Обновление пароля

 > Журнал > Мастер-Классы > Работа с натуральным красителем индиго - мастер-класс.

Работа с натуральным красителем индиго - мастер-класс.

Виды творчества:   Роспись > Батик
Роспись > Крашение, шибори
Сложность:   средняя
Время работы:   1 час
Работа с натуральным красителем индиго - мастер-класс. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Вид творчества/техника/стиль: хочется поделится опытом работы с натуральным красителем индиго, извлекаемым из растения индигофера тинктория.

Материалы: индиго натруальное растительное, дитионит натрия, каустическая сода, уксус, вода, посуда нержавеющая.

Время работы: 3 часа, из них 2 часа - минимальное время подготовки ткани или ниток для покраски, и примерно 1 час для работы по окрашиванию материала.

Сложность: с одной стороны, работа настолько проста, что с ней справится и ребенок лет 10, с другой - требуется соблюдать технику безопасности, поэтому поставлю сложность -4.

Начну мастер-класс из далека, из истории.

Краситель индиго известен человечеству еще с древности, примерно 3 тыс. лет до н.э., он издавно ценится за стойкость, яркость и красоту синего цвета. Примерно 120 лет назад появились синтезированные красители, в том числе и синтезированный индиго. История натуральных и синтезированных красителей очень насыщенна событиями, войнами и противостояниями, потому что с одной стороны, люди всегда чутко чувствовали красоту окружающего мира, завораживающую синеву небес, которую научились переносить на ткань с помощью индиго, а с другой стороны, торговля натуральными красителями была прибыльным бизнесом, цвет материи был не просто украшением человека, но и символом статуса и достатка.

Стремление к красоте и прибыли в истории часто конфликтовали друг с другом, местные растительные красители европейских мастеров по покраске, и привезенные из дальних стран, имели разную насыщенность и яркость, и давали мастерам разные торговые преимущества, поэтому красильщики всегда, как могли, противостояли внедрению новых красящих растений, и красящих веществ в свой бизнес.

Наверное, я пишу слишком тяжелым языком? Простите, если можете, господа читатели, и коллеги мастера) Экономико-бухгалтерское образование и опыт работы - это не плюшками баловаться)

Дорогие красители всегда старались заменить дешевыми. Ведь то, что пользуется спросом, рано или поздно, пробуют подделать.

Дорогой шафран, очень стойкий, красивый желто-оранжевый краситель, подделывали и заменяли куркумой, цветами бархацев или ноготков. Правды ради, стоит отметить, что как минимум бархацы дают такой же стойкий и красивый цвет,как и шафран.

Индиго заменяли вайдой красильной. Но вайду можно определить по более пыльному и менее прозрачному синему цвету.

Кошениль и пурпур из раковин молюсков заменяли мареной красильной, хотя этот краситель нельзя назвать подделкой первых двух, так как цвет получается совсем иной.

И вот однажды на арену бизнеса вышли синетические красители...

Последние годы появился инетрес к натуральным красителям. Как определить сырье красителя натурального индиго?

Во первых, натуральный индиго имеет специфический запах тухлятины, или прелых, гниющих листьев, запах не острый и не противныЙ, но отчетливый. Его ни с чем не перепутаешь.

Во вторых, структура у красителя неоднородная,  это мелко измельченные кусочки листьев, ну очень мелкие, но по ним видно, что они не одинаковые, как у синтетически-выработанных красителей.

В третьих, индиго вступает в реакцию с дитионитом натрия (Na2 S 2 O4), которым ускоряют процесс естественного брожения индиго. Крашение индиго - очень необычный и чарующий процесс, когда из синего цвета краситель становится зелено-салатовым, а затем на воздухе - синим или голубым.

Вайда в реакцию с дитионитом натрия не вступает. С другой стороны, синтетическое индиго отличается от натурального только отсутствием запаха и полностью однородной структурой, однако он так же как натуральный индиго вступает в реакцию с дитионитом. Однако моим знакомым попадался синтетический индиго непонятного происхождения, и непонятного же состава, который не реагировал ни на дитионит, и непонятно было вообще как с ним работать...

Так же индиго и его подделку можно вычислить по стране происхождения. Натуральный индиго выращивают и производят в Индии, Иране, Ираке, Филипинах, африканских странах. В последние годы индиго пытаются выращивать в Узбекистане, однако этот краситель низкого качества, имеет маловыраженный пыльный голубой цвет, который не становится синее ни при повторе окрасок, ни при увеличении расхода красителя. В Украине индиго не вырашивается, не потому что украинские садоводы плохи, а потому что индигоферра тинктория - тропическое растение, которое и в Узбекистане то растет посредственно, зато на Украине растет замечательно вайда.

Что же еще? Наверное, пора переходить к делу!

В работе важно соблюдать технику безопасности. Индиго не ядовит, по сути это сброженный и ферментированный высушенный сок растения, однако для ускорения реакций брожения используются сильные щелочи, которые могут разьедать кожу рук, слизистые покровы. Поэтому важно работать в перчатках. При реакции индиго, дитионита натрия и каустической соды выделяется тепло и газ, похожий на уксус. Я не химик, но по запаху газ похож именно на него. Поэтому желательно работать в проветриваемом помешении, первичную подготовку индиго желательно делать в респираторе.

Так же в ЖЖ у меня был спор на тему вредности окраски индиго натуральной шерсти и шелка - целочи разьедают эти материалы. Действительно, шелочи разъедают шелк и шерсть, однако крашение идет не так долго, чтобы разъесть все на свете, с другой стороны, индиго красили веками, если бы это была настолько вредно для ткани - мастера бы не красили, потому что покупатели бы не покупали хлипкую и не носкую ткань, а в третьих, никто не отменял закон "красота требует жертв". Например в батике есть техника вытравливания окрашенных частей ткани отбеливателем. Конечно, для ткани это не полезно, но художественный эффект при этом бывает поистине чудесный!))

И в третьих, именно для нейтрализации целочи окрашенную ткань споласкивают в воде, с добавлением уксуса. Одним словом, решайте сами, иметь или не иметь, красить или не красить....

1) Итак, красить индиго можно все натуральное. Шелк, шерсть, вискозу, хлопок, лен, коноплю, джут, а так же смеси этих мастериалов. крашение

2) красить можно ткань, нити, и волокна.

3) расход красителя определяется только весом тех материалов, которые вы красите, и составом материалов. Классический расход красителя, который известен мне - 10% красителя индиго от веса сухого окрашиваемого материала, для материалов шерсть, шелк, хлопок. Производитель рекомендует увеличивать время окрашивания для льна, джута и конопли, или увеличивать пропорцию расхода красителя.

4) перед окраской ткани и нитки необходимо как минимум тщательно намочить, как максимум - постирать, время замачивания ткани - 2 часа.

5) пропорции расхода красителя и химии:

- 10% индиго от веса ткани и ниток,

- 200% дитионита натрия от расхода индиго,

- 100% каустической соды от расхода индиго,

- в 20-30 больше воды, чем вес ткани или ниток, которые мы окрашиваем.

- уксус, или лимонный сок, или алюмокалиевые квасцы - для нейтрализации щелочи. Каустическую соду можно заменить кальцинированнойсодой,пищевой содой.

Итак, перетираем индиго и дитионит натрия, чтобы измельчить все комочки

image

Добавляем немного воды, еще раз перемешиваем

image

Добавляем каустическую соду, перемешиваем.

image

Именно в этот момент в реакции выделается тепло, и газ.

Добавляем еще немного воды, перемешиваем. Вода должна быть температурой 60-80 градусов, но более.

image

Смесь имеет сине-зеленоватый цвет, легкий запах, на поверхности легкий налет, по принципу масляных пятен на лужах.

При нагревании смеси усиливается запах тухлятины, цвет смеси меняется на салатово-зеленый.

Перегревать смесь не рекомендуется, кипятить не нужно.

У меня было несколько экспериментов по работе с индиго, и я немного меняла технологию, поэтому я выложу наиболее правильные с точки зрения технологии фотографии.

Полученную смесь переливаем в большую посуду, нужного размера, и добавляем необходимое количество горячей воды. image

Опускаем приготовленные материалы в раствор, перемешиваем

image

Смотрим, чтобы материал или нити были полностью пропитаны раствором.

Если все идет правильно, ткань сразу приобретает салатово-зеленый цвет.

Не делайте как я – одевайте перчатки))) После этой покраски я отмывала руки 3 дня))

Далее все просто.

Материал выдерживается в красителе в среднем 10 минут. Время окрашивания можно регулировать, в зависимости от того, какой цвет нужно получить.

При первом окрашивании в растворе я иногда уменьшаю время выдержки в красителе,

При повторном окрашивании в этом же растворе, чтобы получить цвет потемнее, цвет выдержки ткани в красителе увеличивается – но это если окрашиваются разные материалы в одном и том же растворе.

А если нужно получить темно-синий цвет, выдерживаем материал в растворе 1-2 раза по 10-15 минут.

Вынимаем материал, расправляем, ждем.

Процесс окисления красителя на воздухе интересно смотреть на этих фото))

image

image

image

image

Все происходит очень быстро, и поэтому именно в данный момент важно полностью расправить ткань или нитки, а нитки еще и периодически переворошить, перевернуть, чтобы окраска была ровной. Исправить неровную окраску практически невозможно.

Смотрим, нравится ли нам полученный цвет, или нужно потемнее.

Если нужно более темный цвет – повторяем окраску.

Не забываем, что сухой материал светлее мокрого.

Так можно красить что угодно.

Сухие окрашенные пробные материалы разного состава, причем более темные образцы и более светлые образцы окрашены с разными щелочами, и разной пропорцией индиго.

Образцы окрашенных индиго материалов:

Шелк

image

Козий пух

image

Овечья шерсть

image

Хлопок (еще не дошитая вещь)

image

Шерсть для валяния

image

При стирке и валянии индиго чуть-чуть осветляется, но в дальнейшем сохраняет свою насыщенность годами.

Индиго и дитионит натрия можно приобрести у меня)

http://www.livemaster.ru/item/347267-materialy-dlya-tvorchestva-naturalnyj-indijskij-indigo

Спасибо за внимание!)

Ключевые слова:  
Материалы:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email