Дама, король, королева и замок Chenonceau: восхищаемся убранством интерьеров

Дама, король, королева и замок Chenonceau: восхищаемся убранством интерьеров | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Путешествие по Баварии закончилось, и в продолжение темы о замках, начинаю цикл рассказов о моих путешествиях по замкам Франции, расположенных в долине реки Луары. Сегодня представляю рассказ о замке Шенонсо.

Французский замок Шенонсо — жемчужина долины Луары. Его называют «дамским» замком. Думаю, не только потому, что владельцами замка были в основном дамы высшего света, но и потому что в нем присутствует особая аура, погружающая здесь каждую женщину в особое состояние мечты, воспоминаний, в прекрасный мир любви и желаний.

Строительство замка вела женщина — Екатерина Бойе, и в дальнейшем им владели именно дамы: Луиза Дюпен, Луиза Лотарингская-Водемон, Екатерина Медичи и, конечно же, непревзойденная Диана де Пуатье. Кажется, что стены этого прекраснейшего из замков до сих пор помнят эту обворожительную свою обладательницу.

замки

Портрет Дианы де Пуатье в образе Дианы-охотницы кисти Ле Приматиса.

После смерти Франциска I в 1547 году, королем Франции стал его сын — Генрих II. Генрих с 14-летнего возраста был женат на Екатерине Медичи, но сердце его принадлежало только одной женщине — Диане де Пуатье. Когда Генрих взошел на престол, настоящей королевой стала Диана, а вовсе не Екатерина. Даже на коронации Диана занимала более почетное место, нежели законная жена. Генрих объявил свою возлюбленную официальной фавориткой и осыпал ее многочисленными подарками. Через три месяца после смерти своего отца, Генрих подарил Диане замок Шенонсо, вопреки законам, запрещавшим отчуждение королевских владений.

Получив замок, а в дополнение и половину налогов, которые вернул и лично вручил ей Генрих II, Диана решила обустроить замок по своему вкусу. Началось благоустройство с перепланировки парка и сада. Потом она соединила мостом берег, на котором стоял замок,  с противоположным. Этот мост превратил Шенонсо в подобие плавучего корабля.

замки луары

Прекрасная Диана де Пуатье в скором времени стала фактически истинной правительницей государства. Она имела неограниченное влияние на Генриха. Пожалуй, никогда в истории монархии ни одной фаворитке не удавалось достичь столь абсолютного воздействия на короля, как Диане. Она убедила в своем всемогуществе многих иностранных государей, вела переписку с послами и Папой Римским. Сам Генрих не предпринимал ничего, не посоветовавшись со своей прекрасной возлюбленной. Диана была старше короля на 19 лет, но, несмотря на это, Генрих страстно любил эту чудесную женщину. Их страсть длилась до самой смерти короля. Современники сравнивали Диану с Артемидой, которая в греческой мифологии — вечно юная дева, богиня охоты и плодородия. Цвета ее одежды ограничивались только белым и черным. В знак своей безразмерной любви, Генрих тоже стал носить только белое и черное, а одежды и перстни неизменно украшал вензелем «DH» (Diana — Henri).

Были ли в жизни короля другие женщины, кроме непревзойденной Дианы де Пуатье? Да, конечно. Но это были только мимолетные интрижки. Ни одной из любовниц не удалось задержаться в постели Генриха надолго. Диана же, казалось, не старела вообще. Даже при смерти, в возрасте 66 лет, она выглядела не более чем на 30. При дворе шептались, что Диана продала душу дьяволу и получила взамен вечную молодость. Другие же связывали неувядающую красоту Дианы с ее привычкой вести здоровый образ жизни. Каждый день она вставала в 6 утра, принимала ледяную ванну, совершала прогулку верхом, а после этого вновь ложилась спать на несколько часов, чтобы вечером выглядеть отдохнувшей и цветущей. Лишь в нашем XXI веке ученым удалось выяснить, в чем же был секрет Дианы. Они изучили ее кости и волосы, и выяснили, что содержание золота в них превышает норму в 250 раз! Скорее всего, Диана де Пуатье при жизни употребляла напиток, содержащий драгоценный металл, и именно это сохраняло ее юность на долгие годы. По свидетельствам современников, лицо Дианы всегда было очень светлым, а перед смертью практически побелело. Это могло быть связано с отравлением золотом.

