Техника лощения керамических изделий

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Техника лощения керамических изделий | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте!

Многие покупатели и начинающие гончары меня спрашивают что такое лощеная керамика, почему мои сосуды имеют такой блеск, как лощат керамические изделия?

Фотографии дают мало информациио процессе лощения.Поэтому я записала этот процесс на видео.

Процесс лощение керамики заключаестся в том , что поверхность керамического изделия натирается до зеркального блеска каким-либо гладким предметом. В старину использовались палочки, камушки или другие гладкие предметы. Сейчас гончары применяют более удобные металлические палочки различной формы - лощилки.

Мне нравится использовать инструменты, которые используются  во флористике. Но можно использовать все, что будет удобно, например, обычную ложку.

Зачем наш предки лощили керамические изделия? При лощении верхний слой глины становится плотным. Лощеный сосуд становится влагонепроницаемым.  Лощеная глина не пропускает воду - это и было основной целью лощения. 

Лощить можно и гончарную, и лепную керамику.

При лощении не применяются глазури. Поэтому сосуды получаются экологически чистыми. Это тот эффект, ради которого стоит лощить в настоящее время.

Смотрите видео. Кроме самой техники лощения я рассказала и интересную историю, и немного о глазури - почему я лично не люблю глазурь.

Комментарии (23)
Igor Savin 09.11.2014

Хочу попробовать лощить, но возник вопрос, вы обжигаете сразу на высокую температуру, или все же сначала утиль? Если лощение неудачным окажется на него ляжет глазурь? Получится лощение по шамотной? Вот шамотная это лощение или нет?

Я всю свою керамику обжигаю на 900-1000 градусов Цельсия. Глазурбю практически не пользуюсь. Не пробовала на лощеные изделия накладывать глазурь.

По внешнему виду эта мисочка выглядет лощеной. Но я шамоьной глиной тоже не пользуюсь. Поэтому наверняка сказать не могу.
Пробуйте! Все только экспериментальным путем познается.

На лощеную глазурь плохо ложится.

Рина, спасибо за подсказку о работе стеками флористическими, как-то про них не думала и лощила камушком, ложкой или как Светлана лезвием на круге. Я тоже использую пищевые глазури, собственно они и покрытие и основа для цветных.

Рада, что подстказка оказалась полезной!

Спасибо, Рина, за сюжет!!!

Теперь я знаю, как делают лощеную керамику))

Я тоже вощу керамику, но на гончарном круге. Многие способы подглазурного декорирования, которые я использую, не возможны без идеально ровной вощеной поверхности. В работе использую пищевую глазурь, изделия такой глазурью можно покрывать снаружи при помощи аэрографа, ложится ровно. Ну а внутри - по-разному, все зависит от того, каким способом декорирована работа )))

В мире столько всего разного: пристрастие к той или иной вещи зависит от того, к чему отзовется сердце)))

Спасибо, Светлана!

Да, техник различных очень много! Мне очень понравились Ваши лепные изделия! Такие веселые, солнечные!

Nadja Anikanova 15.09.2013

Рина, спасибо Вам за мастер-класс! Очень полезная и интересная информация. Я лощила гальцом - камни такие. Думаю, что металлическим предметом, действительно, лощить удобнее. Делал изделия чёрнолощенные. Заказчикам нравилось.

Очень рада, что моя информация оказалась поленой.
Эти металические лощилки я покупала тоже на этой ярмарке. У тех, кто занимается флористикой.

А чернолощеная керамика - это вообще - Чудо! Но у меня пока печки нет, в которой можно чернить керамику по всем правилам. Такая печка - просто моя мечта....

Solar 22.10.2013

Спасибо, Рина, за Ваш мастер-класс. Очень интересно и познавательно. И, конечно же, полезно. Давно собираюсь заняться керамикой для души, и собираю информацию по чуть-чуть. Занималась в детстве в изо (керамической) студии, потому и тянет иногда.Очень рада, что на ЯМ появились мастера, готовые поделиться знаниями. Надеюсь, у меня количество (знаний) перерастет в качество (действия).

Наши местные керамисты, коих с десяток в городе, на всяких наших народных ярмарках делают такие загадочные физиономии, когда спрашиваю о деталях. Как правило, ничего не говорят и в ученики не берутimage ) Страх конкуренции забавен. Ну много ли желающих соберется повторить процесс - глину накопать, полгода мочить ,потом цедить, потом найти гончарный круг, потом печь и т.д.?

Интересно, как делается чернолощеная керамика, и что- за специфическая печь, по Вашим словам, нужна... Один наш местный интересный парень делал всякие забавные сосудики из нашей местной красной глины, лощил и покрывал как-то там (деталей не знаю) молоком. После обжига они получались такими же черными и гладенькими , как и ваши сосуды из испанской глины. Это не одно и то-же ( в смысле, чернолощеные = молоком смоченные перед обжигом)?

