Занимаясь созданием ботанических свечей и арма-декора с 2018 года, я видела истории успеха и поражений.
Я знаю мастеров, которые через несколько лет существенно выросли: взяли в аренду большие помещения, наняли сотрудников, повысили чек своего продукта, стали работать с оптовыми покупателям, расширили продуктовую линейку, открыли showroom и поставили свою продукцию на полки известных магазинов декора для дома.
Истории успеха всегда уникальные.
А вот истории с печальным концом очень похожи. Как правило, начинающий мастер вдохновляется чьими-то свечами, красивым оформлением аккаунта, смыслами и идеями. Новичок повторяет и живет идеей о том, что его свечи тоже будут продаваться ведь «они такие красивые, в них нельзя не влюбиться». Тем более, перед глазами есть пример состоявшегося мастера. Потом начинается копирование работ, а, в худшем случае, текстов, смыслов и фотографий.
Другой новичок начинает создавать свои свечи, но теряет запал, так как не может набрать клиентов.
Полгода. Интерес и вдохновение пропадают. В соц.сетях много заброшенных страничек.
Что же происходит? Почему у одних свечное дело успешно развивается, а у других ничего не получается? Хотя нет, давайте переформулируем вопрос!
Что нужно, чтобы стать успешным мастером и предпринимателем на свечном рынке?
1. После того как вы вдохновились, запаслись, как хомяк, всевозможными материалами, насмотрелись и начитались бесплатного контента о том, как сделать свечу, вам нужно протестировать идею и проверить себя на прочность.
Поставьте себе цель – в течение месяца каждый день делать 1-2 свечи. При любых обстоятельствах. Все отговорки, что «сегодня нет времени» или «я устала» не принимаются. Помимо этого нужно завести страничку в какой-то соц.сети, три раза в неделю выкладывать пост с фотографиями своих свечей и каждый день делать простой контент в виде сториз. Это самый простой путь, чтобы понять, готовы ли к развитию себя как мастера, который занимается творчеством не как хобби, а имеет цель построить свой маленький, а потом большой бизнес.
2. Ваша уникальность – это второй ключ к успеху. Копируя чужие работы и транслируя чужие мысли вы всегда будете номером два. Пользуясь чужими успехами, вы не генерируете собственную энергию. Это выматывает. Не держитесь за красивые идеи других мастеров. Попробовали скопировать несколько свечей, дальше придумывайте свои. Даже самые простые свечи можно сделать и преподнести по-разному.
Оставьте поле для творчества чистым. Не ставьте себя в рамки, что должно получиться хорошо с первого раза. Расслабьтесь и начните делать. Пусть руки сами тянутся к нужным красителям или другим материалам.
3. Учитесь считать. Многие мастера ставят цены на свечи, опираясь на рынок. Этот путь может привести вас в никуда и сформировать мнение, что на свечах нельзя заработать.
У каждого мастера своя база. Продвинутый мастер закладывает в себестоимость не только стоимость материалов и их доставку, которые, кстати, будут стоить дешевле из-за объема. Но ещё и аренду помещения, коммунальные и хозяйственные расходы, деньги на развитие, оплату труда помощнику. Некоторые вообще считают сколько стоит час их работы и пляшут от этого.
У мастера, который работает из дома, нет затрат на помещение. Возможно, он сам производит материалы (воск, сухоцветы и т.п.), которые потом использует в свечах. Это совсем другая модель.
Некоторые мастера ставят низкие цены, потому что у них нет цели заработать. Допустим, у человека есть основная работа, а свечи — это хобби. Ему важно окупить стоимость материалов, получить удовольствие и минимальную прибыль.
Если вы хотите сделать это занятие своей основной профессией, тогда задайте себе вопрос: «Сколько я должна получать в месяц, чтобы обеспечить свою жизнь». Потом прикиньте сколько вы должны продавать свечей в день и по какой цене. Уверена, что цифры получатся большие.
Вы скажете, что свеча не может столько стоить. И делать такое количество тоже вы не сможете. Но эта информация нужна вам для ориентира и понимания.
Когда вы разобрались с ценовой стратегией и поняли, что готовы выходить на рынок, самое время заявить о себе. Одних соцсетей недостаточно — ваши свечи должны быть там, где их ищут осознанные покупатели.
Если будете конкурировать ценой и продавать дёшево, то, скорей всего, ваше дело не выживет.
Придётся много работать и мало получать. Если вы делаете ручную работу, то тратите свою энергию и время. Это не может стоить дёшево. Иначе ваша работа превратится в каторгу, рук и опыта будет не хватать. Из-за неопытности будет много неприятных ситуаций, рекламаций. Также, работая в низкой ценовой категории, вы получаете неосознанных клиентов. Которые будут тратить много вашего времени: задавать вопросы; торговаться – потому что они хотят ещё дешевле; критиковать; просить вас поделиться бесплатно информацией и откладывать товар, а потом его не выкупать и т.п.
Когда только-только начинаете, слишком высокие цены ставить можно, если вы уверены в качестве своего продукта, знаете свою целевую аудиторию и можете выйти на неё. Этот путь потребует финансовых вложений в развитие аккаунта, создание и ведение контента, продвижение и т.д. Как правило, таким путем идут люди, которые уже выстраивали свой бизнес.
Но если вы не обладаете большими ресурсами, нужно планомерно развиваться. Выбрать оптимальную для себя стоимость свечей, предварительно всё просчитав.
Осознать свою стратегию. Хотите продавать очень много и развивать производство. Или парить в волшебных мирах, возводя своё свечное дело в разряд искусства. Важно узнать себя и собственные желания. Исходя из этого выстраивать ценообразование, процессы работы, планировать и идти к своим целям.
4. Учитесь! Чтобы развивать собственное дело, нужно освоить ряд базовых инструментов.
Научиться красиво фотографировать. Необязательно делать это на хороший объектив и выставлять сложные предметные композиции. Достаточно ровно стоящей свечи на нейтральном фоне с хорошим освещением.
Научитесь общаться с аудиторией и рассказывать о своем творчестве. Начните записывать коротенькие видео для сториз. Это не сложно. Преодолеть страх камеры поможет только ежедневная практика. Записывайте себя на телефон, выбирайте из 50 не очень хороших видео одно лучшее. :) Не стремитесь к идеалу, его на первых порах всё равно не достичь. :) Регулярность – наше всё.
Это базовые навыки и ваши каждодневные обязанности перед самой собой. Дальше нужно улучшать качество собственного контента, понять кто является вашей целевой аудиторией, научиться рекламировать свой продукт и находить площадки, где ваши свечи может увидеть большое количество людей. Чем больше вы создаете активностей вокруг своего продукта, тем быстрее растёте. Участвуйте в маркетах, взаимодействуйте с мастерами с похожей на вашу аудиторией, проводите розыгрыши, просите, чтобы люди делились вашим творчеством, собирайте отзывы, размещайте свои свечи на разных площадках для творчества. И всё обязательно получится!