Ещё 8 лет назад Юлия и представить не могла, что свяжет свою жизнь с гончарным делом. А сегодня её семейный бизнес — студию Орловых, смело можно назвать одним из самых уютных магазинов керамики на Ярмарке Мастеров.
Сложно ли было организовать бизнес-процессы в кругу семьи? Как продвигать ручную работу на маркетплейсах? И какие изделия больше всего ценятся у покупателей? Этими и другими секретами Юлия поделилась с редакцией.
— Вы помните, как керамика появилась в вашей жизни?
Изначально я была человеком абсолютно далёким от глины: по образованию я экономист, и долгое время работала в найме. Гончарным ремеслом первым в нашей семье увлёкся мой свёкор, Вячеслав Андреевич Орлов. Было это в 2008 году — уже будучи пенсионером, он поехал в гости к другу и увидел у него гончарный круг. В тот день он провёл за ним целые сутки и никак не мог оторваться! Так из лётчика Вячеслав Андреевич превратился в гончара.
Постепенно он вовлёк в новое хобби всю семью: сам он делал посуду и даже изготавливал гончарное оборудование, круги и печи. А моя свекровь, Любовь Александровна Орлова, помогала ему с декорированием, лощением и другими процессами.
Вячеслав Андреевич и Любовь Александровна фото из личного архива Юлии
Я же пришла в керамику чуть позже, в 2016 году. В тот период я ушла из найма в свободное плавание, на поиски своего дела. В один из дней я привела друзей на гончарный мастер-класс свёкра. Тогда-то я и поняла: керамика — это именно то, что мне нужно!
Уже через неделю я сидела за гончарным кругом в новой арендованной мастерской. А ещё через месяц начала проводить мастер-классы и брать заказы.
Юлия и Вячеслав Андреевич, фото из личного архива
— А где вы нашли первые заказы?
Я сразу решила развивать бренд в онлайне: мой муж сделал для студии сайт, а я создала страницу в запрещённой ныне социальной сети и открыла магазин на Ярмарке Мастеров. И каков же был мой восторг, когда пришёл первый заказ! А ведь в магазине было всего 2-3 товара. Так что можно сказать, что всё началось с Ярмарки.
Поначалу заказов было не так много, и я справлялась со всем объёмом самостоятельно. Иногда для помощи с уборкой в мастерской брала в подработку старшую дочь и её школьных друзей. Но постепенно продаж становилось больше, и я всерьёз задумалась о расширении команды. В тот момент и появились первые сложности: оказалось, что найти опытных сотрудников — тот ещё квест.
— В Ставрополе не так много гончаров?
Найти специалистов сложно в любой отрасли, это я знаю не понаслышке: когда я работала в найме, набор кандидатов был одним из видов моей деятельности. Но в керамике — это сложнее вдвойне! На рынке очень мало людей с навыками, и большинство сотрудников нужно обучать практически с нуля.
И это легко объяснить: гончарное ремесло — довольно сложный процесс. Не каждый готов взяться за это дело. А мы в студии ещё и используем некоторые трудоёмкие техники, например лощение — доведение посуды до блеска в кожетвёрдом состоянии. Мало кто из керамистов в принципе лощит изделия, но для нас это важно. И найти специалистов для этой задачи — целое дело!
За всё время в студии было лишь 3 человека с опытом, остальных мы обучали сами. И так получилось, что сейчас подавляющее большинство керамистов нашего города — это те, кто уже учился у меня или у моих учеников.
Были случаи, когда люди приходили на мастер-классы, влюблялись в гончарное ремесло и устраивались к нам на работу. Одна из таких девушек работает со мной до сих пор.
Фото из личного архива Юлии
— А сколько сейчас людей в команде?
Из керамистов на текущий момент кроме меня в студии работает только одна мастерица — Тамара. Вместе мы проводим мастер-классы и делаем посуду на заказ.
Также в команде есть помощник мастера, менеджер по продажам и SMM-специалист, который помогает мне вести социальные сети. А ещё летом к нам на стажировку приходят студенты из Ставропольского художественного училища.
Нас осталось мало, но были периоды, когда в команде было сразу 4 мастера. Особенно хорошо я запомнила время пандемии: на удивление, заказов у нас было ну очень много. Видимо люди, засев дома, стали больше обращать внимание на свой быт, в том числе и посуду. Многие заказывали целые наборы для загородных домов. В общем, мы еле-еле справлялись с этим потоком.
