Вырезаем из дерева кулон-тотем "Лиса"

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Хочу поделиться небольшим мастер-классом по созданию тотема Лисы в виде деревянного кулона.

Сам процесс резьбы по дереву объяснить подробно не смогу, тут только 2 варианта: или вы начинаете вырезать по дереву и всё понимаете сами или вы просто смотрите мастер-класс, как что-то вам недоступное.

На самом же деле ничего сложного тут нет. Уверен, что получится у каждого. К тому же, возможно, кто-то найдёт в мастер-классе ценные моменты, которые сможет воплотить в дальнейшем в своём творчестве. Ещё лучше если после просмотра мастер-класса, кто-то "загорится" идеей начать творить самостоятельно.

С прелюдией всё, начинаем веселье!

3х7 = 7 дней + 7 инструментов + 7 этапов

лиса

Для создания деревянного кулона нам потребуется:

1. Деревянный брусок. В нашем конкретном случае это берёза. Ветка была найдена в лесу и высушена. Добыть подобный материал не составляет никакого труда, но если нет возможности пойти в лес, брусок можно купить в магазине.
2. Резцы по дереву. Подойдёт минимальный набор для новичка.
3. Изображение Лисы. Это может быть фото, распечатка рисунка или эскиз. Если вы рисуете, то распечатывать картинку и переносить её на дерево вам не придётся — Лису вы просто нарисуете. 
4. Средства обрадотки дерева. В нашем случае: водная морилка (коричневый цвет "мокко"), акриловая краска (оранжевый цвет), жидкий воск.
5. Коготь лисицы. Коготь лисицы, что тут еще скажешь! :)
6. Вощеный шнур. Покупается в любом магазине для рукоделия / шитья. Для создания подвеса нашему кулону. 
7. Дрель со сверлом / гравер / ручной бур. Для создания отверстий в кулоне под подвес и коготь.

Работу выполним по следующим этапам:

1. Подготовка
2. Прорезка форм
3. Шлифовка
4. Создание отверстий
5. Покраска
6. Покрытие воском
7. Финиш-монтажлисица

Вот мы вооружились инструментами, загорелись желанием — и можем приступать к созданию кулона.

1. Подготовка

Берём наш деревянный брусок и рисуем на нём карандашом контур Лисицы. Даже не так! Рисуем Лисицу на картонке (шаблоне), чтобы в процессе резьбы его прикладывать к заготовке и проверять не отклоняемся ли мы от нужных форм. Если нарисовать карандашом Лисицу на заготовке (без шаблона), то в процессе резьбы придётся постоянно подрисовывать контур, так как часть рисунка будет срезаться — это не удобно. К тому же, шаблон пригодится, если вы задумаете потом делать повтор кулона. Нарисовали Лису на картонке, вырезали её по конутру, перенесли контур шаблона на заготовку.

тотем

Поскольку заготовка по толщине больше, чем требуется — уменьшаем толщину, придавая кулону плоскую форму (где-то 1,5 см). Для этой операции необязательно использовать резцы по дереву, подойдёт и бычный кухонный нож. Получаем вот что:

кулон

Лишние части заготовки (сверху и снизу) также требуется убрать. Строгать ножом долго, проще отпилить. Но! Поскольку желание делать кулон застало меня врасплох посреди ночи, и шуметь уже поздно, а поднимать соседей на работу звуками пилы еще рано — то я решил "пилить потише". :-) Достал ма-а-аленькую пилу и за пару минут отпилил лишнее.

клон тотем

Конечно, можно было обойтись и без пилы, и без ножа вообще (на стадии "подготовка"), подобрав плоскую заготовку по размеру. Но у настоящего шамана всегда бубен под рукой, оттого и "танцы с бубном"! :)

Итак, мы подогнали нашу заготовку под форму кулона в виде Лисы по шаблону, дальше идёт прорезка деталей.

2. Прорезка форм

Это тот самый этап работы, описать который довольно сложно. Не подумайте, уважаемые читатели, что я выпендриваюсь — но мне очень нравится фраза из одной моей любимой книги, в которой герой отвечает на вопрос "а как это сделать?". Ответ был такой: Начни с этого. Или ничего не делай, тогда ничего не будет. Эта простая на первый взгляд фраза на самом деле даёт ответ на множество вопросов. На этом этапе работы картинок также немного, вырезать одной рукой, а фотографировать другой я пока не научился. :)

Что касается инструмента для резьбы — подойдёт недорогой набор резцов из 12 шт. для начинающих. Покупал его ради интереса в самом начале своего увлечения резьбой по дереву, думал выкину если не понравится или резать не будет, но пользуюсь им до сих пор.

животное

Вот что мы получаем при прорезке основных форм.