Глина сейчас продается специальная гончарная. Не надо её копать, мочить...

Есть разные производители. Я пользовалась глиной Воронцовского комбината, гжельской. Теперь перешла на испанскую. Это просто выбор сырья.

Молочение - это когда уже обоженный сосуд вымачивают в простом молоке и потом ещё раз обжигают при температуре 300-340 градусов.

Тот же обоженный керамический сосуд (должен быть лощеным) можно обжечь по-черному - но нужна специальная печь. Обжиг должен производиться без доступа кислорода. Печь должна работать как скороварка - газы выпускать, а воздух не пропускать. И нужен ещё окислитель - в древности использовали смолу, просмоленные тряпки. Сейчас можно положить кусок испортной автомобильной покрышки. Глина без доступа воздуха меняет свои свойства - металл, который находится в глине восстанавливается. Сосуд приобреиает черный металлический блеск. Это - чернолощеная керамика.

Есть технология Раку, когда горячие горшки из печи кладут в яму, наполненную опилками и засыпают землей до остывания.

Есть технология обварки, когда горячие горшки окунают в мучную болтушку или жидкую кашу.

Это все технологии второго обжига.

Я понимаю, что Омск - это не очень близко от меня. Но ко мне и из Нижневартовска одна дама приезжала. Будет желание - приезжайте. Все расскажу и покажу.

Solar 22.10.2013

Ух-ты! {#}Спасибо, Рина. Столько всего интересного и сразу! Ну а глину нам проще и самим накопать - ее тут полно даже в черте города. Из нее горшки еще 2 тыс.лет назад местные жители лепили (а мы в студенчестве собирали черепки на раскопах). Кроме глины здесь больше никаких полезных ископаемых )

Рина, и еще такой вопрос. Один "важный" местный гончар говорил, что его горшки потому такие дорогие, что очень крутые. Он вроде как солому в глину добавляет для улучшения пористости и потому молочные продукты там лучше хранятся даже при комнатной температуре (за счет испарения, физика тут понятна). Правду говорит, или это маркетинговые фантазии? Действительно так изготовляли керамику для хранения молока?

На счет соломы, честно,не знаю. А вот так называемая "бумажная"глина есть. Даже в гончарных магазинах продается специальная бумага для замески в глину. Такие хлопья бумажные. Наверно, и солому можно подмешать. Суть та же.

...понтьі...от "важного" гончара.)){#}

Енто хто тут важный гончар? Я что ли? И тот, с соломой?

той - з соломою.{#}

Solar 28.10.2013

Валерий, а может все-же правда?{#} У меня был "бзик" - купить крынку для молока. Чего-то вдруг захотелось как в детстве в деревне пить молочко по утру из керамики. И стала искать по нашим ярмаркам обычную деревенскую неглазурованую крынку. Товар в Сибири редкий, как оказалось. Тут мне один "важный гончар "и рассказал детали изготовления посуды для молока. Логика в этом есть. Перед обжигом,как я понимаю, сосуд обязательно лощить - уплотнять поверхностный слой. Мелко измельченная солома( в пыль, что-ли???) при обжиге выгорает и крынка получается пористая. За счет активного испарения воды через такую пористую глину происходит охлаждение и при комнатной температуре молоко дольше не портится. Испаряется вода, а белок и жир остается в молоке, т.е. при хранении его жирность даже увеличивается.

Как-то так. Может попробуете изготовить два одинаковых горшка с разной рецептурой и сравните ? Очень интересно, будет ли ощутимая разница.

звичайно правда...будь-який НЕ ГЛАЗУРОВАНИЙ глечик - пористий...просто звичайний - терракотовий(червоний,коричневий) - "потіє",а чорний - ні.))...та й "червоний" через місяць(після молока) "потіти" перестане.{#}

Solar 02.11.2013

Спасибо за ответ, но , правда, кроме трех слов, ничего не поняла{#} Можно то-же самое на моем языке?

конечно правда...любая НЕ ГЛАЗуРОВАННАЯ крьінка - "глечик" - пориста...просто обычный - терракотовий(красный, коричневый) - "потеет", а черный - нет.))...да и "красный" через месяц(после молока) "потеть" перестанет {#}

http://translate.meta.ua/ua/

Тэ явэс бахтало, гаджо! Мэ тут на полыян!

Перевод с цыганского: "При всем уважении к самобытности украинского и любого другого народа.... я ничего не поняла".

http://translate.meta.ua/ua/

Благодарю за перевод {#}

Рубрики мастер-классов