Гуляя по просторам Интернета, набрела на замечательную притчу о творчестве и захотелось поделиться с вами!
Притча о творчестве
"Дело было в одиннадцатом веке на Новгородчине.
Кузнец Данила считался самым весёлым мастером в кузнечном ряду. Играючи он ковал косы, охотничьи ножи и изящные решётки для окон. Местные крестьяне любили заказывать у него необходимую утварь, да заезжие купцы частенько покупали большие партии товара.
Как всякий преданный своему делу мастер, Данила не любил в работе простоя. Кузница у него была завалена болванками железа и обломками стали. Всё своё время он проводил в кузнице, так что и семью завести было некогда.
Однажды ковал он лезвие для ножа, как вдруг увидел в пламени горнила пляшущую ящерку, то ли змейку — с девичьим лицом и огненными волосами. Это была саламандра. Она плясала в такт ударам молота по наковальне, и Данила бил им не переставая, не в силах оторвать взгляд от огненной змейки.
Когда Саламандра исчезла, лезвие ножа у него вытянулось в длинную стальную проволоку. Данила с досады свернул её несколько раз жгутом и выковал из неё замечательное лезвие — гибкое и острое. А чтобы оно не слишком гнулось, сделал из железа боковые щёчки.
Опять появившаяся в пламени Саламандра наблюдала за его работой. Когда нож был почти готов, она выскочила из горна, пробежала по стальной полоске и приварила к ней железные щёчки.Данила приделал к ножу ручку и не мог налюбоваться хорошо сработанной вещью.
Нож и спрямь был хорош: железные щёчки снашивались и обнажали стальное лезвие, так что клинок сам затачивался, а стальная сердцевина, выкованная из перекрученной проволоки, не гнулась и не крошилась даже на камне.
Заказанную крестьянами утварь делать Даниле уже не хотелось. С раннего утра в пламени горна плясала Саламандра, подбадривая мастера и помогая ему. С утра до вечера весело стучал по наковальне его молот.
Ножи свои Данила делал подолгу, а продавал вполцены. Совестно ему было брать себе деньги за ту часть работы, что выполняла Саламандра, а отдать ей заработок было невозможно — не бросать же деньги в огонь!
Другие мастера — кузнецы посмотрели на Данилину работу и наладились похожую делать: выкуют из железа нож, а вместо лезвия стальную проволоку приварят. По виду - то же, а по сути — сплошной обман. Стальная проволока быстро стачивалась, а железку после этого — хоть выкидывай. Но зато их ножи были так хорошо отполированы, да в таком футляре, что Данилины шедевры совсем перестали покупать.
Но Данила не унывал. Железа и стали в кузнице хватало. Затянул потуже ремень — и за работу. Радостно ему жилось. Но бывали дни, когда огненная ящерка не появлялась — и тогда опускались руки у мастера, валился он на топчан в углу кузницы, и тосковал, глядя в закопчёный потолок. Не мог без вдохновения работать Данила, не в радость стала такая работа.
Торговые дела у него совсем пришли в упадок. С тех пор, как в его кузнице поселилась Саламандра, Данила мастерил только охотничьи ножи. А много ли их надо? И крестьяне перестали идти к нему со своими заказами. Заезжие купцы тоже обходили его кузницу стороной. Ножи у Данилы были добротные и недорогие, но не было в них того блеска, как у других мастеров.
Однажды пришёл чёрный день, когда кончились и железо, и сталь в кузнице Данилы. Не с чем стало работать бедному кузнецу. Решил тогда Данила сделать что-нибудь на заказ, чтобы сырьё купить. Вышел на улицу, стал покупателей зазывать — но не тут-то было!
Пока он свои шелевры ковал, прочие кузнецы обзавелись клиентурой, каждый за своих покупателей — заказчиков держится, других кузнецов втихомолку поругивает. И о Даниле уже молва сложилась — потому дескать свои ножи вполцены продаёт, что блеска в них никакого, да и грош им цена.
Никто у Данилы ничего не заказывает, никто не покупает его ножи. Еле-еле договорился со знакомым крестьянином лемех ему выковать. Один лемех выковал, другой. Саламандра не появляется, а Данила крепится: ничего, думает, накоплю сейчас денег, куплю сталь да железо, будем опять с Саламандрой ножи ковать. Накопил денег, купил сырьё, — тут бы за настоящую работу взяться, — а Саламандра не идёт.
Без огненной змейки не получаются ножи у Данилы, не в радость ему стала такая работа. Долго ждал мастер свою Саламандру, но так и не дождался. Пока занимался Данила заработками, покинула его Саламандра, не дождалась вольного творчества.
Затосковал мастер, стало все из рук валиться, не идет больше работа. Продал он и дом свой, и наковальню, и молот, и кузницу, а ножи не продавал. Смотрел на них Данила, — вместе с Саламандрой они когда-то их делали, да прошли безвозвратно те времена. Смотрел, смотрел на них, да и раздал ножи в качестве подарков на память, чтоб душу больше не бередили. А сам ушел странствовать в дальние земли и больше Данилу никто не видел.
Год проходит, другой. У других-то мастеров с ножей полировка стёрлась,стальные провочки — лезвия сносились, а мягкое железо от воска тупится — только выкинуть их осталось.
А Данилины ножи от времени только лучше становятся. От работы блестят и сами затачиваются: железо по бокам стачивается, стальную полоску открывает. А сталь-то острая да такая прочная — камень берёт, не то что дерево.
Заезжие купцы за ними охотятся, втридорога скупают, жалеют, что во-время не разглядели. Стали Данилу славить, памятник хотели воздвигнуть, да вот беда — где его теперь найдешь.
И зачем ему памятник, если лучшая память о мастере — его вдохновенная работа.
Мне до слёз было жаль мастера Данилу.
— Тётушка Салам! Ну почему Вы к нему не вернулись? Нельзя же быть такой жестокой, а ещё любовь проповедуете!
Тётушка Салам виновато развела руками:
— А что я могла поделать? Мы, Саламандры, так же подчинены законам взаимного притяжения, и приходим только к тем, кто работает с огоньком — на то мы и огненные натуры. А лёжа на топчане, саламандру не дождёшься, как её ни зови.
— Тётушка Салам, а почему они сразу не увидели, что Данилины ножи лучше?
— Трудный вопрос. Всему судьёй время. Время стирает позолоту и вымывает золотые россыпи. То, что сделано на утеху покупателю подобно позолоченной деревяшке: рано или поздно время обнаружит фальшь этой поделки. Подлинное искусство идёт от души и не думает об успехе, потому-то оно слишком просто или непривычно, его трудно разглядеть сразу."
Спасибо за внимание! Хочется надеяться, что каждый нейдет в притче что-то для себя!