Друзья, этим обзором я открываю цикл небольших статей о придворной жизни царской России. И начнем мы его с женского парадного платья.
Поворот в придворной моде от европейского платья, так любимого Петром I, обратно к русскому произошел во время царствования Екатерины II. Возможно это связано с тем, чтобы утвердиться немке по происхождению на русском престоле. Сохранилось несколько ее портретов в стилизованных нарядах, напоминающих русское платье.
Худ. В.Эриксен
Худ. неизвестен
Более менее значимые дворцовые события (большие балы, собрания и приемы) принято было проводить в русском платье. Такой дресс-код начал появляться именно в царствование Екатерины Великой, а при каждом последующем правителе закреплялся еще сильнее и строже.
Уже во время коронации Павла I было предписано в «Объявлении экспедиции церемониальных дел» следовать некоторым требованиям в одежде. Так дамам предписывалось быть одетыми в кринолины черного бархата с таким же шлейфом и юбкой.
Война 1812 года также повлияла на светскую моду тем, что дамы в знак протеста не желали более говорить по-французски и одеваться в платья французского покроя. Хотя до этого дамскую моду Франция уже более полутора столетия диктовала всей Европе.
Например, на портрете ниже это уже и не французское платье в стиле ампир как у героини Льва Николаевича Толстого Наташи Ростовой, но и русским народным сарафаном его все-таки не назовешь. Есть элементы от первого (линия талии под грудью) и от второго.
Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой (Роберт Лефевр, 1817 г.)
Вот еще несколько изображений, передающих дух той эпохи.
Скотти Михаил, «Портрет графа Кутайсова с детьми»
Основную роль в появлении на свет так называемого русского придворного платья сыграл Николай I, которого отличала страсть к всяческого рода порядку.
И вскоре были подписаны императором два документа: «Положение о гражданских мундирах» (для мужчин) и «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору» (соответственно, для женщин).
Это фрагменты из документа «Положения о гражданских мундирах».
Нам же более интересен второй документ, который был снабжен описанием дамских туалетов для светских мероприятий.
В том же 1834 году вышел альбом с однотипными рисунками придворных фасонов.
Наряд состоял из бархатного верхнего платья со шлейфом (треном), откидными рукавами а-ля боярскими, с разрезом, открывающим юбку из белого материала (обычно атласа), с золотым или серебренным шитьем. Все дамы без мужей должны были иметь повойник или кокошник произвольного цвета с белым вуалем, а девицам — повязку также произвольного цвета и так же с вуалем.
Наряд дополняли высокие, выше локтя белые перчатки, шелковые или лайковые.
На многих парадных портретах или фотографиях можно заметить то, что правая перчатка снята и вложена в кисть руки. Этому есть свое объяснение — церемониальный этикет. Так делали, приближаясь к высокопоставленному лицу, алтарю, или Богу. С одной стороны, это означает разоружение (рыцарские времена с их доспехами дают о себе знать), а с другой стороны — это открытость и искренность замыслов. А все вместе это значит признание власти царя и демонстрацию миролюбивых намерений.
Все весьма строго было определено вплоть до мелочей. Даже узор вышивки на парадных платьях был прописан. Это колосья и виноградная лоза, которые совместно друг с другом в религиозном искусстве символизируют причастие.
Издавна на Руси золотым шитьём богато украшались царские, княжеские и церковные наряды. Сначала только из золота, а затем и из серебра изготовляли очень тонкую проволоку, которой затем по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или же использовали в вышивке непосредственно саму проволоку. Такое шитье выполняли на дорогих тканях (тафта, атлас, парча, бархат). Поэтому и материал, и готовые изделия получались очень дорогими. Не каждый мог себе такое позволить.
По этой же причине вышивка золотом или серебром выполнялась всегда только с лицевой стороны, чтобы сэкономить материалы.
Придворное платье просуществовало в своем первозданном виде вплоть до революции 1917 года. Изменялись лишь незначительные детали такие, как, например, положение талии (чуть выше или ниже).
Согласно занимаемому статусу (Табелю о рангах) было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета.
Самый низший, но самый и многочисленный дамский чин — это фрейлины.
