Марк Ротко — один из самых знаменитых американских художников-абстракционистов двадцатого века, и его работы сегодня пользуются большим спросом. Будь то его картины 1940-х годов или его более поздние работы 1960-х годов, искусство Ротко имеет чрезвычайно высокие цены в мире искусства. Но почему эти картины такие дорогие?
Данные с крупных аукционов показывают, что сегодня работы художника оцениваются не то что миллионами, а десятками миллионов долларов. На сегодняшний день он возглавляет рейтинг самых дорогих русских художников 21-го века, опередив Малевича, Кандинского, Шагала и иных мэтров авангардизма. При этом по цене рекордной продажи с ним может сравниться только Малевич. Но если у последнего есть всего одна продажа за 86 млн долларов, то в арсенале Ротко сразу пять картин, проданных в диапазоне 66-87 млн долларов. Заметим, что холсты имеют внушительные размеры по несколько метров в длину и ширину.
В ноябре 2012 года на Sotheby`s была представлена картина «№ 1 (Королевский красный и голубой)» — яркий образец оригинальной живописи художника. Это была одна из работ, выкупленная компанией «Мальборо». Холст был создан в 1954 году, в 1969 попал в галерею «Мальборо», откуда через год ушел в Вашингтон в семью Кригеров. Его неоднократно представляли на выставках Чикаго, Нью-Йорка и в других городах. Сменив еще несколько владельцев, картина оказалась на Sotheby`s, где ее выставили с эстимейтом 35-55 млн долларов. Но несмотря на такую космическую сумму полотно купили с двойным превышением нижней границы — за 75 млн долларов.
В современном искусстве, как известно, критерий мастерства отсутствует. Это раздражает обывателей, то и дело всплескивающих руками: мол, и я так могу. Но даже среди авангардистов есть свои рекордсмены, тот же Ротко. Чем же объясняется его астрономический ценник? В случае с Марком Ротко высокая стоимость обусловлена удачным стечением многих факторов. Ему, в отличие от Ван Гога и Модильяни, посчастливилось еще при жизни стать высокооплачиваемой звездой.
Во-первых, этому способствовала драматичная биография. Родился в еврейском доме на бескрайних просторах Российской Империи (бывшая Витебская губерния), откуда Ротковичи всей семьей бежали от еврейских погромов в Америку. На дворе 1913 год, денег у семьи нет, а потому Ротко с детства пришлось работать разносчиком газет. Отличный аттестат, благодаря которому Марк получил грант, позволил ему поступить в Йель. Но будущий художник не окончил обучения: в этот момент (середина 30-х) в его жизни появляется живопись. Некоторое время Ротко писал вполне реалистичные портреты и пейзажи, потом увлекся абстракционизмом и лишь к концу 40-х нашел свою собственную манеру «цветовых полей», с которой и остался в истории живописи.
Довольно быстро он стал модным художником: состоятельным покупателям льстила его репутация интеллектуала, а яркие цветовые пятна на удивление удачно вписывались в современный интерьер 40-х. Хотя сам Ротко, несмотря на успех, до конца жизни изводил себя самоедством, размышляя о том, правильную ли манеру избрал и достоин ли называться художником.
В 1958 году Ротко получил один из первых своих больших заказов. Четыре фрески для украшения нового нью-йоркского небоскреба «Сигрэм Билдинг» Ротко предложили написать за 35 тысяч долларов, то есть примерно за 2 с половиной миллиона долларов в переводе на нынешние деньги. Для любого художника такой заказ — просто счастливый билет: хорошая цена, модный проект . Но не для Марка Ротко, которого приводила в негодование мысль о том, что его картины будут висеть в месте, «куда приходят богатейшие ублюдки Нью-Йорка, чтобы покормиться и показать себя». Принять работу он согласился лишь после долгих уговоров жены. А когда все было уже практически готово, демонстративно вернул заказчику аванс со многими нулями и оставил картины себе.
Тем не менее выгодные заказы продолжают сыпаться на него как из рога изобилия. В 60-м одну из работ Ротко покупает Рокфеллер, лучшие музеи начинают буквально драться за право выставлять художника, а гонорары становятся все более баснословными. Однако его картины, некогда радужные и светящиеся, становятся все темнее и депрессивнее, любимый красный сменяется коричневым.
Ротко участвовал не только в известных выставках, но и организовывал свои, очень щепетильно относясь к условиям экспонирования. Порой он специально писал картины для определенных интерьеров, чтобы добиться нужного эффекта. Так были созданы полотна для часовни Ротко, ресторана «Времена года» и других заведений.
Последние годы жизни Марка Ротко были тяжелыми. В конце 1960-х годов он много пил, курил, страдал от тяжелой болезни и был вынужден перейти от крупномасштабных полотен к небольшому формату. Пережив развод и измученный болезнью, в 1970 году 66-летний художник покончил с собой, перерезав вены. Считается, что последней каплей для Ротко стало предательство близкого друга Бернарда Райе, по вине которого компания «Мальборо» должна была отобрать у художника часть его картин.
Однако там, где заканчивается физическая жизнь художника, начинается жизнь бренда.
Итак, биография легенды, приспосабливаемость к современному интерьеру, правильная выставочная история, авторитет среди коллекционеров — все это делает полотна Ротко лучшим инструментом капитализации. А факт, что сам художник всегда презирал то, частью чего он сегодня является, – дело десятое. У мертвецов не спрашивают мнения.