Прекрасные сады замка Chateau de Villandry

  • Рубрика: Занимательные истории
  • Виды творчества: Флористика
Прекрасные сады замка Chateau de Villandry | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Заканчивается зима, в воздухе уже чувствуется приближение весны. В преддверии начала садово-огородного сезона хочу поделиться своими впечатлениями от посещения замка-сада Вилландри.

chateau de villandry

Замок Вилландри (фр. Château de Villandry) отличается от других замков Луары своими удивительными трёхуровневыми садами, аналогов которым нет больше нигде в мире. Как и у всех замков, расположенных в долине Луары, у Вилландри долгая и интересная история. Например, 4 июля 1189 года в Вилландри (на тот момент — крепости Коломбье) Генрих II Плантагенет подписал так называемый «Голубиный мир». В XVI столетии Жан ле Бретон (личный секретарь Франциска I) снёс все древние постройки кроме центрального донжона и в 1536 году возвёл на их месте шикарный замок, что делает Вилландри последним ренессансным замком, относящимся к долине реки Луары.
Мне хотелось бы отметить бережное отношение современных владельцев замка к его истории, желании не только сохранить, но и воссоздать все, что было утрачено.
В 1906 году замок приобретает прадед сегодняшних владельцев доктор Иоахим Карвалло. Он отказывается от блестящей научной карьеры под руководством профессора Шарля Рише (Нобелевская премия по медицине 1913 года), чтобы посвятить свою жизнь исключительно Вилландри. Он спасает замок от разрушения и воссоздает сады по образцу сада XVI века, найдя первоначальный проект, созданный Андруа дю Серсо. Иоахим Карвалло был первым, кто решил открыть свой замок для широкой публики.

villandry

А теперь подробнее о замке-саде. Хотя сады лучше рассматривать во время неспешной прогулки по ним.
Сады расположены на трёх уровнях. На верхней террасе находятся Сад воды и Сад солнца. На средней террасе — орнаментальный декоративный сад, аптекарский сад и лабиринт в стиле эпохи Возрождения. На самом нижнем уровне раскинулся живописный сад-огород. Все уровни находятся на разной высоте, как бы углубляясь в некоторое подобие котловины. Это позволяет создать на каждом уровне собственную влажность воздуха и сохранить влагу во время летней жары. А пруды верхнего уровня служат источниками воды для полива и фонтанов более низких уровней.

вилландри

Сад-огород (нижний уровень) — самая классическая часть Вилландри. Они типичны для эпохи Возрождения. Огород состоит из квадратных клумб с различным геометрическим рисунком. Квадраты засажены овощами разных цветов (синий лук-порей, красная капуста, зеленая ботва моркови и так далее), что придает вид разноцветной шахматной доски. Традиция такого сада-огорода восходит к Средним векам, когда монахи аббатств придавали грядкам геометрическую форму (чаще всего — форму креста). Розовые кусты на этих клумбах и символизируют монахов, склонившихся над своими грядками. Французские садоводы XVI века в этом саду объединили две традиции: монастырскую и итальянскую, декоративные элементы (беседки, фонтаны) и цветочные клумбы. Такие сады — декоративные огороды и описывал знаменитый архитектор XVI века Андруэ дю Серсо, а Хоаким Карвальо в начале XX века воссоздал их по старым эскизам.

замок вилландри

замок

замок-сад

замок-огород

сад

огород

сады вилландри

франция

замки луары

Сейчас целая команда садовников трудится над созданием всей этой красоты. В саду каждый год проходят две сезонных посадки — весной и летом. И обязательно меняется расположение растений: с одной стороны, оно должно создавать гармонию цвета и форм, с другой — соответствовать требованиям трехлетнего цикла размещения культур, во избежание истощения почвы.
Несколько лет назад садовники Вилландри перешли на экологически чистые агротехнические методы, они больше не используют химические вещества при работах в саду. Используется перекопка и боронение, биологическая борьба с вредителями и так далее. Многие работы, например, поливка, автоматизированы. Но некоторые приходится выполнять полностью вручную, например: прополка вблизи посадок самшита (корни этих кустарников очень хрупкие). В садах ежегодно высаживается 250 000 цветов и овощных культур, при этом более 50% саженцев поступает из собственных теплиц.