Фрейлины императрицы должны были появляться в красном платье с золотым шитьём (фрагмент альбома представлен ниже). Кроме того, фрейлинам полагалось носить на левой стороне фрейлинский бриллиантовый шифр на голубой андреевской ленте. О нем отдельная статья.
Портрет М.П. Кикиной (Волконской) в парадном форменном платье фрейлины худ. П.Соколов
Музейный экспонат, дошедший до наших дней
В1826 году тот же Николай I, так любивший во всем порядок, установил комплект фрейлин в 36 человек. Ими обязательно должны были быть незамужние девушки (на выданье). После же удачного замужества, чему способствовало нахождение при дворе в этом статусе, фрейлину отчисляли. Список так сказать «действительных» фрейлин ежегодно публиковался в адрес-календаре Российской Империи.
Эти так называемые свитные фрейлины состояли не только при императрицах, но и при великих княгинях и великих княжнах.
Фрейлинам великих княгинь полагалось платье красного бархата, но с серебряным шитьем в отличии от фрейлин императрицы.
Фрейлина великой княгини Екатерины Михайловны (внучки Павла I) Бельгард Варвара Валериановна
Фрейлина великой княгини Елизаветы Федоровны (сестры императрицы Александры Федоровны) Козлянинова Екатерина Николаевна на двух фотографиях ниже.
Фрейлины великих княжон должны были появляться при дворе уже не в красном, а в светло-синем наряде с золотым шитьём.
Здесь на фрагменте картины «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» художника Ж.Беккера мы видим самую крайнюю левую даму в светло-синем форменном платье.
А вот и картина целиком
Следующая категория — наставницы великих княжон должны были носить как и их воспитанницы, синий цвет с золотым шитьем, но более темного оттенка.
Наставница при великой княжне Ольге Николаевне Анна Алексеевна Окулова (худ. П.Орлов).
Статс-дамам и камер-фрейлинам полагался зелёный бархат с золотой вышивкой и на левой груди портрет императрицы на голубой андреевской ленте.
Обычно камер-фрейлинами становились фрейлины самые близкие и, хорошо зарекомендовавшие себя. Поэтому их количество было весьма ограничено (примерно 4-6). Это была самая высокая для незамужних дам должность. Замужество подразумевало под собой автоматическое отчисление из фрейлин или камер-фрейлин, как об этом уже писалось.
Статс-дамы (вторая по численности группа при дворе) находились в ведении обер-гофмейстерины. Обычно ими становились жены важных и видных мужей. Это статусный чин в прямом смысле этого слова.
Особых обязанностей ни у камер-фрейлин, ни у статс-дам не было. Разве, что отвечать за придворный дамский штат.
Стоит отметить то, что как правило в категории статс-дам, наставниц великих княжон (о которой шла речь чуть выше) и гофмейстерин (о которых ниже) попадали женщины в возрасте с опытом или заслугами. Поэтому в их униформу был внесен небольшой нюанс — полагалось носить вместо перчаток рукава буфы да бы скрыть возраст, берущий свое. Ведь по правилам перчатки должны были плотно облегать руку, их было тяжело надевать и они быстро растягивались, приходилось их часто менять из-за этого. Да и не всегда это выглядит эстетично на старческих телесах.
Но, как мы видим на портретах, это не всегда соблюдалось — обладательницы относительно молодых и относительно стройных рук охотно пользовались перчатками вместо объемных бесформенных рукавов.
Статс-дама времен Николая I Елизавета Алексеевна Паскевич
Особые обязанности у статс-дам, как у особо заслуженных дам, были во время придворных церемониях. Например на этой картине венчания на царствование Александра III кисти И.Н. Крамского слева можно заметить даму в зеленом придворном платье.
А при крещении младенцев царской семьи статс-дамы несли подушку с самим младенцем на церемонии.
На картине М. Зичи «Крещение Николая Александровича» слева вверху можно разглядеть со спины статс-даму.
На фото ниже запечатлены слева на право статс-дама времен Александра II Софья Дмитриевна Толстая, статс-дама времен Николая II Мария Михайловна Голицына и камер-фрейлина Екатерина Петровна Ермолова.
