Вырезаем двуликую маску «Евразия»

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Вырезаем двуликую маску «Евразия» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Инструменты и материалы:

  • доска; 
  • стамески полукруглые разных номеров;
  • наждачная бумага разных номеров;
  • бумага, карандаш, ластик, линейка; 
  • эпоксидный двухфазный клей; 
  • латунная проволока, кусачки; 
  • воск или лак для дерева, разбавитель; 
  • для покрытия лаком кисть белка № 10 плоская с коротким ворсом;
  • для покрытия воском кисть щетина № 20 плоская с длинным ворсом; 
  • крепление и шурупы; 
  • дрель и свёрла разного диаметра; 
  • пинцет, молоток, надфиль; 
  • пластырь шириной 3 и 1 см. 

Шаг 1.

Мне попалась доска с неровной поверхностью. Чтобы её выровнять, можно пройтись рубанком или наждаком с крупным зерном. Для этого удобно наждачную бумагу приклеить или прибить к доске и по ней провести несколько раз заготовку, тогда обработанная поверхность будет идеально ровной.

резьба по дереву

интерьерная маска

Шаг 2.

Положите доску на лист бумаги, обведите контуры. Это нужно для разработки эскиза. Впишите в размер «лицо». Очень важно соблюдать строгую симметрию, поэтому нарисуйте только половину лица, проведя предварительно линию середины. Вторую половину переведите. Я выбрала двойное изображение, одно лицо — восточное — будет улыбаться, а второе — европейское — грустить.

мастер-класс

Шаг 3.

Вырежьте эскиз по контуру, наложите его на оборотную сторону заготовки, обведите карандашом. По намеченной линии обрежьте заготовку стамесками.

резьба для начинающих

Шаг 4.

На лицевую сторону нанесите по эскизу черты лица, затем «завалите» края болванки, понижая щёки, подбородок.

Шаг 5.

По намеченным контурам вырезайте черты лица стамесками. Вынимайте плоскости для глазниц, над бровями, вокруг губ.

Лучше всего использовать доску на всю толщину, не бойтесь понижать переносицу, глазницы, подбородок и щёки. На максимально возможной высоте оставляйте кончик носа, надбровные дуги, скулы.

Шаг 6.

Ошкурите грубой наждачкой полученную поверхность основной части маски перед детальной проработкой. Следите за симметрией, даже небольшой перекос будет заметен. Нанесите контур глаз, прорежьте его тонкой полукруглой стамеской, зашлифуйте грубой шкуркой, затем более мелкой.

Шаг 7.

Украсим маску латунной отделкой. Вдоль бровей нанесите линию, отметьте расстояние между элементами. Лучше, если детали из латуни будут разного диаметра. Длина проволочки 4–6 мм, Глубина отверстия 3–5 мм. Перед сверлением наметьте точки шилом, чтобы сверло не отклонилось. Просверлите по намеченным точкам отверстия чуть меньшего диаметра, чем проволока. Если найдётся латунная трубочка и кольцевое сверло, можно установить колечко из латуни.

Крепить латунь будем на эпоксидный клей. Перед началом работы соберите мелкую древесную пыль, можно просеять её, чтобы отделить крупные фракции. Смешайте небольшое количество клея и отвердителя в соответствии с рекомендациями на упаковке (обычно 10 к 1). Тонкой отвёрткой или шилом тщательно смешайте компоненты, перенесите капельки полученной смеси в отверстия для проволоки. Пинцетом возьмите отрезок проволоки, поместите его в отверстие, забейте молотком. Поскольку срез проволоки не бывает ровным, его придётся обработать после закрепления в толще дерева, поэтому не допускайте, чтобы отрезок проволоки проваливался, делайте его длиннее отверстия. Не смотря на то, что сверло было тоньше проволоки, при забивании зазор всё равно появится. На жало плоской отвертки наберите небольшое количество древесной пыли, вотрите её в промежуток между проволочкой и отверстием. Оставьте на 24 часа для полной полимеризации клея. Смесью эпоксидного клея с опилками можно заделывать щели и трещины, образовавшие в процессе сушки. При необходимости обработайте трещины сейчас, чтобы потом не ждать ещё сутки. После полного высыхания эпоксидного клея надфилем сточите выступающие части проволочек. Наждачной бумагой проведите ошкуривание, шлифовку, полировку поверхности, начинайте с № 80, продолжайте 220 и 320, заканчивайте № 500. После надфиля на поверхности латуни останутся царапины, избавиться от них можно при помощи наждачной бумаги № 500. После этого обязательно мягким ластиком протрите прилегающую зону, поскольку металлическую пыль по другому не убрать.

Шаг 8.

На обратной стороне надо подготовить место под крепление. Для этого найдите среднюю линию, поведите вертикаль. Лучше сделать крепление выше середины, чтобы она на стене не отклонялась. Обведите крепление карандашом, затем по этой линии ножом. Закругления можно сделать круглой стамеской. Плоской стамеской подрезайте древесину на 2–3 мм (на толщину крепления). Шилом наметьте отверстия для шурупов, посверлите. Для самого гвоздя нужно углубление около 1 см. Если нет металлического крепления, просто просверлите отверстие.

Шаг 9.

