Очень часто ученики на занятиях меня спрашивают: «А что еще можно сделать из фоамирана?» Ответ: «Очень многое». Лично я очень люблю придумывать новые варианты использования старых материалов. И с удовольствием наблюдаю, как это делают другие.
Фоамиран — материал уже не совсем новый для России. Но для тех, кто слышит о нем впервые — это тонкие листы цветной пористой резины, в нашу страну привозимые из Ирана, Турции, Китая. Толщина материала от 0,5 до 3 мм. Бывает и больше — 5 мм, а также с рисунками и эффектами, даже с рельефной, ворсистой поверхностью. Но у нас в России я пока его не встречала. Попадаются с рисунками и блестками, но не часто. А толстого 5 мм и ворсистого я в продаже не видела. Тонкий фоамиран используется для изготовления цветов, толстые листы от 1 мм и толще идут в скрапбукинг и на производство кукол.
Куклы — более-менее известное направление фоамиранового творчества в СНГ, после цветов. Так сложилось, что в России наибольшую популярность приобрели именно цветы из фоамирана, то есть работа с тонким фоамираном. Материал начал активно использоваться и в виде вырубок для скрапбукинга. Вариантов его применения невыразимо больше, чем мы уже опробовали. Тем интереснее посмотреть, как обстоят дела с фоамираном в других странах. Например, португалоговорящие страны, в частности Бразилия, буквально оказались центром демографического взрыва кукольного фоамиранотворчества. С кукол я и начну свой цикл «Что еще можно делать из фоамирана?».
Правда, мне бы хотелось начать с себя и своего субъективного мнения.
Я очень люблю креатив. Мне нравится, когда мастера руководствуются внутренним чутьем, личными представлениями о желаемом, об удобстве изготовления того или иного элемента и свободно обращаются с материалом. Свободно — это значит способны отбрасывать догмы, комбинировать, придавать индивидуальный «изюм» своим творениям. Когда в работах читается лицо мастера, его настроение, его свобода движений, его стиль. Все это я очень люблю и ценю и всего этого я ни разу не увидела в куклах из фоамирана в России, которые попадались в мое поле зрения. Лишь однажды я увидела на рекламной фотографии какой-то отечественной студии фото интересной куклы, которая меня заинтересовала своим отличием от массового стиля. Но мое отношение к предмету она не измелила кардинально. Только подтвердила мысль, что любой материал — лишь инструмент в руках мастера.
И вот в таком отношении к объекту нашего сегодняшнего разговора я начала свои изыскании со слабой попыткой быть объективной. Тут-то я и столкнулась с, буквально, взрывом любопытных идей, которые породили во мне стойкое желание сделать свою куклу из фоамирана! Уверена, я такая не одна. И буду рада, если мой энтузиазм и интернет-раскопки подарят вам, дорогие мастерицы, новые задумки и новые работы!
В португалоговорящих странах закрепилось название фоамирановой куклы, звучащее как «Фофуча» (Fofucha). Оно быстро стало нарицательным и расползлось по другим странам. Начнем наш обзор с «классики». Куклы «базового» типа имеют очень сходную конфигурацию. У такой куклы контуры всегда геометрические, пропорции гротескно-преувеличенные (очень большая голова и ступни). Эдакая мультяшно-условно трехмерная кукла, выполненная в очень ярких красках. Вот таких я и увидела на просторах нашей родины. Их же в большом количестве я увидела и на зарубежных ресурсах. Но! Несмотря на внешнюю схожесть стиля среди мастеров (а возьмите тех же тильд, ведь для непосвященного они тоже могут показаться на одно лицо) разительно отличается уровень реализации и количество идей. Да, они мультяшны, но я встретила среди них кукол с характерами. Давайте по порядку и с иллюстрациями.
Вот так выглядит базовая фоамирановая кукла в Бразилии:
У кукол, чаще всего, тонировке подвергается только лицо. А все прочие части тела и одежды остаются без изменений, обычного однотонного цвета. Геометричность линий понятна, т.к. используются стандартные пенопластовые заготовки. А это конусы, шары, овалы, то есть простые фигуры. Суть изготовления в том, что разогретый фоамиран (а это пористая резина) натягивают на пенопластовую заготовку. Поэтому мы получим на выходе то же, что и было на входе — стандартную форму, только теперь обтянутую резиной. Пенопластовая заготовка остается внутри игрушки. В результате мы имеем небьющуюся резиновую куклу приятной замшевой текстуры. Вроде все не сложно, но и из геометрических фигур и фантазии вполне можно получить интересный эффект!
Вот работы одной из бразильских мастериц Тани Монтейро в базовом стиле. Ее работы мне очень понравились качеством и характерами.
Это работы Моник, тоже из Бразилии. Мне очень понравился читаемый стиль ее работ, они узнаваемы, фактурны и тоже прекрасно сделаны.
А это работы других мастеров в том же стиле. Но посмотрите, какие они разные!
Как видно выше, кроме самих кукол из фоамирана создают и кукольную мебель, а также всякие виды транспорта. Вот примеры. Куклы базового стиля с транспортными средствами:
Интересным мне показалось и направление копий. Не знаю, как лучше это назвать, но в рамках жанра делаются мультяшные, киношные и прочие персонажи в виде фофуч. На родине создания их называют фриками.
Еще одно направление мультяшных персонажей простых линий, но, на мой взгляд, очень интересное и тоже связанное с копированием:
После освоения простых фигур мастера перешли к фигурному вырезанию и склеиванию пенопластовых форм, чтобы получать более сложные контуры лиц и предметов.
Больше всего мне понравилась игра с тонировкой. Она позволяет даже геометрически простых кукол сделать более играющими.
Замечательные варианты получаются при комбинации разных материалов, но базово кукла все же из фоамирана. Вот примеры:
Кукольная тема очень объемная, поэтому я разделю ее на тематические части. Кроме того, есть еще невероятное количество полезных вещей, которые делают из фоамирана, о них мы тоже поговорим в отдельных темах.
Удачного творчества!