В копилку рукодельницы.
Доброго времени суток, друзья. Я продолжаю серию публикаций фотографий узоров и орнаментов, сделанных мною в разных музеях. Надеюсь, что они пригодятся вам в работе.
В прошлой публикации мы продолжали осмотр убранства воссозданного деревянного Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, остановились в передних сенях женской половины:
Назначение помещений в женской половине такое же, как и в мужской, но они меньше и скромнее.
Вход - через Передние сени государыни – царицы, где висят портреты обеих жён Алексея Михайловича (Марии Ильиничны Милославской и Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I), его дочери Софии Алексеевны (сестры Петра I), а также Елизаветы Петровны (дочери Петра I, которая родилась именно в Коломенском) и Екатерины II (жены Петра III), чьё правление также отразилось на судьбе дворца. Кстати, в дверном проёме виден портрет Марии Ильиничны Милославской.
Именно в царствование Екатерины II дворец был точно обмерен, составлены точные описи, были подготовлены документы, по которым в наше время дворец восстановили. Но именно Государыня-матушка повелела закончить жизнь дворца; его разобрали "за ветхостию".
Передняя палата.
На потолке – подволочное письмо на библейскую тему, тему книги бытия Эсфири.
Эсфирь была разумной и покорной женой царя Артарксеркса, благодаря своему благочестию спасла израильский народ от уничтожения. Так этот эпизод трактовался на Руси в XVII веке.
Возможно, здесь, в этой палате проходили театральные представления. Пьесы писал Симеон Полоцкий. Одна из его пьес была посвящена Эсфири, в ней разыгрывалось, какой должна быть добродетельная жена. Поэтому здесь восстановили сцену из книги Эсфири. Сидели зрители на лавках, низшие чины во время представления стояли. В антрактах играли музыку, показывали танцевальные номера.
Престольная царицына палата.
В этой палате государыня проводила приёмы по поводу:
- своих именин
- рождения наследника, именин детей
- Пасхи, Рождества и других важных праздников.
На потолке написаны аллегории времён года. Они выполнены в очень интересной манере. Мы привыкли, что части света изображают в женских образах, а здесь четыре времени года изображают мужчины разного возраста. Зима представлена в виде старика, весна –это юноша, почти мальчик, осень – зрелый муж, лето – молодой мужчина.
Изображения для аллегорий взяты с деревянной тарелки XVII века, хранящейся в ГИМ.
Внизу, в нижнем регистре стены впервые в росписи появляются пейзажи – ланчаки (искаженное landscape). Это отголоски западной культуры, когда в искусстве появились пейзажи. При дворе знали, что их следует изображать на стенах, но где – не совсем понимали, поэтому во дворце их осторожно поместили в самый нижний ярус.
Над троном помещена икона Успения Богородицы, под ней подвешена шитая пелена «Голгофский крест». Эта вышивка служит образцом рукоделия, шитья жемчугом знатной женщины XVII века. Таким шитьём занималась и сама государыня-царица.
Сегодня мы на этом остановимся, а в следующей, заключительной публикации осмотрим Царицыну мастерскую палату, где государыня занималась рукоделием.
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6
часть 7
часть 8
Надеюсь, вам было не скучно.
Ваша Татьяна
P.S. Как всегда оригиналы фотографий размером 3456 х 5184 пикселей, для публикации преобразованы в размер 1024 х 683 пикселя.