Жил-был пастух, и был у него сын. И когда он родился, феи-вещуньи предсказали: «Ты полюбишь мертвую принцессу!» Его мама, как услышала, стала плакать. И тогда другая фея, их было вообще три, сжалилась над ее горем и сказала: «И принцесса тебя тоже полюбит!"
Друзья, приглашаю вас на Бисерные_Чтения!
Это новая рубрика моего блога, в которой мы "читаем" моё украшение, выполненное по какой-либо книге.
Сегодня это роман "Девица Кристина" Мирчи Элиаде - и колье с одноименным названием, которое вы и видите на фотографиях.
Фотографии украшений я подобрала таким образом, чтобы каждый кадр подходил (сочетался) с приведенным текстом из романа - так сказать, чтобы проникнуться в атмосферой. Скажу по секрету, что я и фотографии делала с этим же расчетом, заранее представляя сцены из книги и придумывая для них "визуализацию".
А познакомилась я с этой книгой год назад, отбирая в "вампирской" прозе зёрна от плёвел. С тех пор "Девица Кристина" для меня - самое взрослое произведение "о вампире" из всех, что мне довелось читать. Элиаде не растекается в извинениях и не просит у публики снисхождения, не объясняет ничего на пальцах, справедливо полагая, что его читатель - человек мыслящий. Автор полностью в сфере своей компетенции: он понимает то, о чем пишет, ему нет нужды задаваться на страницах романа риторическими вопросами или недоумевать о природе явления. В этом - огромный отрыв романа от прочих подобных.
Да и вообще, назвать "Девицу Кристину" книгой о вампире - не совсем правильно. Это луковица, которую следует раскрывать слой за слоем, и "вампир" - первый и самый легкий из них. Об остальных - узнаете сами.
И да, цитата, приведенная в начале поста - это спойлер.
1.
...Странно пахло в этой комнате: не смертью и не погребальными обрядами, а как бы остановленной юностью, остановленной и хранимой здесь, в четырех стенах. Чьи-то давние-давние молодые лета. Словно бы и солнце не бывало в этой комнате, и время не искрошило ничего. Ничего здесь не изменилось, не обновилось с тех пор, как умерла девица Кристина. Этот запах - запах ее юности, чудом сохранившееся веяние ее духов, тепло ее кожи...
В романе лично меня сразу привлекло то, что явление Кристины происходит в первой же главе. Автор отринул долгие вступления и сразу ввел читателя в действо, да еще какое! Я называю это "с места - в карьер". Бывает, возьмешься за роман, а тебе сначала долго-долго объясняют издалека, почву готовят, и когда наконец доходит до действия, ты либо уже утомляешься, либо наперед знаешь, чем все закончится. В "Девице Кристине" вам не дадут оглядеться, а сразу окунут в холодную воду, из которой не выйдете до самого финала.
Кстати, при постановке композиции на фото имела в виду приведенное описание комнаты Кристины, которое постаралась передать посредством имеющегося у меня реквизита.
2.
... - То-то у меня все душа была не на месте, словно что-то давит.. А если подумать, что даже тела ее не нашли, похоронить.
- Сбросили, очевидно, в какой-нибудь пересохший колодец. Или сожгли.
- В любом случае, девица Кристина исчезла странным образом. Люди говорят, что она стала вампиром...
В оригинале (не переводе) Кристина не "стала вампиром", а "ее забрал стригой". В чем разница? Об этом я напишу отдельным постом, а также "расшифрую" и другие моменты в романе, которых рассеяно много, ведь Мирча Элиаде каждое слово и действие расставлял не просто так.
Кстати, в этом месте, где господин Назарие пересказывает Егору жизнь и смерть Кристины и доходит до "вампира", я ожидала, что начнется типичное поведение в подобных произведениях, а именно: высмеивание, отрицание, храбрая бравада героя, который не верит в глупые сказки. Но нет, хвала богам, автор не уронил персонажей до такой пошлости!
3.
Она неторопливо стянула с одной руки перчатку и бросила ее через Егорову голову на ночной столик, вызвав буйство фиалкового аромата. "Что за манера так душиться..." И вдруг теплая рука погладила его по щеке. Кровь застыла у него в жилах, таким жутким было прикосновение этой руки, теплой, но неестественно, не по-человечески.... Она роняла слова тихо, редко, с бесконечной печалью. Но сквозь печаль в ее глазах проскальзывал голодный, ненасытный блеск.
Аромат фиалки, как сопутствующий приходу Кристины, не случаен, и все объяснения будут даны в конце этих чтений. Хотя, быть может, кто-то уже знает эту символику?
В украшениях я выразила этот удушливый фиалковый аромат посредством материалов: фиолетовый цвет, сиреневые цветы из порцелана (хотя они и розы), а также внизу винтажный (Англия) элемент с цветком под черной вуалью.
4.
