Обновление пароля

 >  >  > Валяем нуновойлочный палантин с двусторонним рисунком

Валяем нуновойлочный палантин с двусторонним рисунком

29.12.2014 21:12     Просмотров: 25402     Комментариев: 92     
Виды творчества:   Валяние > Мокрое валяние
Валяние > Нунофелтинг
Сложность:   средняя
Время работы:   12 часов
Валяем нуновойлочный палантин с двусторонним рисунком | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В этом мастер-классе я хочу показать, как я делаю сквозной сложный рисунок на палантине при мокром валянии. 

Эту технику я называю витражи. Пару лет назад я уже давала мастер-класс по  палантину в такой технике  Но время течёт, вопросы задают и теперь я решила показать, как нарисовать более сложный по контуру рисунок. Кроме этого, покажу кое-какие свои лайфхаки, облегчающие процесс валяния лично мне. 

Оговорюсь сразу. Более подробно буду показывать именно процесс выкладывания рисунка. Процесс уваливания и все другие технические подробности были подробно описаны мною в уже упомянутом мастер-классе. Повторяться не стоит. 

А сегодня, накануне самого волшебного праздника в году, окунёмся в сказку. Будем творить Жар-птиц исполняющих наши сокровенные желания. 

Начну с того, что рисунок на войлоке можно получить разными способами. Чаще и проще, взять шелк с готовым принтом. Но в ситуации, когда нужен конкретный рисунок конкретного размера — найти ткань — не реально.

Можно нарисовать на ткани рисунок, типа батик. Но при таком способе рисунок остается только на одной стороне изделия. Да и рисование и запаривание-закрепление рисунка на шелке, я думаю, не легче и не быстрее. 

При таком способе, какой я использую, получается двусторонний рисунок, которому можно задавать разную желаемую толщину. И при этом остается разнофактурность сторон, А ведь это — одна из изюминок нуновойлока. 

Для изготовления нам понадобятся:

  • шерсть мериносовая экстрафайн в гребенной ленте 50 г (примерно по 20 бирюзовой, 15 лазурной, 5 оранжевой)
  • вискоза в топсе (30г лазурной, желтой, бордовой, оранжевой)
  • вискоза в батте (10-20 г микс с цветами морской волны)
  • шелк натуральный, ткань, примерно 4-5м 2, разной плотности, сине-голубых тонов, лазурные цвета и оттенки морской волны 
  • небольшие кусочки разреженного маргеланского шелка золотистого цвета, бордовые, оранжевые
  • виброшлифовальная машина (ВМШ)
  • воздушно-пузырьковая пленка 3м длиной (пупырка)
  • тонкая пленка для ремонта 2 раза по 3 м
  • пластиковая сантехническая труба 130 см
  • мыльница советская
  • жидкое мыло, вода

Первый этап — подготовительный. Для сложного рисунка этот этап обязателен. 

Рисуем рисунок на бумаге в натуральную величину. 

Можно нарисовать сразу в увеличенном размере, но велика вероятность при усадке искажения пропорций. Поэтому в данном случае я напечатала рисунок птицы на бумаге, измерила его и потом увеличила при печати, задав нужный процент увеличения. 

мк по валянию

То есть, на первом рисунке размах крыльев птицы был 20 см. Мне нужен был 70 см. 

Нажимаю: открыть рисунок _ печать _ параметры страницы_ задать увеличение в процентах — вставляем 350 %. 

При этом принтер мой думает минут 10 (старичок!), потом быстро выдает 18 (3 ряда по 6 шт.) листов друг за другом. Их надо склеить. И получим увеличенный в 3.5 раза рисунок . 

В данном случае эта цифра (3.5) никак не связана с КУ и процентом усадки. Это просто рисунок был изначально маленький на листке А4 нарисован. А я, прикинув размеры раскладки и нужное мне расположение птиц, линейкой измерила на рисунке (20 см) и на будущей раскладке (70 см).

Итак, имеем увеличенный и вырезанный рисунок. Кроме птицы, я ещё и перья увеличила, распечатала и вырезала.

мокрое валяние

Второй этап. Делаем заготовку вискозного полупрефельта для рисунка. Процесс подробно уже описан в том самом Брачном танце, поэтому идем дальше.

рисунок

Третий этап. Выкладывание самого рисунка. Для этого вырезаем рисунок по основному контуру. Отдельно крылья, шеи без голов и хвосты. 

Для того чтобы раскроить рисунок из вискозного полотна, воспользуемся сделанными выкройками птиц и перьев. 

Если бы мы заранее их не сделали, то потратили бы сейчас уйму времени на вырезание подгонку и нервы, что материала не хватило... А так прикладываем все выкройки плотно друг к другу, при этом стараемся ещё и по цвету подбирать крылья попарно одинаковые. Главное тут, вискозу положить блестящей стороной вниз, подобно обратной раскладке. И вырезать 3 крыла левых и 3 зеркально правых. Из оставшихся кусков раскраиваем перья. 

