Начало здесь -
В последние годы родители часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире (распространенность по разным данным составляет от 10 до 30 %). У мальчиков речевые нарушения встречаются чаще, чем у девочек.
В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации, сказываются на общем формировании личности. Как писал великий психолог Лев Семенович Выготский : «Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом… оно есть единство слова и мысли»
К числу причин патологии речи причисляют внутриутробную патологию, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее выраженные дефекты речи возникают при нарушении развития плода от 4 нед. до 4 мес. беременности. Вследствие поражения речевых зон коры головного мозга может возникнуть отсутствие или грубое недоразвитие речи. Родовая травма и асфиксия во время родов могут вызвать расстройства иннервации речевого аппарата. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоциональной сферы, соматическая ослабленность, недоношенность могут стать причиной задержки темпов речевого развития.
Прежде чем говорить о нарушении речи, давайте вспомним строение речевого аппарата.
Речевой аппарат состоит из двух частей - центральной и периферической.
Центральная часть
- речеслуховой анализатор ( центр Вернике) расположен в височной зоне, отвечает за сложный процесс понимания речи.
- речедвигательный анализатор ( центр Брока), расположен в лобной зоне, обеспечивает моторную часть речи ( говорение).
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
- дыхательного ( грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей)
- голосового ( гортань с находящимися в ней голосовыми связками)
- артикуляционного ( язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое т твердое небо, альвеолы. Язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными структурами).
К дефектам речи относятся нарушения голосообразования, темпа и плавности речи, звукопроизношения и интонации.
Нарушение голосообразования называется «дисфония». При дисфонии происходит нарушение звучности голоса, он становится слабым, хриплым, вибрирующим. Шепотная речь сохраняется. Нередко дисфония обусловлена воспалением гортани – ларингитом и может быть в любом возрасте.
Темп речи может быть патологически замедлен, когда процессы торможения в центральной нервной системе преобладают над процессами возбуждения. При этом сильно растягиваются гласные, речь становится нечеткой. Встречается патологически быстрая речь, при которой в секунду произносится 20 – 30 звуков ( при норме 9 – 14 звуков). Такую стремительную речь трудно понять, даже когда не изменено звукопроизношение. Нарушения темпа речи влияют на плавность речи, ритм и интонационную выразительность. Часто у детей с нарушением темпа речи бывают нарушение внимания, памяти, мышления.
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата называется дислалией. При дислалии страдает обычно артикуляция согласных звуков. Проявляется это в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата, который представлен верхней и нижней челюстью, твердым и мягким небом, языком, губами и альвеолами зубов. Такие нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, но при травмирующих ситуациях могут появиться в любом возрасте.
Когда родители говорят о нарушении речевого развития ребенка, то часто имеют в виду задержку темпов развития речи и нарушение звукопроизношения. Но искажение слоговой структуры речи является одним из характерных симптомов нарушения речевого развития, который сохраняется у детей в течение долгого времени и отличается большой стойкостью. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается гораздо дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.
Виды нарушений слоговой структуры речи:
1. Нарушение количества слогов
- сокращение или пропуск слогов ( моток - молоток). Слоги могут опускаться в начале слова, в середине или не договариваться до конца.
- увеличение количества слогов за счет добавления гласной ( тарава - трава).
2. Нарушение последовательности слогов в слове
- перестановка слогов в слове (деворе - дерево)
- перестановка звуков соседних слогов ( гебемот - бегемот).
Число слогов не нарушается, но слоговый состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажение структуры отдельного слога
- превращение закрытого слога в открытый ( капута - капуста)
- вставка согласных в слог ( лимонт - лимон).
4.Уподобление одного слога другому ( пипитан - капитан).
5.Персевирация - застревание на одном слоге в слове (пананама - панама).
6.Контаминация - соединение двух слов ( холодильница - холодильник, хлебница).
Слоговая структура речи формируется у ребенка постепенно, но с 2,5 - 3 -летнего возраста она нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Обратите на это внимание.
Вопрос, который волнует многих родителей - может ли ребенок с задержкой темпа развития речи начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения?
Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще всего это происходит летом, когда ребенок получает большое количество новых впечатлений, а его организм крепнет.
Однако многим детям нужен "пусковой толчок". Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для срыва речи – в 1-2 года, в 3 года и в 6 -7 лет.
Речевые нарушения могут сочетаться с нарушением крупной и мелкой моторики, с нарушениями внимания, памяти и мышления.
На что стоит обратить внимание родителям 5 – 6 –летних детей?
Может ли устойчиво стоять Ваш ребенок на одной ноге?
Может ли подражать при имитации движений – как идет солдат, как летит птица?
Успевает ли за другими детьми на физкультурных и музыкальных занятиях в детском саду?
Может ли расстегнуть и застегнуть пуговицы, завязать шнурки?
Любит ли рисовать, играть в конструктор, собирать пазлы?
Нет ли трудностей пространственного расположения элементов на занятиях по аппликации и работе с пластилином?
Может ли без посторонней помощи выполнить задание по подражанию, например, «замок» ( сложить кисти вместе, переплетая пальцы), «колечки» ( поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец)?
Может ли по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и прочих?
Может ли выразительно читать стихи?
В дошкольном периоде закладывается фундамент речевого развития ребенка. Именно в это время коррекция и лечение (в случае необходимости) наиболее безболезнены для ребенка (и его самооценки) и наиболее эффективны.
Продолжение следует...