Второй (средний) уровень расположен вровень с залами нижнего этажа замка и представляет собой Регулярный сад (Lejardind’ornement), состоящий из трех тематических площадок: Сад любви (Jardind’amour), Сад музыки (Jardindelamusique) и Сад лекарственных трав (Jardindessimples). Цветы и травы высажены среди коротко стриженых кустарников, образующих прихотливый орнамент.
Проектируя Сад любви, создатель парка хотел, чтобы живые изгороди олицетворяли виды любви. Их, по мнению автора, — четыре.

Нежная любовь — сердца, разделенные по углам огнями любовного пламени. В центре – маски, которые надевались на глаза во время балов и позволяли вести любые разговоры от самых серьезных, до самых откровенных.
Непостоянная (мимолетная) любовь — четыре веера по углам символизируют легкость чувств. Между этими веерами расположены рога измены. В центре — любовные письма или записки, которые ветреная женщина шлет своему возлюбленному. Доминирующий цвет этого квадрата — желтый, цвет измены.
Страстная любовь — сердца, но на этот раз разбитые страстью. Массивы самшита запутаны и образуют лабиринт, также здесь присутствует намек на танец.
Трагическая любовь — рисунки представляют лезвия кинжалов и мечей, используемых на дуэлях, происходящих по причине соперничества в любви. Летом здесь цветут красные цветы — символ пролитой в борьбе крови.

Дальше, если смотреть из замка, располагаются живые рисунки, в которых узнается мальтийский крест, крест Лангедока и крест страны Басков.

Второй сад — Сад музыки — символизирует различные музыкальные инструменты в оркестре. Большие треугольники представляют собой лиры, рядом с которыми расположены арфы. Между лирами — подсвечники для освещения музыкальной партитуры.

Самый верхний (первый уровень) — это Водяной сад (Jardind’eau). Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV с большим прудом в виде зеркала в центре. Из пруда берется вода как для поливки, так и для функционирования фонтанов.

Самый верхний в южной части замка — Сад солнца. Работы по его созданию были завершены нынешним владельцем замка Анри Карвальо весной 2008 года к 100 летнему юбилею начала воссоздания садов его прадедом Хоакином Карвальо. Сад солнца состоит из трёх частей. «Комнату облаков» образуют кустарники и растения с голубыми и белыми цветами. Фонтан в виде звезды окружает «солнечная комната», выдержанная в жёлтых и оранжевых тонах. И последняя «комната» — «детская» — игровая площадка для малышей среди яблонь.

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Может быть, кому-нибудь понравились садо-огородные идеи Вилландри? И на наших дачах появится частичка такой красоты!!!

* Фотографии частично взяты из интернета.

Мои предыдущие рассказы о замках можно посмотреть здесь:

Дама, король, королева и замок Chenonceau: восхищаемся убранством интерьеров

Herrenchiemsee — «баварский Версаль»

Linderhof — заколдованный дворец для заколдованного принца

«Neuschwanstein — сказочный замок Спящей красавицы»

Комментарии (32)

Вот здорво!!! поразительно, как можно так обуздать природу, но при этом сделать это настолько красиво. Целый город из цветов {#}

Светочка , огромное СПАСИБО , что подарили нам приятные мгновения созерцания этой рукотворной роскоши!!!! Получила огромное удовольствие !!!!

Надеюсь на продолжение прекрасных рассказов об удивительных местах.!!!!{#}

Марина 01.03.2017

Спасибо!

Очень увлекательно!!

Красота!!!{#}

Тенго 28.02.2017

Спасибо за статью!! Очень интерсно!

Татьяна 26.02.2017

Отдохновение души. Мечта.

Как-то пропустила эту Вашу статью, о Herrenchiemsee и Linderhof"e читала с удовольствием, т.к. работала переводчиком в Баварии и побывала, конечно, и там, и во многих местах Баварии и Австрии. Во Франции тоже много, где побывала, но до замков Луары не добралась. Так что очень интересно посмотреть и почитать. Тоже, как Елена, не люблю такие геометрические сады, но посмотреть интересно.