рисунок шерстью

Вырезанные части раскладываем прямо на пупырку блестящей стороной вниз

палантин валяный

После того, как определили всем крупным частям местоположение, начинаем прорисовывать мелкие детали.

Теперь рисуем ножницами.

Разрезаем хвост, отделяем перья, разводим в разные стороны друг от друга. И немного по концам растягиваем вискозное полотно, как бы расширяя перья.

палантин с рисунком

Таким же образом ножницами поработаем по нижней стороне крыльев. 

Разрезаем примерно на 1/3 ширины крыла через каждых 2-3 см. А потом вытягиваем каждое перо в длину. Они утоньшаются и удлиняются. 

Подобным образом вытягиваем крылья, чтобы перья чуть растопырились. 

Толстенькую шею надо чуть вытянуть у туловища, а на конце, наоборот — растянуть вширь, формируя голову. Потом ещё и клювик вытянуть.

Так прорисовываем всех птиц и летящие перья. 

По крупным перьям и хвостам я так же рисовала ножницами с последующим вытягиванием.

Следом начинаем прорабатывать рисунок ещё более мелкими штрихами. 

Между перьев рисуем пучками золотистой вискозы мелкие пёрышки.

И завершаем крылья по концам бордовой вискозой. Крылья горят!

Так прорабатываем всех птиц и перья. 

Следующим этапом будем приваливать шелк, для этого прикрываем все мелкие части рисунка (те, которые нарисованы ножницами) тонкими прядками шерсти. Шерсть беру в цвет фона (шелка) — бирюзовую.

Четвертый этап. Обтекание рисунка шелковыми тканями 

Для этого палантина взяла натуральный шелк-шифон (2 шарфика 1 70 х 50 см), 1 жатку эксцельсиор Голубая бирюза, кусок жатого крепдешина цвета морской волны и несколько метров разного маргеланского шелка крашеного вручную.

Шелком надо выкладывать, начиная от середины большого пространства без рисунка. Чтобы сначала выложить там, где нет разложенной шести. А потом и по шерсти аккуратно приложить сверху. Для этой цели удобно пользоваться дощечкой-подносом, чтоб на весу весь кусок шелка не держать. К сожалению, момент с подносом не запечатлён, так как нет третьей руки. 

Обратите внимание, что прикрываем шелком все мелкие резаные детали. Крупные контуры не прикрываем. Так раскладываем все куски шелка. С нахлестом в 1 см друг на друга и на рисунок. 

После этого сбрызгиваем все из пульверизатора, чтобы не сдвигалось при вашем движении над раскладкой. 

Там, где думаем сделать рюши по краям, заворачиваем ткань наверх, выравнивая край.

В некоторых местах выкладываем кусочки шелка вторым слоем, где шелка слишком много, раздвигаем, формируя складки.

Теперь будем прорисовывать детали рисунка с этой стороны палантина.

Сначала откроем прикрытые шелком крупные детали: шеи и перья большие. Для этого разрезаем шелкна них ножницами и аккуратно раздвигаем, оставляя нахлёст в 1 см на вискозе. 

После того, как разрезали и раздвинули, всё хорошенько сбрызгиваем пульверизатором, фиксируя шелк на месте. Мокрый шелк прилипает и не сдвигается. Главное при этом — только прилепить по краям и всем стыкам, но не намочить полностью. Таким образом, будет дальше видно, где стыки есть, а где их нет. Что очень удобно при раскладке шерсти. Это как бы маркер, куда надо обращать особое внимание. 

Вот теперь берем шерсть и начинаем раскладку.

Первым слоем проходим поперёк всех  намоченных контуров  тоненькими прядками. Потом  и по периметру всего палантина вдоль края 

Вторым слоем тоненько раскладываем всю поверхность. При этом стараемся там, где уже есть шерсть класть её в другом направлении.  

Таким образом у нас по контуру рисунка шерсти будет 2 тонких слоя, а по всему шелку — один. Кое-где на больших пространствах можно и окошки оставить, разложив шерсть неравномерно. Главное здесь условие, там где шелка много собрано (складки, рельефы), там и шерсти потолще должно быть. Там, где только шелк ровненько в один слой, там шерсть может светиться. 

Бирюзовой шерстью на контуры рисунка сильно заползать не стоит. Иначе рисунок будет как бы  размытым. Достаточно по пол сантиметра прихватывать. 

Ну и завершающим штрихом в нашем рисовании будет мною любимая вискоза в баттах. Изумрудно-лазурный батт растягиваю паутиной по поверхности, где нет рисунка. Быстро и эффектно!