Ниже два музейных экспоната, дошедших до наших дней. Как вы видите, эту в эту категорию входили уже достаточно не молодые дамы, поэтому эти наряды отличает большая «прикрытость» плечей и рук.
Гофмейстерины при фрейлинах (высшее придворное дамское звание) получили малиновый наряд с золотым шитьём и рубашку с рукавами буфф. Эти дамы заведовали придворным дамским штатом и канцелярией императрицы или великих княгинь. В их обязанность входило ежедневное представление дам, явившихся к его высочеству.
Обычно эту должность занимали после нескольких лет работы в должности статс-дамы. Звания гофмейстерины могли получить только замужние или вдовствующие дамы.
Портретов гофмейстерин в соответствующих платья мне найти не удалось — их было достаточно мало при царствующем дворе.
Как видно из Альбома самый популярный цвет — красный. Картины придворной жизни того времени так им и пестрят.
Фрагмент и сама картина худ. Г. Виллевальде — Присяга Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича в Георгиевском Тронном зале Зимнего дворца.
Придворный дамский штат делился на придворных дам свиты (о которых было уже сказано) и на городских придворных дам.
Последние же для участия в церемониях вызывались повестками, а их наряды также должны были соответствовать установленным эталонам, но с небольшой оговоркой: дамам, приезжающим ко двору, дозволялось иметь платья различных цветов, любого покроя и с различными узорами, кроме тех, что носили придворные дамы.
На этом фрагменте уже упомянутой картины видно все разнообразие цветов этих платьев (и голубой, и розовый, и желтый).
Золотого шитья могло и не быть вовсе на бархатном платье, как на фото ниже мы видим расшитый белый корсаж и юбку, а вот бархат платья не тронут совсем вышивкой.
Не все аристократы могли себе позволить такую роскошь.
Известно, что фрейлинам шились платья из средств казны, а вот, например, обладателям мужских придворных чинов приходилось это выполнять за свой счет. Стоимость вышивки была запредельная, и иногда покупали чиновники старые мундиры и отдавали их в перешивку. А ведь люди были не бедные.
Стоит сказать, что члены императорской фамилии также должны были следовать придворному дресс-коду. Все тоже самое, но только вышивки на их платьях было не сравнимо много. Узоры и цвет отличались.
Портрет Марии Федоровны (жены Александра III) худ. В.Е. Маковский
А вот еще одно прекрасное парадное платье уже Александры Федоровны (жены Николая II).
Известно, что малейшие отклонения от установленного образца вызывали гнев Николая I. Отступления были только у детей: девочкам не положено было носить шлейф, декольте и много украшений. Великим княжнам с 11 лет полагалось носить розовое бархатное платье.
На портрете в.к. Ольга Александровна
А это платье одной из дочерей Николая II.
Обратите внимание на головные уборы. Прическу по вышеназванному приказу Николая I следовало укомплектовывать дамам «повойником или кокошником произвольного цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольного цвета и также с вуалем». Это единственная часть дамского туалета, в которой фантазия и финансовые возможности каждой придворной дамы воплощались, как только могли.
Посол Франции Морис Палеолог отмечал этот блеск российского двора: «По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться. Я надолго сохраню в глазах ослепительную лучистость драгоценных камней, рассыпанных на женских плечах. Это фантастический поток алмазов, жемчуга, рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов, бериллов — поток света и огня».
Благодаря такому художнику-хроникеру, как Михай Зичи, у нас есть возможность рассмотреть придворный костюм светских дам на различных торжественных мероприятиях.
Коронация Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года (худ. М.Зичи).
Поздравления Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом. (М.Зичи).
Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны, 1867(М.Зичи).
15 мая 1883 г. торжественная трапеза по случаю коронования АЛЕКСАНДРА III, 15 мая 1883 г. (М.Зичи)
А это уже коронация Николая II и Александры Федоровны (Лауритс Регнер Туксен)
Тронная речь Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце, 1909
Фрагмент аналогичной картины (Попов В.)
В моем блоге вы можете найти продолжение этой темы — в ближайшие несколько дней выйдет продолжение.