...Тогда и г-н Назарие заметил, что фигура возле кустов слегка колышется, и ее руки вздымаются, как будто зовут кого-то, им невидимого, издалека... Он оцепенел, дух перехватило. Фигура была не человеческая,. Скорее она напоминала его давешние видения - бесплотность, неестественное колыхание пустых одежд... В эту минуту фигура, которая на время скрылась, вышла прямо на них. Это был старик изможденного вида, со впалыми щеками, одетый, как одевались в старые времена дворовые люди. Он проколыхался мимо, точно не замечая их...
Сейчас начинаются последние главы - самые напряженные, оголяющие подноготную персонажей. Трусливый и малодушный доктор, он сбежал бы сразу, но даже этого не сможет самостоятельно. Уравновешенный Назарие - он боится, очень боится, но его жизненный опыт дает ему стойкости и, наверное, толику фатализма. Егор - ему выпало больше всех, но он оказался с крепким внутренним стержнем и сумел довести дело до конца (а ведь скольких Кристина сгубила до него!) Да, ему хватило душевной стойкости, но не хватило зрелой мужской силы, и его поведение - это все-таки поведение молодого человека.
Это не роман о вампире. Это роман о людях. Хорошая литература - всегда о психологии.
Комплект украшений фотографировала в очень интересной "декорации" - пожухлой виноградной лозе. Сегодня как раз выложила в сториз видео о фото-прогулке, в котором рассказываю, где и как ищу локации для фото на улице.
5.
...Влажность и духота усилились. Низко, давяще нависли над головами древние своды... Симина лежала, распластавшись на мягкой земле, изрытой вокруг ее пальцами. Она, казалось, не слышала мужских шагов и не переменила застывшую позу плакальщицы.... Подняла голову, взглянула безучастно, не узнавая, и снова припала к земле, царапая, разрывая ее ногтями, напряженно прижимая к ней ухо. Руки у нее были изранены до крови...
Самый решающий момент в романе: получится у Егора или нет, сможет или нет? И чем все закончится?
Что мне еще нравится в романе: Егору никто не мешает, не лезет ему под руку в самый неподходящий момент, не советует того, в чем не уверен, не пререкается с ним и не приходит "случайно спасти" его. Он всегда "бьется" с Кристиной один на один (постоянно в книге приводятся слова о "сиротстве", о том, что никто не пробьется к нему из внешнего мира). И в последнюю битву он тоже один.
6.
...Откуда эти глухие, непонятные шумы, как будто что-то осыпается. Как будто кряхтит фундамент дома, как будто трещат, раскалываясь, огромные крылья. Сонный, смутный звон заполонил собой пространство...
Коридор впереди вдруг заклубился, и из голубоватых клубов дыма вырвался огромный огненный столб. "Значит, правда", - напомнил себе Егор...
Он почувствовал себя похороненным заживо - там, где никто его не найдет, где неоткуда ждать спасения...
Иии...это была цитата из последней главы романа "Девица Кристина", и я оставлю вам самим узнать, чем все закончилось!
Я писала в начале чтений, что в романе - 3 уровня: профанский, этнографический и эзотерический. Мирча Элиаде - философ, религиовед, этнограф, исследователь ритуалов магии и оккультизма, известен более не литературными произведениями, а своими научными трудами. Я перечитываю роман в пятый раз, и все равно чувствую, что от меня ускользает главное. Я вижу, что, описывая состояния Егора, автор пересказывает трансцендентальный опыт (возможно, личный), но мне не хватает ни практики осознать его, ни даже простой осведомленности, чтобы понять это точно.
Для кого-то роман покажется легким: подумаешь, очередная книга о вампире.
Для кого-то роман покажется тяжелым: современность кормит нас односложными книгами, написанными языком блогов, где все разложено и разжевано.
Впрочем, есть у Элиаде произведение и посложнее - вообще мозги сломаются. Я его перестала понимать, даже не добравшись до середины.
.
А еще Элиаде познакомил меня с Юлей Горноскуль - переводчиком и знатоком румынской этнографии и фольклора, писателем и автором книг "Карпатский сонник" и "Три веретена из Трансильвании". Юля даст нам "ключи" к пониманию "Девицы Кристины" по завершении чтений, и ее тексты я выложу завтра отдельным постом.
Вы верите, что два таких взрослых и умных человека не посоветуют вам читать ерунду?
Тогда - ищите книгу в гугле и присоединяйтесь!
"...Смертельна страсть во тьме ночей
Для струн души певучих,
Мне больно от твоих очей,
Огромных, тяжких, жгучих..."
Ну, а я завершаю на этой ноте чтение "Девицы Кристины".
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Напишите ваши впечатления.
.
И про украшения. Предсказуем вопрос, что за комплект представлен и можно ли его приобрести, а кто-то, наверное, даже вышел в магазин в поисках его. Друзья,
Но ведь не только этот роман меня вдохновляет! Сейчас я работаю над серией украшений "Эдгаровские девушки", на которую меня вдохновило творчество Эдгара По. Я много об этом пишу по ходу работы. Сейчас в серии готовы 6 колье и 1 в процессе работы, из них в наличии имеются только 2 - смотрите на витрине
Украшения единичные, ни одно не будет повторяться. Приобрести можно и в рассрочку, читайте об этом в
Ирина М.