Варим мыло с нуля горячим способом

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества

Сегодня выдалась свободная минутка и даже удалось немного поснимать процесс мыловарения. Готовить будем наше стандартное банное мыло горячим способом. Почему я предпочитаю именно горячий способ — есть возможность четко контролировать какие масла у нас останутся неомыленными и будут ухаживать за вашей кожей в отличие от холодного способа, где процесс омыления неконтролируемый.

Рецепт : касторовое масло -5 %, кокосовое масло 25,5 %, Оливковое масло 70 %, вода, гидроксид натрия и пережир после бани из масла виноградных косточек, масла абрикосовых косточек и миндального масла, и в конце процесса добавим натуральное эфирное масло лаванды.

Этап первый.

Смешиваем наши жидкие и твердые масла. Нагреваем их на водяной бане до момента перехода масле в однородное состояние. Поздно начала снимать и слабо видно оставшийся нерастровренным на тот момент кусочек кокосового масла. Массу обязательно помешиваем, не допуская закипания. Температура масел до полного расстворения примерно 50 градусов по Цельсию.

мыло с нуля

горячий способ

Далее отмеряем нужное количество воды, в идеале смесь 50 % льда, 50% воды. Ответсвенный этап - отмеряем щелочь, внимание, не забываем про технику безопасности -никаких мокрых предметов, голых влажных рук : перчатки, очки , сухая мерная ложечка и предельная осторожность.

натуральное мыло

банное мыло

Далее медленно и аккуратно всыпаем нужное количество щелочи в воду. Внимание! Строго щелочь в воду, не наоборот, так как реакция идет с выделением тепла, то даже вода комнатной температуры может закипеть у вас в посуде. Посуду выбираем любую — стекло, пластик, эмаль, кроме алюминия, его вам щелочь просто съест.

Доводим до одной температуры наши масла и щелочь в идеале это 40-60 градусов, тут нам поможет специальный термометр. Вливаем расствор щелочи в наши масла  вооружаемся блендером и запускаем удивительный процесс омыления масел.

след

Мы видим на фото, практически сразу, что меняется конистенция и прозрачность масел, но самое интересное только впереди...

Начинаем работать блендером. Через некоторое время мы видим глобальные изменения в нашем будущем мыле :)

Продолжаем мешать, мыло из сметаноообразной консистенции переходит постепенно в стадию устойчивого следа.

Что это значит? Процесс омыления пошел полным ходом... Перемещаем нашу заготовку на водяную баню, обязательно закрываем любым материалом и накрываем крышкой, не повторяйте ошибки начинающих мыловаров — не оставляйте заготовку открытой на бане или в духовке.

Через какое-то время наше мыло всходит в стадию принудительного геля, его мы видим по краям , не забываем мешать заготовку на этом и последующих этапах .

И не забываем, что на этот момент есть не вступившая в реакцию щелочь и соприкосновение заготовки с кожей или продуктами питания не сулит ничего хорошего.

Пусть вас не пугает изменившийся цвет и консистенция будущего мыла. Вслед за стадией геля мыло проходит восковую стади, в этот момент оно не сильно красиво и действительно на вид напоминает воск. Не переживайте, готовое мыло будет как и положено светлым.

Пока наше мыло томится на водяной бане 2-3 часа, а иногда и больше, мы отмеряем пережир и оставляем его напотом. В пережир мы добавим уходовые масла — абрикосовых косточек, миндальное, виноградных косточек, немного оливкового и туда же пойдет наше эфирное масло.

Очень быстро у нас появляется вопрос: « а когда же мыло наше готово», «а не переварим ли мы его»...Не ведемся на провокации внутреннего голоса. Есть всего два способа определения готовности нашего мыла: бабушкинский и школьный :)

Метод 1 — Бабушкинский.

Обладая недюжинной смелостью мы пробуем заготовку на язык . Варианта два — щиплет, значит щелочи не вступившей в реакцию еще много и она вполне себе агрессивна. Заготовка явно не готова, варим дальше. Второй вариант, если нужное время прошло и мыло на вкус не щиплет и имеет стандартный мыльный привкус — значит наше мыло можно раскладывать в формы.

Метод 2 — школьный или человеческий. 

Он предполагает наличие индикаторных полосок у мыловара, и умения ими пользоваться.

Определение готовности мыла тесно связано с понятием кислотно-щелочного баланса или рН. Для измерения рН используют шкалу: от 0 до 6 среда считается кислой, от 8 до 14 — щелочной, 7 —нейтральная.

Мы уже знаем, что натуральное мыло с нуля — это субстанция с однозначно щелочным показателем. Вопрос в том, какое значение это показателя. Обычный показатель рН для готового мыла ручной работы, сваренного по традиционной рецептуре, из масел и щелочного раствора — находится между 7 и 9.

Про мифы и байки о мыле советую почитать очень толковый блог, прочитать его можно здесь >>

Также следует учесть, что рН только сваренного мыло всегда больше рН уже готового мыла. Даже мыло сваренное горячим способом обычно проходит процесс доомыления, после окончания варки.

После добавления пережира вам потребуется вся ваша ловкость и сноровка для раскладывания нашего мыла в формы. Сразу хочу предупредить — фельдеперсовые китайские силиконовые формы с мелкими и подробными деталями не для мыла с нуля горячим способом, они хоть и хороши, но вы банально не успеете залить и простучать форму, мыло застывает на лету. Выбирайте простые формы, идеально под нарезку брускового мыла. Не забываем простукивать форму для равномерного распределения нашей массы. Излишки убираем сразу, хотя можно это сделать уже при достаточном застывании.

Пусть вас не пугает цвет нашего незатвердевшего мыла. Про формы мы забываем га сутки, не бегаем и не подглядываем, чтобы случилось волшебство :)

Готовое наше мыло приобретет нежный молочный цвет и сохранит тонкий, ненавязчивый аромат лаванды. Единственное, так как в мыле большой процент оливкового масла, то затвердевать оно будет не так быстро.

Комментарии (12)
Алиса 13.05.2017

Посмотрела МК - очень увлекательно, только один вопрос... где можно приобрести щелочь, пережир, они где-то продаются?

Irina Panina (milo62) 13.05.2017

щелочь можно приобрести в Русском Химике или магазинах для мыловаров. Пережир это уходовые масла, они также приобретаютсяв этих местах,или оптом заграницей.

Irina Panina (milo62) 12.05.2017

и да, если кто-то решит сварить мыло не повторяйте ошибок-берите сразу блендер, а не миксер)

Очень интересно наблюдать за процессом! Спасибо большое!{#}

Спасибо Вам! Надеюсь когда-нибудь свое мыло сварить.

Завораживающий процесс){#}

Спасибо за МК !!!

Ёлка 12.05.2017

Да. Хорошо. Спасибо. А как считаете, если нужно сделать мыло, например, с полынью, или с чистотелом, то в каком состоянии и на каком этапе их лучше вводить? В виде масляной вытяжки? А если порошок прямо вмешать, то в какой момент?

Irina Panina (milo62) 12.05.2017

можно инфуз добавить в пережир,часа через 2-3 после начала варки, если добавить до добавление щелочи, то от наших действующих веществ ничего не останется кроме цвета, щелочь банально убьет почти все.

Ёлка 17.05.2017

поняла, спасибо

De-Si-Re Юлия Ру 12.05.2017
Аааааа, воот оно как! Спасибо. Очень интересно!

Спасибо за подробый МК. Я не мыловар, но после вашегих пояснений захотелось попробовать{#}

Irina Panina (milo62) 12.05.2017

очень приятно,а занятие это действительно увлекательное и творческое

Рубрики мастер-классов