— Расскажите про жизнь студии: как у вас всё организовано? Кто за что отвечает, как происходит процесс создания посуды?
Многие изделия я частично создаю на мастер-классах. Допустим, мне нужно сделать кружку: основу я начинаю делать прямо на занятии и параллельно показываю ученикам процесс. Потом отвожу заготовку домой — там у меня стоит ещё один круг. Вечером включаю аудиокнигу и под неё дорабатываю детали: прикрепляю ручку, декорирую и сушу. Затем опять отвожу в мастерскую для обжига.
Юлия в мастерской, фото из личного архива
На этом этапе подключается помощник мастера: он занимается замывкой и молочит изделие — пропитывает его молоком и вторично обжигает, чтобы сделать глину более гладкой. Работу помощника координирует мастерица Тамара. Она также проводит большинство мастер-классов студии и вместе со мной делает посуду.
Ещё недавно к нам на подработку вернулась бывшая мастерица студии. У неё нет возможности работать фулл-тайм, поэтому она проводит некоторые мастер-классы в будние дни. Всю работу мои сотрудники делают в мастерской, а не дома по ночам. Это мой личный выбор — обеспечить комфортное рабочее пространство.
— А вы, в свою очередь, взяли на себя не только изготовление керамики, но и маркетинг. Сложно ли продвигать керамику ручной работы на маркетплейсах?
Да, это достаточно сложно. Поначалу может казаться: ну что тут такого? Создаёшь карточку товара и всё на этом. Но в этом деле важно знать много нюансов: как создать правильное описание? Как красиво сфотографировать изделие? Будет ли фото достаточно наглядным для покупателя?
Свои первые фотографии я делала часами! Пробовала разные фоны, ракурсы и освещение и, кажется, преуспела в этом деле. Однажды я даже обнаружила фото моих товаров с Ярмарки Мастеров на Авито: какие-то дельцы продавали под их обложкой свои товары 😀
К слову, я тоже пробовала разные маркетплейсы, но быстро поняла, что массовые для нас не подходят. В большинстве из них нужна как минимум серийная посуда и много одинаковых единиц в наличии. А ещё у меня возникло очень много вопросов к надёжности доставки. Поэтому мы всё же остановились на Ярмарке, группе ВКонтакте и странице в запрещённой соцсети.
— Есть ли конкуренция в керамике ручной работы?
В керамике конкуренция не так сильна, как в других видах рукоделия. Дело в том, что с этим ремеслом сопряжено огромное количество рисков. Например, в гончарном производстве нормой считается 25% брака: что-то может треснуть при сушке или разбиться на этапе обжига. Поэтому, чтобы стать керамистом, нужно иметь крепкую психику и действительно любить своё дело. Не каждый на это пойдёт. Даже среди моих сотрудников были ребята, которые долго работали, но всё же не выдержали всех перипетий и сменили род деятельности.
Кроме того, в отличие от многих других видов рукоделия, для гончарного ремесла требуется иметь профессиональное оборудование: печи для обжига и гончарные круги. Оборудование — это очень весомое финансовое вложение, особенно на старте. Не каждый решится потратить столько средств и заняться гончарным делом профессионально.
— А вы думали о том, почему из всего разнообразия творческих занятий вам по душе пришлась именно керамика?
Да, я периодически задумываюсь об этом. После ухода с основного места работы я пробовала найти себя в разных сферах. Например, шила прихватки: накупила себе разных тканей и училась шить в технике пэчворк. Мне всё это интересно, но керамика — это совершенно особенное ремесло. В нём есть что-то архаичное, из нашей исторической памяти. Я даже сама замечаю это, в моменты работы за гончарным кругом — всплывают такие эмоции, которые ни ощутить больше нигде. Они будто были заложены в нас в процессе эволюции и естественного отбора.
Фото из личного архива Юлии
Для меня керамика — это также возможность заземлиться, привести себя в ресурсное состояние. Я получаю безумно много энергии от откликов наших покупатели и участников мастер-классов! И получается такой круговорот: я вкладываю энергию в свои изделия и в ответ напитываюсь ей от благодарных учеников в процессе работы.
Юлия, фото из личного архива
Поэтому я всем рекомендую хотя бы раз попробовать погончарить. Особенно полезно в наши смутные времена.