Снискавшая славу искусной интриганки и отравительницы, законная королева Екатерина Медичи при жизни Генриха не вмешивалась в государственные дела, полностью отдавая эту привилегию Диане. Как истинная Медичи, она смогла смирить свою гордость и даже сохранить видимость дружеских отношений с фавориткой. Диана же была несказанно довольна тем, что король был женат на женщине, которая предпочитает такую тактику. До нас дошли свидетельства только одного случая, когда Екатерина в открытую выразила свою неприязнь к фаворитке. Однажды Диана застала Екатерину с книгой и спросила, что та читает. Екатерина же ответила ей, что читает историю Франции и находит неоспоримые свидетельства того, что в этой стране блудницы всегда управляли делами королей.

В 1559 году случилось несчастье. На рыцарском турнире, который Генрих устроил в честь свадьбы дочери, король вступил в бой с графом Монтгомери и получил смертельную рану. Копье противника сломалось о панцирь короля, и его осколки вонзились Генриху в лоб и глаз. Через несколько дней Генрих умер, так и не увидевшись напоследок со своей возлюбленной. На этом «правление» Дианы закончилось. Екатерина Медичи приказала ей покинуть двор и отобрала все, что было подарено ей королем, включая и замок Шенонсо. Теперь замком завладела Екатерина. Диана удалилась в свой замок Анэ, где и умерла через 7 лет после смерти Генриха, так и не потеряв своей восхитительной красоты.

диана де пуатье

Портрет Екатерины Медичи кисти Соважа (находится в спальне Дианы де Пуатье).

Став хозяйкой Шенонсо, Екатерина Медичи, как и предыдущая владелица, продолжила его  благоустраивать, но уже на свой вкус. Она надстроила над мостом двухэтажную галерею с огромными окнами. Сделала ее пригодной не только в качестве крытого перехода через реку (нижний этаж галереи), но и приспособила верхний этаж для маскарадов, приемов и балов. Внутреннее и внешнее убранство становится по-королевски пышным, с дорогими гобеленами, картинами, колоннами, вазами, статуями, фонтанами. Здесь Екатерина устраивает праздники в честь своего сына и его жены Марии Стюарт. Здесь в знак приветствия дорогих гостей стреляют пушки, устраиваются маскарады с переодеваниями. В пику поверженной Диане с противоположной стороны сада, устроенного любовницей ее мужа, Екатерина разбивает собственный цветочный сад с фонтаном посередине, вазонами, статуями и самшитовыми кустарниками. В результате, замок окружают два сада: первый — созданный Дианой де Пуатье, а второй — Екатериной Медичи.

екатерина медичи

Вид на комплекс замка и садов. Справа вверху - сад Дианы. Слева внизу — сад Екатерины.

шенонсо

Вид на замок со стороны сада Дианы.

Век Екатерины Медичи для Шенонсо стал золотым. В результате соперничества этих двух великих женщин появился такой шедевр, как замок Шенонсо. Не разрушать то, что было создано до тебя , а улучшать, усовершенствовать и этим победить свою соперницу.

После смерти Екатерины в 1589 году замок получила другая королевская особа — Луиза де Водемон, супруга Генриха III. Начался закат Шенонсо. После смерти мужа, Луиза до конца своих дней носила по траур, облачаясь по средневековому обычаю в платье белого цвета, за что получила название «белой дамы». Комнату свою Луиза обила тканями черного цвета и все дни проводила в молитвах, постах и общении с монашками. Жизнь в замке замерла на долгих одиннадцать лет.

букеты

Портрет Луизы Лотарингской-Водемон работы Франсуа Клуэ.

Потом наступила эра заката династии Валуа и нарождения новой королевской фамилии — Бурбонов. Шенонсо, эта сказка, в которую превратила замок Екатерина, перестал блистать. Он тихо умирал и приходил в запустение.

Уже в XVIII веке наступила эра еще одной незаурядной дамы — мадам Луизы Дюпэн, мужу которой Шенонсо достался от герцога Бурбонского. Замок в это время превращается в интеллектуальный салон. Сюда были вхожи самые знаменитые имена той эпохи: Вольтер, Руссо, Монтескье, Фонтенель — весь свет той Франции.

букеты цветов

Портрет Луизы Дюпен кисти Жан-Марка Натье.

Слуги очень любили свою мадам, она была к ним добра, благодаря чему Шенонсо в трагические дни революции не пострадал. Дюпэн умерла в глубокой старости, в возрасте 93 лет, и похоронена в здешнем парке.

