Прежде, чем продолжить наши прогулки по "Заячьей тропе", сделаем лирическое, а точнее художественное, отступление. А не замахнуться ли нам, друзья мои, - нет, не на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира, а "рюмочку чая" с Борисом Кустодиевым.
Творчество Бориса Михайловича Кустодиева, знаменитого русского живописца, автора признанных шедевров «Масленичное гулянье». «Купчиха за чаем», «Ярмарка» и многих других, тесно связано с Костромским краем.
Борис Кустодиев. Автопортрет у окна. 1899
Долгие годы он жил в небольшом селе Семеновское-Лапотное (ныне п. Островское Костромской области). На протяжении всего времени своего пребывания на Костромской земле Кустодиев находился под большим впечатлением от красивейших волжских видов провинциального купеческого города. На многих его работах можно узнать Пожарную каланчу, Торговые ряды, купеческие особняки, городские ландшафты и виды на Волгу - все то, что до сих пор является украшением и гордостью Костромы.
Борис Кустодиев. Площадь в Крутогорске.1915
Борис Кустодиев. Провинция (Кострома). 1906
Кустодиев посвятил немало картин купеческому быту - он был настоящим певцом купечества. Тема чаепития также была одной из самых любимых в творчестве Кустодиева. Она встречается во многих его работах.
Борис Кустодиев. Чаепитие. 1913
Впервые Кустодиев показал свою "Купчиху за чаем" публике весной 1919 года. Тогда в Зимнем дворце, спешно переименованном во Дворец искусств прошла Первая Государственная выставка картин русских современных художников. В их числе был и Борис Михайлович, который представил 11 своих работ, самой значительной из которых, программной, так сказать, была именно "Купчиха".
Сюжет
На балконе, с которого открывается вид на провинциальный ампир, за чаепитием восседает купчиха. Телом белая, лицом пригожая. Сытая жизнь. Кот рядом раздобревший. Стол ломится, а арбуз соперничает крутостью боков с самоваром. Женщина пьёт чай в дорогом парчовом платье с глубоким декольте. Её сахарные плечи - ещё одна сладость на этом празднике жизни. За её спиной виден другой балкон, где точно так же купеческая семья распивает чай.
Кустодиев выписал идеальный образ «третьего сословия». Купчиха - натуральная красавица, образ которой сложился в фольклоре, а в 19-м веке нашёл отражение в героинях Островского и Лескова. Движения её плавны и неторопливы - в таком же ритме живёт и провинциальный город.
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918
Осенью (15 октября) 1922 в Берлине состоялась грандиозная Первая выставка русского искусства, в которой приняли участие около 180 художников, представившие почти 1000 произведений. На выставку отправили две картины Кустодиева, "Купчиху за чаем" и "Красавицу", причем обе по идеологическим соображениям переименовали. В каталоге, и, затем в рецензиях, "Купчиха" значилась как "Женщина за самоваром", а "Красавица" как "Невеста".
Когда картины ещё развешивались, художник и искусствовед Георгий Лукомский восторженно написал в эмигрантской газете «Накануне»:
«Кустодиев - „богатейшие“ сюжеты: „Купчиха“ за чаепитием у самовара - русский Тициан! Живопись его стала строже, продуманнее. Кустодиев - огромный художник... может быть поставлен вровень с Венециановым..."
А после открытия выставки он же сделал, как считается, самое лучшее литературно-художественное, почти поэтическое описание этой кустодиевской картины:
«...Балкон с деревянными тоненькими, бутылкообразными балясинами. Внизу двор, кучер коня вывел. Ворота синие с позолотой; калитки по сторонам ворот. Налево балкон, и купец или подрядчик бородач, в красной рубахе и жилетке пьёт с женой чай. Вдали налево, как бы на холме, шатёр церкви в «Нарышкинском Барокко», направо - город, гостинный двор, «ряды», колокольня церковная, столь типичная для «уезда» - провинциальный «ампир» 1830-х годов. Справа и слева обрамление из листьев, дубовые листья и кусты. На таком фоне сидит у стола и услаждает свою душу и тело чайком красивая, полная дама - купеческая. Платье лилового шёлка с кружевами, повязка на голове, в руке блюдце, и ластится кот к круглому плечу хозяйки. И жмурит он глаза и прижимается мордочкой и к шёлку и к телу. А прижаться-то есть к чему! Тело - атласистое, плечи круглые, формы пышные, руки полные, пальчики нежные. И глаза серые, чуть вкось смотрят. Брови лукавые дугой вытянутые. Губы-то какие-то витьеватые и пышные. На столе порасставлены яства. Здесь и крендельки, и ватрушки, и бисквитная булка, и варенье, - а на самом видном месте - арбуз. Самовар, чайник на нем расписной, с розанами, «поповский». Живопись (арбуза) рисунок (губ) - силы, достойной Франца Гальса. Небо в облачках порозовевших передано с изумительным совершенством. Осень в небе, в городке, как игрушечной модели Троице-Сергиевой Лавры, в «рядах» гостиного двора и каланче пожарной, в общем тоне. Это первые дни августа. Спала жара, а расцвет ещё полный. Пейзаж - российский. Быт, - русского Брегэля - неприкрашенный..."
Последний раз при жизни Кустодиева "Купчиха за чаем" выставлялась в 1924 году на XIV Международной выставке искусств в Венеции. После смерти художника она была через посредничество Отдела изобразительных искусств Наркомпроса передана в Русский музей.
В 1923 году Кустодиев ещё раз вернулся к теме купеческого чаепития и написал ещё одну картину на этот сюжет
Борис Кустодиев. Купчиха, пьющая чай. 1923
Борис Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие. 1926.
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1920
Борис Кустодиев. Купчиха на балконе. 1920
Ну, догадались кого мы идем искать?! Правильно, зайчиху-купчиху.
В былые времена за самыми лучшими сладостями костромичи шли в Торговые ряды.
Прогулка по Торговым рядам
Пока идешь и знакомых встретишь, и наговоришься, и нагуляешься. Как до Пряничных рядов дойдешь, тут мёд и варенья, и пастила с печеньем, и пряники печатные с разными начинками. Для неспешного, богатого купеческого чаепития в самый раз такие сласти подойдут!
Купеческое чаепитие отличалось обилием и разнообразием закусок. В определенном порядке подавали корзиночки с печеньем, бисквитами и сухарями, варенье, мед, масло, сливки. Особенной любовью пользовался чай с вареньем. На крупных приемах его могло быть аж до 60 видов. А в семьях зажиточных к чаю полагался арбуз и корзина с фруктами, как вы можете увидеть на картине Кустодиева «Купчиха за чаем». Вот и купеческая дочь Алеся Тимофеевна, спешит прикупить калачей, да сладких, душистых пряников к чаепитию.
А те, кто думают, что зайцы только капусту и морковку любят, не знают ничего о зайцах, в сладком они очень даже толк знают. Ушастая дама разложила много разной вкуснятины для купеческого чаепития.
А с чем вы любите пить чай?
*
Другие прогулки по "Заячьей тропе"
***
Информация по зайцам взята в группе "Мазайские зайцы" ВК
Репродукции картин Бориса Кустодиева взяты из открытых источников.