
Scolnet 23.04.2017

Здравствуйте! Добавлю свои 5 копеек! Соль разводим так же. Доводим до кипения, кидаем РАСКРЫВШИЕСЯ шишки (и не только), варим минут 5. Снимаем с огня, ставим охлаждать на балкон, там же за одно и покурим. Вытаскиваем шишки и ложим сушить.Через час наблюдаем эффект "лютого мороза" на шишках и радуемся! И не надо ждать СУТКИ.( на фото не видно как сильно они "искрят" на свету, невидимыми глазу кристаллами снега соли). Очень красиво! Всем спасибо!

RuddyPanda 01.10.2014

очень красиво! спасибо за идею! и к зиме можно сделать что-то такое....ух!))) уже пришла в голову идея покрасить шишки каким-нибудь синим-голубым, а потом так же "заморозить") и будут ледошишки))))){#}

Большое спасибо!!! Очень красиво получается, возьму на заметку!

О-о! Как красиво! Мы такого в детстве не делали!

Обязательно попробую сделать с детьми! Спасибо{#}

ольга 27.09.2014

Спасибо за идею!! будем с детими пробовать!! фото с кристалами понравилось!

красота!!! мы в школе делали ожерелье из кристаллов медного купороса), просто опускали нитку в раствор)

{#}{#}{#}

Master2009 26.09.2014

что бы узнать когда соляной раствор насыщенный....можно опустить в него сырое куриное яйцо.........если оно всплывает на верх, то это значит что раствор насыщенный.

Спасибо! Но к чему такие сложности? Проще добавлять соль постепенно и если она перестала растворяться при интенсивном перемещивании, значит раствор насыщенный.

MariaLMN 26.09.2014

а если захочется так сделать желуди или каштаны или еще что-то гладкое, то можно тихонечко по их поверхности пройтись тоненькой наждачкой - для создания сцепления и уже никуда кристаллики не денутся

Большое спасибо за совет! {#}

Здорово и эффект интересный! Возьму на заметку с ребенком делать))) а скажите вы всю ту соль , что на фото высыпали , какое примерно количество на литр уйдет?

Нет, вся пачка не ушла. Прикрепляю таблицу растворимости солей. На ней видно, что в 100 г воды при температуре 50 градусов примерно 37 грамм поваренной соли растворяется. Так что на литр воды уйдет около 400 грамм соли.

Спасибо, Татьяна!

Елена А. 26.09.2014

Надо же как здорово!Я о таком и незнала......{#}

Спасибо за мастер класс!:) А мне в детсве так на утренник делали родители корону для костюма снежной королевы. Основу из проволоки обмотали шерстяной ниткой и поместили в насыщенный соленой раствор. Была кристальная снежная корона, жаль фото не сохранилось.

Наверное очень красивая была корона! Интересная идея! {#} Действительно жаль, что не сохранилось фото.

Очень понравился! Утащила себе в закрома{#}{#}

Оооо как шикарно выглядит и как просто сделать! Татьяна, спасибо!

Елена Лиса 25.09.2014
Спасибо за идею!

ух ты,ух ты :)

Как здорово выглядит !

Спасибо! Очень хорошая идея. Эдак к Новому Году можно будет сделать необыкновенно красивые украшалки на праздничный стол ;)

Аура Ракушки 25.09.2014

мы такие веточки на новый год делали в школе. ох и давно же это было.

Seaberry_craft 25.09.2014

Я однажды разводила краску для пасхальных яиц и в пылу покраски, просто отставила баночки с остатками раствора на шкафчик. И благополучно забыла на пару дней. А когда вспомнила, на дне баночек были просто невероятные кристаллические цветные узоры.
Думаю, может для создания цветных наростов, добавлять в раствор пищевые красители?

Marianadolls 25.09.2014

Ой, я помню мы так делали в школе!! Очень красиво получается, как настоящий иней!! {#}{#}

Спасибо за идею :)

Очень красиво получилось!

а оно наверное влаги боится? их покрывать чем-то надо?

Влаги в помещении не боится, ну конечно если водой не поливать. Под дождем кристаллы растворятся. А для хранения в помещении покрывать не нужно. При физическом воздействии кристаллы могут осыпаться.

уух ты!!!!!!!! здорово!!!! ОБязательно попробую!!!!!!! на желудях,наверное, тоже можно? Ну и шишек наберу.. КЛасс!! спасибо вам!!

На желудях, к сожалению, плохо получается. Очень гладкая поверхность. Кристаллы не очень хорошо растут на самом желуде и легко осыпаются. Хорошо держатся только на шляпке желудя. У нее поверхность не гладкая. А вот на шишках великолепно получается!

Ниже MariaLMN хороший совет по поводу желудей дала.

Очень интересно! Большое спасибо! А как такие квардратики получились на 3 фото снизу?

Спасибо! На третьем фото снизу увеличенная фотография одного соцветия. Такие кубики получаются после суток неподвижного нахождения растений в насыщенном солевом растворе при комнатной температуре. Хлорид натрия образует кубическую кристаллическую решетку. Если выращивать монокристалл соли, то получится большой куб. Но условия для выращивания монокристалла жестче. Нужна дистиллированная вода, чистая соль без примесей, отсутствие пыли, желательна постоянная температура и т.д. А для наших целей все гораздо проще.

Понятно, спасибо! )

Рубрики мастер-классов