Так закончилась дамская эра замка Шенонсо, от которой остались очаровательные парки, сады, цветы, мифы и легенды.

Интерьеры замка:

французские замки

Спальня Дианы де Пуатье. 

замок шенонсо

Спальня Екатерины Медичи.

французские короли

Спальня пяти королев.

генрих

Спальня Сезара Вандомского (внебрачный сын Генриха IV).

Галерея

Краткая современная история выглядит так:

- в 1864 году замок покупает мадам Пелуз и реставрирует его, именно она вернула замку его прежний облик, потерянный за последние столетия;

- в 1888 году замок был конфискован за долги и продан Анри Менье, одному из богатых промышленников того времени. Замок и по сей день является собственностью этой семьи;

- в 1914 году в замке располагался госпиталь, здесь размещалось более 2000 раненых до окончания Первой мировой войны;

- во время Второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан, так как одна его часть выходила в зону, оккупированную гитлеровцами, а вторая — на территорию вишистского режима.

Сегодня замок, полностью восстановлен и открыт для посещений публики. Каждый день помещения замка украшают букетами живых цветов из местного цветника.

* Фотографии частично взяты из интернета.

Предыдущие рассказы о замках баварского короля Людвига II можно посмотреть здесь:

Herrenchiemsee — «баварский Версаль»

Linderhof — заколдованный дворец для заколдованного принца

«Neuschwanstein — сказочный замок Спящей красавицы»

Комментарии (29)

Вообще, там в спальнях надо прежде всего потолки фотографировать. Вот где красота!

Портрет Генриха II и Дианы де Пуатье.

Благодарю за увлекательную статью и прекрасные фото.

Интересное время и люди..

«Ничего удивительного в этом нет, — отвечала Диана на вопрос придворного писателя Пьера Брантома .

— Я встаю в 6 утра и принимаю холодную ванну.

По­том сажусь на лошадь и скачу во весь опор.

В 8 возвращаюсь и ложусь немного отдох­нуть.

Завтракаю и обедаю легко, на ужин пью козье молоко.

Но главное вот в чем: каждый день надо заниматься чем-то при­ятным и засыпать радостно, не держа в голове тяжелых мыслей».

Vasilisinsunduk 23.01.2017

Спасибо за путешествие! Вдохновили!

какая роскошь!

Илона 23.01.2017

Очень романтичный и необычный замок на воде. Рассказ и фотографии великолепны. Спасибо!

Великолепный замок и прекрасный рассказ. Спасибо!

Ирина (kruna) 22.01.2017

Светлана, спасибо за интересный рассказ. С удовольствием читаю всю Вашу серию публикаций и надеюсь на продолжение.

Екатерина знала, как Диана привязана к Шенонсо и, чтобы ранить ее чувства, Екатерина потребовала уступить ей Шенонсо в обмен на замок Шомон. Но Диана перебралась в свой замок Анэ, где и умерла спустя семь лет.

Olga'S Luxury Creation 22.01.2017

Строительством замка, его стилем и концепцией с 1513 по 1521 занималась Katherine Briçonnet, - ее мужем был Thomas Bohier - нотариус, политик и впоследствии с 1497 года - мэр города Тура. В свое время он выкупил часть земли, вернее руины Chenonceau у семьи Marques. Первые упоминания о Chenonceau датируются 1230 годом.

Замок Шенонсо в его нынешнем виде был заложен Томасом Бойе в период с 1513 года по 1521 год. На то время Томас занимал должность интенданта по финансовым делам (казначея). Этот удивительно ловкий человек сумел остаться у власти во время правления страной трех королей: Карла VIII, Людовика XII и Франциска I. Это является типичным не только для Франции - во всем мире, во все времена люди, занимавшие должность казначея, "умели" распоряжаться хозяйственными кладовыми, и на честно заработанные капиталы выстраивали свои небольшие резиденции, которые поражают воображение даже в наше время. Бойе сносит укрепленную мельницу и феодальный замок семьи де Марк и оставляет от них только донжон- башню, которую перестраивают в духе Возрождения.

Верно, обменять Екатерина предложила Шенонсо На Шомон (не Анэ, это я перепутала), когда ей не удалось просто конфисковать полюбившийся ей замок - так как Диана не только устроила фиктивную покупку, но и потратила 10 лет на тяжбы, чтобы исключить его из королевских владений. При этом стоимость замка Шомон и его земель на треть превышала стоимость Шенонсо, так что Диана, недолго думая, согласилась.

