В копилку рукодельницы.
Доброго времени суток, друзья. Я продолжаю серию публикаций фотографий узоров и орнаментов, сделанных мною в разных музеях. Надеюсь, что они пригодятся вам в работе.
В прошлой публикации мы знакомились с убранством Столовой палаты воссозданного деревянного Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском:
А теперь мы выходим из Столовой палаты и продолжаем осмотр дворца.
Это кажется невероятным, но убранство покоев дворца Алексея Михайловича можно рассматривать бесконечно... Я несколько раз хотела следующую публикацию сделать на основе фотографий из другого музея, но в залах так много интересного!
Передняя палата находится слева от парадных сеней. По аналогии с Теремным дворцом в Кремле её можно назвать «думной палатой». Думная палата служила для ожидания высшими чиновниками (боярами) царского выхода, либо приглашения в ещё более торжественные и важные по своему значению палаты.
По оформлению эта палата очень похожа на сени перед столовой, та же резьба, тот же шатёрный суконный наряд, те же традиционные для Руси пристенные лавки.
Есть здесь и кресло (слева от двери, под иконами). Любой стул в XVII веке – это всегда «немного» трон.
Справка: "Отношение как к трону" связано со старинными правилами этикета: кто как и где сидит. Если существует предмет, на котором сидит только один человек, а не несколько, как на лавке или скамье, то этот человек занимает исключительное положение. Стул или кресло ставились только для государя. В случае, если царь принимал патриарха, то второй стул ставился для владыки. Остальные либо садились на лавки, либо оставались стоять.
Из Думной палаты мы попадаем в палату Престольную или в Тронную залу.
Думную палату украшает традиционная резьба по дереву, а вот на дверях, ведущих в Престольную палату резьба более объёмная, более пышная. Она именовалась лемской резьбой по аналогии с немецкой, голландской.
Впервые на потолке, на подволоке, появляется сюжетная роспись. Подобная роспись называлась "бытейское письмо": то есть письмо на библейские сюжеты. Это название восходит к первой части Библии – книге Бытия. Но "бытейским письмом" могли считаться и росписи на исторические темы. Это роспись, не имеющая отношения к Библии, но рассказывающая о бытии, о жизни в старину.
В первую очередь обратите внимание на изображение трона царя Соломона со львами (Сюжет "Песнь царя Соломона", слева у трона царя изображены львы).
В подражание царю Соломону, львы были установлены в одном из залов императорского дворца в Константинополе. Позже, уже в подражание Константинополю и Византии, львов поставили и в Коломенском. Где именно они стояли – неизвестно. При реконструкции этого зала решили намекнуть на коломенских львов, устроив их в Престольной палате. Когда львов заводят, у них светятся глаза и раздаётся настоящий львиный рык.
Стены украшены травным письмом, особенно любопытен нижний регистр – это ещё один вид росписи, называемый аспидным письмом (т.е. под мрамор). Это связано с тем, что в средневековье своего мрамора в России не добывали, лишь в небольших количествах привозили столешницы, шкатулки, ларцы.
Кстати, за спиной льва виден фрагмент аспидной росписи.
Трон в Престольной палате довольно точно скопирован с трона Михаила Фёдоровича Романова, подаренного ему персидским шахом. Обращает на себя внимание отделка бирюзой – излюбленным камнем-талисманом Востока.
Дальше начинается череда личных или постельных покоев, они более традиционные, более древнерусские. Хотя интерес первых Романовых от Михаила до Петра к новшествам проявляется и в личных покоях. Мы пройдем, почти не задерживаясь, до женской половины дворца.
Стены покоев нередко отделывались тиснёной кожей.
Сегодня мы остановимся в Передних сенях женской половины, перед входом в Престольную царицыну палату.
Продолжение следует...
часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6
часть 7
Надеюсь, вам было не скучно.
Ваша Татьяна
P.S. Как всегда оригиналы фотографий размером 3456 х 5184 пикселей, для публикации преобразованы в размер 1024 х 683 пикселя.