На прошлой неделе я немного не успела дописать новую часть рассказа, было много работы по заказам, новинки тоже в деле, докупала нитки... В общем, вечера были заняты и на блог не удалось выделить время.
Но, зато сегодня мы можем продолжить наше виртуальное путешествие и вновь поймать порцию вдохновения. Тем более эта часть самая творческая.
🔸 А если вы только присоединились и интересно, то начало тут:
Да и хохлома… Уверена, что это слово знакомо всем. Ведь это самый известных вид народного художественного промысла. Особенностью этой росписи является получение золотистого цвета без применения золота.
📗 Для СПРАВКИ:
Старообрядцы, спасаясь от преследований за поклонение «старой вере» поселились в этих местах.
Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение.
На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
______________
Есть в Нижегородской области город Семёнов, в котором как раз и находится фабрика «Хохломская роспись».
Город небольшой, но все в нем напоминает о хохломе. Вот смотрите, на улицах и Матрешки встречают, и клумбы расписные под хохлому стоят, и киоски, и тарелочки, и даже автобусные остановки.
Из окна автобуса на скорости делать фото еще тот квест)) Поэтому не все кадры получились четкими, но для передачи атмосферы города даже такие фото решила добавить.
В этом новом здании в виде теремка находится музейно-туристический комплекс, но мы заглянем туда только на минутку.
Взгляните на этого оленя. Шикарный!
📗 Для СПРАВКИ:
В 2021 году Нижний Новгород отметил свое 800-летие. В честь большого праздника мастера предприятия АО «Хохломская роспись» изготовили уникальное изделие – резную композицию «Нижегородский Олень».
15-16 июня 2024 проходил Международный фестиваль народных художественных промыслов и мы как раз вовремя побывали там. Просто невероятное совпадение.
И на предприятии по хохломе был день открытых дверей.
Давайте заглянем в закулисье творческих мастерских и познакомимся где и как создается расписная посуда, семёновские матрешки и еще много чего интересного.
У фабрики даже забор с картинами, а рядом с лавочками поселились растительные матрёшки.
Вот такие ворота нас встречают и мы проходим на территорию фабрики.
Необычно, но тут есть дом деревянный — это дом Семёна Ложкаря.
📗 Для СПРАВКИ:
Есть легенда, по которой образовался этот город.
Жил был Семен Ложкарь, была у него жена Екатерина и дочь Авдотка. Всей семьей ложки деревянные резали.
И вот узнал про него Царь-Батюшка и поручил заказ — сделать всем солдатам по ложке. Семен справился с задачей. Замечательными ложки получались.
И Царь вновь заказ сделал, да уже во сто крат больше. И вот старался Семен с семьей выполнить этот заказ, но не смог За то, что не справился, сослали его на свинцовые рудники на 30 лет.
Спустя года Семен вернулся в родные края, но семьи уже не было, дома сожжены. Для успокоения начал ложки резать, руки-то ремесло еще помнили. Жители потянулись к нему, попросили научить мастерству.
И поговаривают, что на месте его избы и построили г. Семёнов.
Поэтому и памятник Семену Ложкарю тут тоже есть.
А это памятник Георгию Петровичу Матвееву – основателю школы художественной обработки дерева (в 1916 году при поддержке Максима Горького).
Благодаря этому человеку, хохломская роспись не канула в Лету, сохранилась.
Сейчас школа преобразована в Индустриально художественный техникум.
А это что там такое за деревьями?
Ух ты, стена достижений фабрики. По ней можно узнать про новые изделия и понять хронологию событий их создания.
В 5 части моего рассказа (на след. неделе) мы сможем эти изделия увидеть в музее.
Оленя мы уже видели)
Ну а теперь, давайте отправимся в токарно-ложкарный цех.
Это цех, где главными волшебниками являются мастера-токари.
Именно здесь начинается путь изделий — с вытачивания заготовок целой семьи семеновских матрешек, разной посуды…
Пахнет тут деревом, опилками… Ароматные липа, береза. В основном используется липа.
Аккуратно все рассортировано.
Есть и такие станки, словно паук огромный))
Но, станки станками, а без ручной работы тут никуда.
Вот смотрите как мастер ловко вырезает заготовку.
Повсюду стружки, опилки. Но и это всё идет в дело. Потом из них делают столешницы для столиков, тарелочки.
На этом столике представлены разные болванки, которые можно взять в руки и рассмотреть.
Кстати такие заготовки имеют название - «бельё».
Из этого цеха заготовки поступают в отделочный цех, где происходит их грунтовка и сушка. Видимо этот цех не особо интересен посетителям, поэтому нам его не показали. Там тоже все делают вручную!
Ну что ж, тогда давайте пройдем в художественную мастерскую, где можно увидеть как обычная безликая матрешка превращается в красавицу.
⭐ Все фото можно раскрыть и увеличить.
Любопытно, но каждая мастерица-художница выполняет свой этап в росписи:
Кто-то вырисовывает специальным циркулем контур лица, прорисовывает личико, платочек, ручки.
Потом Матрешка передается для закрашивания фона.