Огромное спасибо за дополнительную информацию. Очень интересно! Про 10-летнюю тяжбу не знала....

Наталья (SerNa7) 23.01.2017

Интересно, с кем вела тяжбу Диана, если она по сути правила Францией... Нужно признать, что Медичи обошлась с Дианой почти благородно, учитывая ее (Медичи) дальнейшее "кровавое" правление.

Замок Шенонсо, подаренный Диане королем как знак его особой нежности, изначально принадлежал Короне. Диана, будучи весьма расчетливой и искушенной, знала, что в случае смерти короля все драгоценности и земли, принадлежавшие Короне и отданные им кому бы то ни было (даже королеве, не говоря уж о фаворитке) должны быть возвращены Короне, инициировала фиктивную продажу ей этого замка (деньги, конечно, дал король). Однако, этого было мало: если земли все еще продолжали бы числиться за Короной (а это могло быть, пока не внесены соответствующие изменения в земельные кадастры), купчая могла быть оспорена. Нечто подобное можно наблюдать и в наше время, взять хотя бы недавний снос палаток и павильонов в Москве: надо думать, их владельцы имели разрешения на строительство, которые позднее были признаны незаконными. А тогда все-таки было еще не абсолютистское правление, действовали феодальные законы, и слово короля, хотя и весомое, не означало, что мгновенно будет проделана вся эта бумажная работа: всякие там бальи и нотариусы могли долго копаться и в итоге так ничего и не сделать. "Вела тяжбу" в данном случае означает, что Диана долго и нудно добивалась, чтобы купчая на Шенонсо была надлежащим образом зафиксирована, замок и земли были выведены из владений Короны и закреплены за ней. И, кстати говоря, обмен Шенонсо на Шомон, фактически увеличивший ее и без того огромное состояние, рассматривался Дианой как знак примирения со своим главным врагом. Она не выражала никакого возмущения действиями Екатерины, считая их вполне ожидаемыми и естественными.

Огромное спасибо за такой развернутый и подробный ответ! Я думаю, многим было интересно его прочитать!

Рада была быть полезной!{#}

Наталья (SerNa7) 23.01.2017

и в Средневековье существовала бюрократия. {#}

А как же? Чем же все эти сенешали, бальи и нотариусы кормились? Хотя это не средневековье, а уже Возрождение.

Спасибо, очень интересно!

Одно уточнение (так, просто для порядка): Екатерина Медичи не отобрала Шенонсо у Дианы Пуатье, а заставила (настоятельно рекомендовала) обменять его на свой замок Анэ - тот самый, упомянутый вами. Дело в том, что хитрая Диана, понимая, что ее власть кончится со смертью Генриха II, оформила замок Шенонсо не как подарок ей от короля, а как будто она его купила, поэтому просто отобрать его Екатерина не могла.

Спасибо за чудесную экскурсию! Очень познавательно!

Спасибо за экскурсию. Очень приятный замок. Хотя мне интереснее с оружием и доспехами! {#}

Olga'S Luxury Creation 22.01.2017

Тогда Вам, Александр, надо в Замки Столетней Войны - сюда, например в Beynac), это Perigord Noir

Sne 22.01.2017
Ура, ура, ура! Новый рассказ от Светланы и я уже почти составляю маршрут по Германии и Франции, чтобы воочию увидеть эти красоты. Спасибо большое!

За интересный рассказ и замечательные фотографии спасибо!{#}

Хватит смотреть на мир глазами Юрия Сенкевича и Светланы Бутряковой!

Хочу в Баварию - на Октоберфест {#}

Спасибо, Владимир, за такое лестное сравнение с Юрием Сенкевичем.

На самом Октоберфесте, Вам вряд ли понравится, лучше приехать несколько "до", сэкономите на съёме гостиницы/жилья, посетите Нойшванштайн, сгоняете в Зальцбург, -отдохнёте душой.

Евгений, почему вряд "вряд ли понравится". Сказали "гоп", так что расшифровывайте. {#}

Была в этом году на Октоуберфесте у нас в городе, понравилось очень. Захотелось следующий на родине праздника отметить.

Ну, это специфическре мероприятие, нужно покачиваясь в такт тирольским напевам выпивать огромное количество пива и получать от этого удовольствие, если последнее нам под силу , то тирольское горловое пение штука сложная. В общем, наверное так же чуствовали бы себя немцы на масленицу.