— Вы затронули тему мастер-классов. А мы слышали, что сейчас в студии можно не только научиться гончарить, но и сходить на необычное парное свидание! Расскажите, как вам пришла эта идея?
Да, действительно, свидания — это одно из основных наших направлений. Очень приятно, что вы это подметили. А придумала я это ещё в первый год работы: тогда, накануне 14 февраля, мне позвонил один молодой человек и сказал, что хотел бы пригласить свою девушку на свидание к нам в студию. Я сразу прониклась этой идеей и пошла искать информацию о таких мероприятиях в интернете. На тот момент свидания в мастерских в целом были редкостью, а у нас в Ставрополе вообще их не было.
Постепенно этот формат приобрёл всеобщую любовь. Банальные свидания уже всем наскучили, а такой вариант позволяет креативно и с пользой провести время вместе. Я и сама большой фанат парных свиданий: мы с мужем, например, ходили на мастер-класс по живописи. И дома тоже рисовали общую картину, и гончарили вместе.
Парное свидание в студии Орловых фото из личного архива Юлии
— А расскажите о студии Орловых как о бренде: на ваш взгляд, в чём ваша уникальность?
Наша сила в том, что мы — семейная мастерская. Мы все работаем над общим делом: мне помогает дочь и свекровь, мой муж ведёт сайт. К большому сожалению, мой свёкор, Вячеслав Андреевич, умер в период пандемии. Но мы продолжаем творить, и от нашей энергии заряжаются другие. Сейчас в студии работают не только члены семьи, но и мастера-профессионалы, обученные нами же.
Ну и, конечно, наша главная изюминка — это изделия. Мы не стремимся запускать что-то массовое, а делаем каждую вещь вручную. Вся команда понимает, что самое главное — это быть настоящими! Наша посуда — настоящая, наши эмоции и ответственность — это тоже всё очень искренне. Да, порой у нас бывают какие-то промахи, но мы умеем признавать свои ошибки. Например, если покупателю пришло изделие с браком, мы всё бесплатно переделываем и отправляем вновь. Я очень внимательно отношусь к тому, чтобы у каждого клиента был положительный опыт взаимодействия со студией. И люди высоко ценят это!
— Интересно, а какие из ваших изделий больше всего нравятся покупателям? Те самые гончарные турки?
Турки — это действительно самый топовый товар. Я и сама люблю варить кофе именно в турке, и дома у меня хранится несколько штук для личного использования. Но они популярны ещё и из-за того, что в целом мало кто из керамистов берётся за их производство. Спрос на турки не так уж высок, и наша студия почти полностью его закрывает. Даже если вы загуглите «глиняные турки», то точно увидите наши товары в поисковой выдаче. И я ими прямо горжусь: они получились очень красивые! Это моя большая любовь.
— Поделитесь вашими планами: что еще интересного ждать от студии Орловых?
В будущем я планирую открыть сеть центров по арт-терапии с уклоном в гончарное искусство. Не просто развлекательных центров, а именно психотерапевтических, в которых люди смогут получить поддержку и даже помощь специалиста по ментальному здоровью. Ещё я думаю, что у меня будет кофейня с посудой, которая произведена в моей мастерской. Мне такая кофейня точно нужна 😀 И я уверена, что раз эта идея нравится мне, то понравится и другим людям.
— А что бы вы могли посоветовать начинающим мастерам и предпринимателям в творческой сфере?
И себе в прошлом, и всем мастерам, я бы советовала никогда не изменять себе. Это очень сложно, особенно когда ты только начинаешь продвигать себя. На этом этапе покупатели прекрасно понимают, что ты новичок. И абсолютно адекватно это принимают.
Не стоит пытаться ничего никому доказать, а нужно просто действовать и двигаться в своем направлении. Не бойтесь пробовать и стремитесь получить новый опыт! По этому поводу я даже хочу вспомнить цитату Томаса Эдисона, очень её люблю. Однажды у него спросили: «Вам потребовалось сделать 1000 неудачных попыток, чтобы в итоге лампочка загорелась. Как вы это пережили?». И он ответил: «Вы что, не понимаете? У меня было 1000 удачных попыток, как невозможно сделать лампочку. И теперь я знаю 1000 способов, как сделать лампочку нельзя».
Любой опыт — это очень ценно. Важно всегда быть в моменте и понимать, что в целом результат вторичен по отношению к процессу. И процесс — это и есть творчество!