Осталась только отделка. Тщательно сотрите пыль тканью, губкой или войлоком. Нанесите лак или воск в соответствии с инструкцией. Перед нанесением хорошо промешайте лак. Если он загустел, используйте разбавитель, указанный на упаковке. При появлении мелких комочков на поверхности, после полного высыхания лака отполируйте поверхность наждачной бумагой № 2000 (если её нет, возьмите № 1000 или 500). Мельчайшие царапинки не будут видны под вторым слоем лака. Как можно скорее тщательно промывайте кисть в растворителе, потом в тёплой воде с мылом. Маска готова, осталось выбрать для неё достойное место на стене.

Шаг 10.

Поскольку маска в прямом смысле двуликая, её можно перевернуть, так у вас будет две маски и это позволит освежать интерьер. Выполните второе крепление так, чтобы можно было повесить маску ''вверх ногами'' или ''вниз вторым лицом''.

Техника безопасности:

  1. При работе с деревом нельзя держать руки перед лезвием стамески или ножа.
  2. Нельзя перемещаться по комнате с ножом в руке, отложите его, если прекратили работу.
  3. Передавать режущий предмет надо только рукояткой вперёд.
  4. При работе со шкуркой надо защитить пальцы — заклейте кончики пальцев правой руки (для правшей) пластырем, иначе очень быстро кожа сотрётся, поскольку шкурить придётся довольно долго.
  5. Работать со шкуркой лучше в респираторе и защитных очках, чтобы мелкая древесная пыль не попадала в глаза и дыхательные пути. Работайте в хорошо проветриваемом помещении (летом на даче или открытом балконе). Можно во время ошкуривания положить рядом с рабочей зоной шланг включенного пылесоса, большая часть пыли будет сразу убираться.
  6. Во время шлифования и полировки шкурками положите на колени мокрую ткань, древесная пыль будет осаживаться на ней, а не в ваших лёгких. Не кладите на влажную ткань заготовку, потом её придется долго просушивать, к тому её может покоробить. Дверь комнаты закройте и под неё положите также мокрую ткань, пыль не проникнет в другие комнаты.
  7. При работе шкурками лучше всего одевать спецовку, а сверху фартук из клеёнки или брезента, голову можно закрыть платком.
  8. Эпоксидный клей, лак, воск смывайте с рук и кисточек как можно скорее. Используйте только тот разбавитель лака, который указан производителем.
  9. После лака надо как можно скорее несколько раз промыть кисть в растворителе, указанном на этикетке лака, затем в тёплой воде с мягким мылом. После воска кисть можно не промывать.

Если вы взяли твёрдое дерево, ручные инструменты можно заменить электростамеской с круглыми насадками. Работать ей — одно удовольствие, просто и быстро, и стразу виден результат. Для облегчения процесса шлифования и полирования можно воспользоваться бормашиной. Для грубой работы подойдут насадки из пробки, покрытой абразивом, для более тонких операций — насадка из кожи с наждачной бумагой. Скорость вращения машины не более 3000 оборотов в минуту, иначе дерево будет гореть, головка должна вращаться по часовой стрелке для резьбы и против часовой стрелки для полировки. Впрочем, вполне возможно выполнить такую резьбу вручную без электроинструмента, особенно на мягком материале. Номера наждачной бумаги для грубой работы 80, для шлифования 220, 320, для полирования 500.
Я выбрала для работы красное дерево. Оно не очень дорогое, найти его несложно. Кроме того, оно легко полируется и имеет красивый оттенок. Немаловажно и то, что маска всегда «живёт» в интерьере. Выполненная из слишком тёмного дерева, она будет смотреться на стене как грязное пятно, а слишком светлая «провалится» и скорее всего останется незаметной. Маску из самой мягкой (и самой светлой) древесины — липы или ольхи — покройте морилкой. Если вы возьмёте водорастворимую, изделие придётся покрывать лаком или воском. Неводорастворимая морилка может оставаться без лака. Чтобы придать вид чёрного дерева, натрите готовое изделие гуталином, затем воском. Не стоит брать сосновую доску или подобные материалы — слишком богатая фактура древесины «забьёт» форму.

Чтобы разработать композицию маски, надо знать пропорции лица. Черты лица желательно стилизовать.

Пропорции лица:

  • линия глаз делит голову пополам;
  • длина носа равна высоте лба и расстоянию от носа до подбородка; 
  • ширина крыльев носа равна длине глаза и расстоянию между глазами;
  • уголки губ находятся строго под зрачками.

Некоторые части лица маски лучше форсировать, например, глаза и губы сделать больше, чем в классических пропорциях, брови должны «взлетать», линия глаз не должна быть горизонтальной, придайте ей характер, национальные черты. В древние времена русские куклы были без лица (без глаз — чтобы не сглазили и безо рта — чтобы не оговорили), а африканские маски и по сей день даже у атеистов вызывают трепет — а вдруг они обладают магической силой? Поэтому при разработке эскиза помните — маска должна быть доброй, милой, должна нравиться вам, пусть она улыбается.

Комментарии (3)
Наталья 11.01.2017

забыла финальную картинку вставить

Спасибо, весьма познавательно!{#}
И отдельное спасибо за ТБ!

Изящные линии, приятно посмотреть! Наталья, низкий поклон за немалый труд! Сорта красного дерева имеют разнонаправленные волокна, которые с одной стороны придают красивый блеск изделиям из него, а с другой - усложняют процесс резьбы, постоянно задираются под ножом. Кстати, что за порода?