звериный оберег

тотем животное

3. Шлифовка

Шлифую обычно вручную по нескольким причинам: во-первых, процесс этот по своему медитативный и успокаивающий, приносящий удовольствие; во-вторых, вырезаю я в основном по ночам и греметь ночью техникой в многоквартирном доме не принято. Учиться тут нечему, берём шкурку и шкурим :) Я работаю в основном шкурками зернистостью Р80 и Р120, они быстро снимают лишнее, так как крупный абразив; и по завершению довожу мелкой шкуркой зернистостью 600. Но всё это не играет второстепенную роль, главное — желание творить, остальное приложится! Получаем в результате вот что:

тотемное животное

тотем лиса

Прикидываем габариты нашего кулона, примеряем, как будет смотреться лисий коготь. Вроде всё неплохо!

деревянный кулон

4. Создание отверстий

Отверстий нам нужно аж 3 штуки:

  • первое — несквозное углубление для самого когтя (низ кулона),
  • второе — сквозное отверстие для крепления когтя (бок кулона внизу),
  • третье — сквознок отверстие для шнурка-подвеса (бок кулона вверху).

деревянный тотем

тотемизм

Если с углублением под коготь и с отверстием под шнурок-подвес, думаю, всё понятно, то с отверстием для крепления когтя, думаю, надо пояснить. Лисий коготь обмотан сверху кожаным шнурком, из которого сделана петля. Сквозное отверстие для крепления когтя делается таким образом, чтобы вставленная в отверстие зубочистка проходила через кожаную петлю на когте, тем самым крепко удерживая его внутри кулона. Далее, на этапе "финиш-монтажа" будут еще поясняющие фото.

резьба по дереву

резной кулон

Для сверления отверстий в дереве можно использовать всё что угодно: дрель, гравер, ручной буравчик. Лишь бы сверло было потоньше. Под крепёж когтя и шнурок-подвек отверстия проделал ручным буром, канавку под сам коготь — тполукруглой стамеской.

5. Покраска

Итак, кулон вырезан, отшлифован, отверстия просверлены — дело за покраской. Покраска будет в 2 этапа:

Этап 1. Покраска морилкой

Техника несложная: покупаем водную морилку в хозяйственном магазине за 40-50 руб. (В нашем случае цвет "мокко"), берём подходящую тару (например, обрез пластиковой бутылки 0,5 л), кладём в тару кулон, заливаем его морилкой, придавливаем сверху прессом, чтобы кулон не всплывал. Почти как рецепт жарки курицы получается! :)

При покраске морилкой цвет находится в прямой зависимости от времени выдержки (от минут до дней) — мало держим = слабый цвет, долго держим = густой цвет. В случае с кулоном Лисы время выдержки было пару-тройку часов, так как тёмно-коричневая лиса нам не нужна, а нужен контраст заднего плана с ярким оранжевым цветом, который мы нанесём поверх морилки. В морилку вместе с кулоном забрасываем пару зубочисток, которые понадобятся для монтажа когтя.

дерево

Результат покраски морилкой.

деревянный

Этап 2. Нанесение акриловой краски

Берём ярко-оранжевую акриловую краску и наносим её на кулон поверх морилки губкой для мытья посуды, растираем краску по поверхности дерева.

коготь

Зашкурив некоторые части Лисы (поле высыхания краски), получаем вот такой результат. Задний фон (верх и низ кулона) оставляем без изменения (цвет морилки) для создания контраста между яркой Лисой и тёмным фоном.

природный оберег

Вот наш кулон практически готов, осталось покрыть его воском, совместить с когтем и сделать подвес.

6. Покрытие воском

Воск защитит наш деревянный кулон от влаги или пота. Кулон можно будет носить на теле не боясь, что он окрасит кожу или одежду. Воск используем тот же (был показан в предыдущих мастер-классах): 100% натуральный, жидкий, смесь пчелиного и пальмы карнауба.

оберег

Наносим воск губкой для мытья посуды, растираем. Оставляем на пару минут. Полируем тряпочкой без ворса. Воск хороший, мне очень нравится, моментально сохнет (2-3 минуты), но есть один нюанс. На ровной плоскости он  высыхает, не оставляя следов, а вот в трещинах-углублениях при засыхании становится виден и его приходится оттуда выковыривать (зубочисткой например). Хотя не могу сказать, что этот процесс нудный, он похож на зачистку шкуркой и по своему медитативен. Тем более, что делается он всегда в конце и само это действие знаменут результат. А результат — это всегда праздник!

На всех последующих фото кулон будет уже покрыт воском, можно увидеть разницу "до" и "после" вощения.