А кто-то уже расписывает наряды цветами и узорами.
Кисточки в основном беличьи. И каждая художница сама регулирует толщину и высоту ворса.
Атмосфера тут такая уютная.
Вроде и потолки высокие, окна огромные, цеха, что сказать. Но, обилие комнатных растений создает какой-то оазис, где уютно, светло и чувствуется творческая энергетика. А еще, неспешность. Да-да, я прямо прочувствовала ее. Вроде и работа у них сдельная (как я поняла), но нет суеты, все-таки роспись и экстремально быстро кисточкой не помашешь)) Хотя ловко они кисточкой работают.
Помните, что на семеновской матрешке есть особые спиральки?
Оказывается, это печать. Нам показали, как можно быстро эти спиральки поставить.
Спасибо работникам фабрики, все такие приветливые, доброжелательные.
Есть и особые матрешки, авторские. И только некоторые художники фабрики создают таких. Вот например, Доктор Айболит.
Тут еще и столик расписной можно заметить. Это уже хохлома. Каждое рабочее место по-своему уютное.
А когда переходишь из комнаты в комнату можно встретить разных матрешек. Наверное, для вдохновения))
Есть и елочки, и дедушки Морозы со снегурочкой...
О, матрешка в мед. маске. Заметили, на столике? Видимо даже такие времена подают идеи)
Какая очаровательная матрешка с котиками.
Это все была семеновская и авторская матрешки.
А ведь есть еще и разные изделия золотой хохломы.
Пройдемте в другое здание, где располагается художественный цех, мимо вот такой расписной арки. С каждый стороны разная цветовая палитра.
❓Как же без золота получается тот самый золотистый цвет?
✅ Все дело в особом технологическом процессе (кратко):
3) Лужение поверхности (для металлического блеска).
Т.е. вручную втирают полуду. Это такая алюминиевая пудра (раньше вместо алюминия втирали олово.
Луженые деревянные фигуры и посуда выглядят так, будто они сделаны из алюминия.
4) Роспись
5) Покрытие лаком и последующая термическая обработка в печи, где после закаливания они приобретают тот самый знаменитый хохломской золотой цвет.
Каждый из процессов довольно длительный.
❗ 56 дней — занимает весь процесс хохломы.
Вот они… заготовочки.
Есть не только под металл, но и золотые.
Т.к. роспись бывает двух видов:
1) «верховая», когда по закрашенному серебристому фону красным и чёрным цветом наносят рисунок
2) «под фон», при котором сначала намечают контур орнамента, а потом чёрной краской заполняют фон, тогда как рисунок листа или цветочка остаётся золотым.
И правда, словно золотые.
Вы только посмотрите, тыква, коньки
Есть и стульчики детские...
И памятка с образцами для росписи панно...
А вот и само помещение цеха, где мастерская.
Посмотрите, вновь уютная обстановка, с цветами. Тут зелени еще больше, словно в оранжерее.
В отличии от цеха, где создаются матрешки, здесь каждый художник создает разные расписные изделия в технике хохломы от начала до конца.
Это был выходной день, поэтому есть пустующие столы. Не все выходят на работу по выходным дням.
Работа не из легких, склонившись над изделием, художницы уверенными взмахами кисточкой создают расписные изделия.
О, так это черепа расписывают. Невероятно просто!
Заметили, что изделие держат на коленке? Матрешек тоже буквально на коленке расписывают. Именно так удобнее всего. Раньше мастера работали на маленьких табуреточках, а сейчас на обычных стульях, но у каждой есть небольшая подставка для ног.
Кстати, вспомнила, что в училище культуры мы именно так и расписывали доски, матрешек, глиняные игрушки. На столе не особо удобно было, а вот на коленке в самый раз. Фартучек, салфетку постелешь и вперед.
Ох, спина и шея, конечно, спасибо не говорит потом)) Знаю не понаслышке, т.к. "рисую" лоскуточками тканей тоже склонившись, правда над столом.
А если изделия маленькие, то художницы придумывают разные приспособления. Вот, например, роспись змеек. Разные баночки, ведерки наше всё))
Хохлома идет в ногу со временем, есть и боксерские перчатки!
Плечики для одежды тоже прекрасны.
Смотришь на мастеров и мысленно аплодируешь им. Ручная работа - это настоящий труд. Браво! 👏
Мне было очень интересно увидеть мастерские, понять как строятся процессы, прочувствовать особую творческую атмосферу. Надеюсь, что и вам тема понравилась.
Там действительно мастера, которые любят свое дело и стараются сохранить ремесло. Приятно видеть, что и молодежь выбирает такие профессии. Значит будет жить этот вид художественного промысла. Это очень ценно!
На сегодня наша экскурсия подходит к концу, но мы еще задержимся на фабрике и в следующей части будем восхищаться изделиями золотой хохломы и разнообразными матрешками в музее. А уже потом отправимся в другой город и тоже на фабрику.
Если вам по душе мои путевые заметки, рассказы про творчество, вдохновение, то заглядывайте в гости в среду (или четверг).
__________
Благодарю вас за внимание! За вашу обратную связь! 💕