Итак повойник или кокошник является частью придворного туалета со времен Николая I.
Об этом можно узнать в первой части статьи. Ссылочка на нее
Некоторые изменения со временен в образе придворного светского кокошников можно проследить по картинам придворной жизни или дошедших до нас открыткам и фотографиям.
Так, например, во времена Николая I в моде были широкие по всей длине кокошники, похожие чем-то на нимбы.
На картине «Гербовый зал Зимнего дворца» А. Ладюрнера мы видим достаточно высокие кокошники с вертикальной посадкой.
Семейный портрет Орловых, худ. Козрое Дузи, 1846 г.
Как и первые придворные сарафаны, так и кокошники на самом деле ничего общего не имели с традиционным русским костюмом. Лишь отдаленное сходство.
Особо стоит отметить вариации кокошников императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I) — от просто широких до откровенно огромных.
Супруга Александра II Мария Александровна эту буйную фантазию уже более менее усмиряет, и кокошники становятся уже чуть меньше.
А вот несколько работ придворного художника того времени — М.Зичи.
Фрагмент картины, посвященной коронации Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года.
А на этой картине видно, что кокошники становятся уже и посадка меняется на что-то среднее между вертикальной, что мы видели раньше, и горизонтальной, как у традиционных диадем.
Поздравление Александра II от дипломатического корпуса 1 января 1863 года.
Декор кокошников не регламентировался, поэтому эта единственная часть гардероба, которую украшали дамы соразмерно своему бюджету и фантазии, как только могли. На более ранних изделиях часто это была вышивка с драгоценными камнями. Преобладали цветочные узоры.
Великая княгиня Александра Петровна, худ. Т.А. Нефф
Постепенно кокошники становились более узкими.
Фрейлины, не всегда имевшие достаточного состояния, а иногда и такое бывало (например, в чин фрейлин брали отличившихся выпускниц-смолянок), не могли себе позволить богато украшенных кокошников. И поэтому они выглядели достаточно скромно: просто бархатная основа на фоне вышитого золотом придворного платья (которое шилось для свитных фрейлин между прочим из средств казны).
Но иногда и самые состоятельные дамы могли надеть кокошник без декора, например, Зинаида Юсупова, семья которой обладала не меньшей коллекцией украшений с мировой известностью, чем императорская кладовая.
По фотографиям фрейлин в этих простых скромных кокошниках можно заметить, что форма (острая, круглая, овальная), посадка (горизонтальная, вертикальная), ширина ленты в банте и драпировка воздушной вуали, сзади прикрепленной к кокошнику могли быть разными — кому как нравилось.
У кого находились средства, те проявляли фантазию в декоре соразмерно своему кошельку. Как оказывается придворные дамы были достаточно прагматичными особами и очень часто для этого использовали готовые уже имеющиеся в наличии у них украшения, которые в случае необходимости можно было отсоединить от кокошника и использовать по их прямому назначению. Ведь не каждый же день приходилось участвовать в торжественных церемониях при дворе. Надо же и в «серые, скромные будни» что-то носить. Так, например, нитку жемчуга, пришивали к краю кокошника.
Или прикрепляли жемчуг, свободно спадающий на декольте или лоб.
Или даже так.
Великая княгиня Мария Павловна любила кокошник декорировать своим знаменитым и очень дорогим жемчужным ожерельем с подвесками.
Для декора кокошников использовали также броши.
А представительницы царской семьи и очень состоятельные дамы могли в качестве декора для кокошника использовать даже диадемы:
В.к. Мария Павловна младшая и ее сапфировая диадема.
Императрица Мария Федоровна и сапфировая парюра «Волна»
В.к. Ольга Константиновна и изумрудная диадема (до нас дошла в немного измененном виде).
В.к. Виктория Федоровна и меандровая тиара (на ее невестке Елене справа)
Очень популярны в то время были тиары-франж (о них в моем блоге есть отдельная
Обе последние императрицы очень любили блистать в таких тиарах, у каждой была своя.
У многих членов семьи были подобные тиары-полумесяцы, но особенно много фотографий тиар в сочетании с кокошниками есть с в.к. Марией Павловной, в.к. Александрой Георгиевной, в.к. Ольгой Александровной, в.к. Марией Александровной. Кто-то из них, выйдя замуж за иностранных представителей правящих династий, оставался приверженцем русскому стилю и на чужбине.
Кроме того, дозволялось на торжественные события одевать сами диадемы и тиары вместо кокошников. Но об этом отдельно.
И еще несколько парадных портретов прекрасных представительниц высшего света царской России.