Огромное всем спасибо за внимание и поддержку!!!! Буду и дальше писать с большим удовольствием!!!!

Спасибо за статью,Светлана! Очень интересно. У кого-то я даже видела шкатулку на тему "Сады Вилландри".

Ждем новых публикаций!!!{#}

Марина 26.02.2017

Буду ждать новых публикаций.

Ну очень увлекательно{#}.

Марина 26.02.2017

Спасибо за интересную публикацию!! Благодаря Вам,я совершила удивительное путешествие!

andrey (book777) 26.02.2017

Красота неописуемая !

Иола 26.02.2017
Замечательная, очень красивая статья!

Очень красиво! Спасибо большое!{#}

Илона 25.02.2017

Утро началось с волшебной пилюли - "Вашего" сада! Спасибо за интересный рассказ и показ! Тоже с нетерпением ждала и с удовольствием прочитала очередное путешествие. Очень живо - будто сам там побывал!

Sne 25.02.2017
Светлана, а что известно про нынешних владельцев? Чем они занимаются? Сколько человек ухаживают над такой красотой? Как все это финансируется?

Более ста лет замком владеет семья испанца Хоакима Корвальо. Он известен еще и тем, что основал ассоциацию, объединяющую частных собственников исторической недвижимости, и лоббировал идею открытия исторических зданий для публики. Так что, фигура действительно примечательная – возможно, если бы не Корвальо, то не видать нам множества замков, усадеб и особняков Франции, из которых более 3000 находятся в частной собственности. В Вилландри трудится всего 9 садовников, которым помогают двое ассистентов. Последних нанимают только в наиболее загруженный сезон. Учитывая колоссальный объем работы, который нужно проводить в саду, в голове слабо укладывается, как такое могут поддерживать всего 11 человек.

А меня регулярные сады и парки не вдохновляют, не восхищают. Выверенные геометрические формы, строгая планировка, безжалостно-правильная стрижка растений - ну не тоска ли?!! Не вижу я в них красоты. Ни капли. А навязчивый контроль над природой приводит в уныние.

То ли дело сады в пейзажном стиле! Тут и глаз, и душа блаженствуют.

Мы все очень разные и это хорошо! Поэтому и существует такое разнообразие садов -регулярные, пейзажные, японские, голландские, модерн и др., и у каждого стиля есть свои почитатели.

Согласна с Вами, Светлана. С большим уважением отношусь к любителям разных садовых стилей. Огромное спасибо за замечательную публикацию!

Елена, если Вы считаетет, что пейзажные сады не требуют ухода, то глубоко ошибаетесь))) Та же стрижка, пенцировка, подкормка, подсадка, пересадка и т.д. и т.п. В противном случае сад превратится в дебри)))

Надя Звягинцева (oldlavka), большое спасибо, что разъяснили. Правда, я уже больше 20 лет в теме.

Сегодня высокие декоративные грядки строгой геометрической формы в виде рабаток, треугольников, лучей и т.д. так и называют - французский огород.

Надежда, какой красивый пример! И березки, и лужайка , и симпатичные "грядки" , хотя язык не поварачивается называть эти клумбы "грядками".

Согласна с Вами, Светлана! Меня очень радует, что культура ведения огорода начинает приобретать и эстетические формы, которые позволяют сделать его составной частью общего ландшафта загородного участка.

чудный огородик! спасиюбо!

Как же я соскучилась по Вашим рассказам! Спасибо за частичку волшебства!

Милая Делия, огромное Вам спасибо за такую высокую оценку моих рассказов. Постараюсь публиковать почаще, т.к. много путешествую и впечатлений, и фото накопилось огромное количество .

Мариката 24.02.2017

Спасибо!!! Отличные фотографии!

А можно помечтать о такой даче?

Уважаемый Александр, кроме огромных финансовых средств, которые вкладываются в содержание таких замков, необходимо стать такими же фанатами своего дела , как семья Иоахима Карвалло.

Invintageland 24.02.2017

Какая огромная человеческая работа, стоит за этим великолепием! Большое спасибо за публикацию! Это невероятная красота!

Спасибо за интересную публикацию!!!

Обожаю садовый ландшафт!!!{#}