Концы крыльев подчеркиваю кусочками бордового разреженного шелка. Сбрызгиваю всё опять. 

Вискозой желтой прорисовываю перья. Серединки их тоже выкладываю бордовым разреженным шелком.

Ещё оттеняю тушки птиц темным шелком, чтобы придать объемности. 

Всё, раскладка на этом полностью закончена. 

Пятый этап. Собственно валяние. 

Хорошенько всё сбрызгиваем из пульверизатора. Потом мочим из леечки. На всю раскладку ушло примерно 1.5 л мыльного раствора. 

Накрываем всё тонкой пленкой. Предвижу расспросы, сразу отвечу. Белые разводы по пленке — это от трафарета. Очень стойкий пленочный трафарет. Подстелила эту пленкупару месяцев назад, покидали ненужные кусочки, они прилепились. Отлепить пробовала — пленка тонкая и рвется.

Думала, сами отклеятся при валянии — ага, когда надо, ни за что не отлепятся. Закон подлости в действии! Но пусть он вот только так на пленке и действует! На войлок и раскладку совсем никак не влияет. Да и полупрозрачные эти пятна в реале. На фото, конечно, выглядят монстром. Но другого фото нет. Примите на веру, что все не так ужасно...

Кстати, фото нужно ещё и для понимания размеров раскладки. Там линейка метровая портняжная лежит. Раскладка реально всю комнату занимает. Всегда хочется шагометр купить и посчитать, сколько кругов по комнате наяриваю вокруг стола за 10 часов раскладки. 

И ещё чуть лирического отступления. Рабочее место сбоку от стола. 

Там и подносик-картонка видны и пульверизатор, и все материалы.

Лирику закончили. Отдохнули. Продолжаем работу. 

Первым делом я прокатываю строительным валиком, не прижимая сначала особо, потом ВМШ по всей поверхности вдоль-поперк на счет 10.

Затем складываю пополам. И прохожу так же ВМШ по этой половине. Потом переворачиваю, и аналогично ВМШ по второй половине. 

А зачем вибрировать стол? Пусть лучше часть вибрации уходит во второй слой войлока. Вот так по чуть-чуть 2 раза, а нам потом работы меньше руками тереть...

Тру трубой  так до тех пор, пока войлок не стабилизируется. Этот момент чувствуется. Войлок из мыльно-сопливого становится, как плотный пластилин. Вот теперь я его закатываю полностью на трубу и немного раз по 100 в обе стороны прокатываю, чтобы закрепить плотное состояние. 

Дальше идем выполаскивать лишнее мыло. Оно мешает волокнам уваливаться в размерах. Полощем, переваливая в мойке, имитируя стиралку. Периодически отжимая. На это уходит 5 минут, не больше. Вода чуть теплая 30-40 градусов. 

Кстати, вода совсем не окрашена, шелк крашеный собственноручно не линяет. Ура!

А вот теперь достаем свой маленький утюжок. Его роль выполняет советская мыльница. У неё вот такие небольшие рёбрышки с одной стороны. И форма эргономичная — держать в руке очень удобно. А вы раньше знали о том, что мыльницу разрабатывают так, чтобы в руке намыленой держать было удобно? Я вот только на пятидесятом году жизни это обнаружила. 

Когда мы прополоскали палантин, то мыла и воды в нем осталось чуть-чуть. Для валяния не хватает. Так вот, расправив его на столе, я больше не мочу и не мылю. Дальше просто мыльницу окунаю в миску с мыльной водой и уже мокрой мыльницей тру. Воды и мыла при этом получается ровно столько, сколько надо. Мыльница шикарно работает по поверхности, притирает краешки, рюшечки и опять же работает дополнительно в том самом третьем измерении — по толщине.

С тех пор, как я открыла для себя мыльницу, ни разу не стёрла руки. А бывало до этого, до крови протирала, даже сквозь перчатки. И ладошки не так устают. И нагрузка совсем другая на руки и суставы. 

            

После мыльницы, прополаскиваем ещё раз, уже окончательно. И расстилаем на полотенце — пусть чуть войлок отдохнёт. 

Осталось выровнять и расправить края, Для этого я прокатываю валиком пару раз, расправляю руками, где надо и закатываю в трубу вместе с полотенцем. Раз 10-15 в общем. Просто чтобы разгладить и окончательно стабилизировать заданную форму. 

В результате получаем из паскладки 310 см х 120 см готовый палантин 180 см х 60 см.

Потом на следующий день я птицам глаза повышивала, да так увлеклась, что на крылья залезла...

Главное при валянии — вовремя остановиться!

Дерзайте! Удачи всем и красивых работ в Новом году!

Ключевые слова:  
Материалы:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Модальное окно для уведомлений

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз