У идей для творческого предпринимательства нет границ — одни вяжут на заказ, другие создают украшения, третьи рисуют портреты. А героиня нашего сегодняшнего интервью подошла к выбору ниши особенно креативно. Нина создаёт декоративные деревья из цетрарии — необычного мха с целебными свойствами. Её уникальные изделия — деревья, панно и интерьерные композиции — находят большой отклик среди покупателей. За десять лет девушка прошла огромный путь от продаж на набережных до собственного производства в Москве.
В интервью редакции Нина поделилась своим опытом и рассказала, почему так важно делать то, что нравится.
— Как вы поняли, что хотите открыть свой бренд? Чем занимались до этого?
По профессии я фармацевт, даже работала в аптеке, когда училась на пятом курсе. Вроде всё нравилось, я хотела развиваться в этой отрасли, но сложные отношения с руководством заставили меня уйти. Тогда я решила делать косметику ручной работы. Как продавать её, я понятия не имела, но видела как на набережной в Ялте по вечерам люди выставляют свои товары. Решила тоже попробовать.
Косметики для столика было мало, она была небольшого размера, и для красоты я решила поставить свои деревья: бонсаи из цетрарии. Косметику покупали, но совсем немного — неизвестные товары со столика на улице нужно ещё уметь продать. А вот деревья пользовались большим спросом. И хотя изначально все друзья и родственники говорили, что это странное увлечение и бизнес на нём не построишь, именно деревья неожиданно стали пользоваться большим спросом.
Нина, фото из личного архива
— Получается, своих первых покупателей вы искали прямо на улице. А почему решили перейти в онлайн?
Наступил момент, когда мы с мужем и сыном решили переехать из Ялты в Москву. Тогда в косметике я уже разочаровалась и сосредоточилась на создании деревьев. В столице я продолжала продавать оффлайн: на ярмарках ручной работы, в торговых центрах Москвы и Подмосковья. Бизнес был то в плюсе, то в минусе. А как пришло лето, продажи вообще пропали. Поэтому осенью 2017 мы решили создать свой магазин на Ярмарке Мастеров и профиль в соцсетях.
Каждый день мы выставляли по 3-5 новых изделий и вскоре на Ярмарке Мастеров нам пришел первый заказ. Для нас это была настоящая революция: мы поняли, что оказывается можно продавать и через интернет. Позднее с Ярмарки нам стало приходить от 10 до 15 заказов в день — это нас прямо спасало.
— Ваш бренд посвящён цетрарии — удивительному исландскому мху с целебными свойствами. Почему вы выбрали именно этот материал?
Я пробовала разные виды мхов, но когда открыла для себя цетрарию, поняла — это именно то, что нужно. К тому же она практически не требует ухода.
Каждое наше дерево — это маленькое чудо. Представьте: вы приходите домой после тяжёлого дня, берёте пульверизатор и смотрите, как буквально за минуту деревце превращается в сочную зелёную композицию. При этом оно насыщает воздух йодом — тем самым элементом, ради которого мы едем на море. Наши покупатели говорят, что аромат похож на запах морского побережья.
Когда дерево находится в политом состоянии (до 8 часов), цетрария выделяет йод. Это очень полезно для дыхательной системы. Особенно помогает при простудных заболеваниях, астме и аллергии. К тому же аромат цетрарии помогает справляться с бессонницей.
А ещё многие рассказывают, что деревья становятся настоящим центром притяжения. Покупатели обожают наблюдать за процессом «оживления» мха: в восторге и дети, и взрослые.
— Как происходит процесс создания композиции? Какие материалы вы используете?
Мы разделили процесс на этапы: отдельно делаем кроны, отдельно ставим стволы и украшаем подставки. Используем только природные материалы: кору амурского Бархата, кору Пробкового дерева, лианы, розмарины, камни, горную породу бесстыдницу. На создание одной работы может уйти от 40 минут до нескольких дней, в зависимости от сложности. У нас даже есть композиции, которые делались по 3-5 дней — в основном, это большие панно.
Нина, фото из личного архива
— А как ухаживать за таким деревом? Какой срок жизни у цетрарии?
Уход минимальный: достаточно опрыскивать водой раз в неделю, а раз в месяц — водой с удобрением. Цетрария может жить без воды до 6 месяцев, а срок жизни дерева — до 10 лет. Единственное условие — избегать прямых солнечных лучей. Идеальное место — прикроватная тумбочка или рабочий стол. Поставьте цетрарию туда, где вы чаще всего находитесь, и рядом с вами она будет приносить пользу.
— Вы создаёте деревья, бонсай и даже милых Грутов своими руками. Какие из ваших работ пользуются наибольшим спросом у покупателей?
На самом деле все наши изделия пользуются популярностью. Но больше всего, конечно, деревья. Многие, как оказалось, хотят себе бонсай, за которым не нужен уход. К тому же бонсай всегда удивляет: он то зелёный (в политом состоянии), то белый (в сухом).
Это всегда очень личный процесс. Мы спрашиваем покупателя о том, где будет стоять композиция, какую атмосферу он хочет создать. Для спальни обычно мы рекомендуем более спокойные, плавные формы — они способствуют расслаблению. Для рабочего кабинета подойдут более динамичные композиции или панно. Главное — дерево должно откликаться в душе. Когда человек находит «своё», он практически сразу это чувствует.
— Наверное, вы получаете очень много восторженных отзывов. А какой был самым запоминающимся?
Отзывов у нас и правда очень много, около 10 тысяч. Я стараюсь не пропустить ни одного. Но один из них особенно запомнился: однажды позвонил покупатель и рассказал, что благодаря нашему Груту его девушка согласилась выйти за него замуж. До этого она отшучивалась: «Нам ещё рано». А он подарил ей Грута на трёхлетие отношений и снова сделал предложение, тогда она согласилась. Очень приятно, что наши изделия участвуют в таких важных жизненных событиях. Этот отзыв просто сделал мне день.
— Деревья, косметика, заказы и предпринимательство — совмещать всё вместе очень непросто. Есть ли у вас команда помощников?
Сейчас у нас есть мастера, упаковщик, управляющая и менеджеры. Мы арендуем пространство на территории бывшего Электрозавода — здесь удобно и работать, и проводить съёмки. Я делаю крупные и необычные композиции, фотографирую, веду соцсети, хожу на выставки и договариваюсь о сотрудничестве. Остальное делают муж и команда. Сейчас мы пришли к тому моменту, когда я делаю только то, что люблю. Я очень люблю делать деревья и косметику, особенно мыло.
Нина, фото из личного архива
— Был ли момент, когда вы хотели всё бросить? Как вы справляетесь с творческим выгоранием и что вас поддерживает в таких ситуациях?
Было много моментов. На самом деле сложно делать бизнес, связанный с ручной работой: большое количество процессов, нужно все контролировать и держать на уровне. Каждый день новые сложности и новые вопросы. Когда я устаю, я просто меняю деятельность: то пойду композицию сделаю, то поснимаю что-нибудь, то с подписчиками пообщаюсь. Они меня очень поддерживают и всегда поднимают настроение.
— Какие качества, на ваш взгляд, важны для саморазвития?
Нужна упорность и умение не обращать внимание на критику. Критикуют обычно люди, которые сами ничего подобного создать не могут. Ещё важно никого не слушать и делать так, как хочется. На каждый товар найдётся свой покупатель. И конечно, важно постоянство — только благодаря ему оттачивается мастерство.
— Бывает ли у вас время, свободное от творчества, семьи и других дел? Чем ещё вы занимаетесь?
Наверное, моя работа и есть моё главное хобби. Я получаю огромное удовольствие от создания изделий и возможности воплощать творческие идеи. Мне нравится постоянно экспериментировать, учиться чему-то новому и видеть, как мой бизнес развивается. Но, когда свободное всё же появляется, я стараюсь уделить внимание и себе: люблю посмотреть интересные фильмы, послушать аудиокниги в жанре фэнтези. Это помогает отдохнуть и вдохновиться.
— Если бы вам нужно было описать себя всего одним словом... каким бы оно было?
Пожалуй, это было бы слово «Мастер». Оно подходит мне больше всего.
Нина, фото из личного архива
— 2024 год подходит к концу. Какое событие в этом году вы считаете самым важным?
Самым для меня в этом году стала встреча с Яной Рудковской. Мы начали сотрудничать: я делаю для неё эксклюзивные композиции ручной работы, а она рекламирует мой бренд. Это открыло передо мной новые возможности развития.
— Поделитесь планами на 2025: каким вы видите свой бренд?
В ближайшие годы мы планируем расширять ассортимент и выходить на новый уровень. Сейчас особенно фокусируемся на создании интерьерного декора — стоек, зеркал, светильников. Наша технология даёт большой простор для творчества в этом направлении. Я верю, что мы сможем вывести свой бренд на новые высоты и создавать эксклюзивные и экологичные аксессуары для дома.