7. Финиш-монтаж

Коготь лисицы. Отдельно хочу рассказать про коготь. Одно время просто собирал когти-кости-клыки, а потом (по мере развития инетерса к резьбе по дереву) подумал "а почему бы эти 2 увлечения не совместить?". Ведь человеку, которому необходим тотем какого-либо животного, намного приятнее будет иметь не просто образ животного, воплощенный в дереве, но и части животного — когти, зубы, кости или мех, как дополнение к образу. И как материальный носитель настоящего животного. Это второй эксперимент на тему совмещения дерева и звериных оберегов.

Итак, монтируем лисий коготь в кулон.

Вставляем коготь в отверстие для него (низ кулона), в отверстие же для крепежа когтя (бок кулона) вставляем нашу предварительно покрашенную в морилке зубочистку. Выступающие в стороны части зубочиски отрезаем ножом.

Интересный момент, что по просьбе заказчика делал кулон из берёзы, и когда дело дошло до укрепления когтя зубочисткой, оказалось, что зубочистки у меня тоже из берёзы. Таким образом, кулон получился 100% берёзовым! :)

На срезе выступающих частей зубочистки, получаем "белые круги". На этот раз красим их морилкой при помощи кисточки, без долгих водных процедур. :) Вот результат "до" и "после".

Проверяем надёжность крепления когтя — всё в порядке!

Продеваем вощёный шнур в отверстие для него, и — кулон Тотем Лисы готов!

Посмотрим результат со всех ракурсов:

Благодарю вас за внимание! Надеюсь, мастер-класс вам понравился. Оставляйте комметарии, добавляйтесь в "круг".

И до новых встреч!

С уважением к читателям, 
Олег. Мастерская "7Я*Шамана"

Комментарии (16)
Семья шамана 20.12.2014

Татьян, мне тоже))) Она больше всех остальных похожа лису, самая рыжая и с когтем! {#}

Эта лиса мне больше всех нравится!{#}

Олег, спасибо большое! С Вашей легкой руки резьба по дереву уже не кажется чем-то запредельным, и очень хочется попробовать {#} С лета мечтаю вырезать щуку {#}

А где можно купить набор для резьбы по дереву?

Семья шамана 14.12.2014

Здравствуйте, Наталья! Резьба - это действительно не сложно))) Было бы желание. {#} Про набор ответил в личку. Благодарю вас!

Очень интересный мастер-класс! И.. почему бы не попробовать?...

"Но у настоящего шамана всегда бубен под рукой, оттого и "танцы с бубном"! :) -улыбнуло))))){#}Обожаю людей с чувством юмора!

Семья шамана 12.12.2014

Людмила, благодарю! Попробуйте обязательно, это не сложно. Сам люблю людей с чувством юмора) А вчера ехал домой и думал, что ещё лучше, чем просто чувство юмора, это чувство юмора и умение поддержать другого человека, когда вокруг всё не так как хотелось бы. Мне кажется только сильные люди могут по настоящему шутить)

В эстафете 20 фактов" с вашим 8 пунктом согласна на все 100%:

"8) Считаю, что если один человек может что-то, то это могут и другие. Вопрос только времени, приложенных усилий и (главное!) желания. Каждый может всё."

Добавила бы: Каждый может сделать лучше!

Всегда есть возможность совершенствания и самосовершенствования.

И если что то привлекает мое внимание(рукоделие) всегда смотрю с позиции -смогу ли я так сделать?смогу ли я сделать лучше?Поэтому я попробую{#}если результат будет достойный -покажу))))))))Может для этого придется испортить не один брусок))))Главное -зажечься! А ваш мастер-класс этому способствует))){#}

Семья шамана 12.12.2014

Это здорово, если так))) Бруски-то ладно, можно портить, строгайте только от себя всегда, чтобы не попортился сам мастер) А будет коряво - присылайте мне в личку)

Интересная лисичка. Окончательная отделка гармонично смотрится.

Береза сложнейшая древесина для мелкой резьбы. Обрабатывать взялась бы только под сильнейшим натиском со стороны заказчика. После шлифовки, если морить и лачить - очень сильно поднимается ворс. Приходилось после морения шлифовать и морить еще, и так несколько раз подряд.

И еще береза слишком волокниста, впитываемость краски вдоль волокон и поперек волокон очень разная. Поперечный срез всегда получается темнее, и пятнистость портит вид очень мелкой резьбы. Мне легче сразу лаком бесцветным покрыть, чем пытаться тонировать березу.

Семья шамана 12.12.2014

Галина, благодарю! У вас побогаче опыт работы с древесиной, описанные вами способы пока не пробовал) Про ворс многие говорят (что водная морилка поднимает), но поскольку "неподнимающей ворса" спиртовой морилкой (неводной) я пока не пользовался - то и сравнить мне не с чем. Я этого не замечаю) А берёза, кстати, именно в этой работе прорезалась очень легко, вообще без проблем.

Показать еще
Рубрики мастер-классов