Я родилась в Узбекистане, далекой от России республике в Средней Азии. Впечатления от детства самые сильные: запахи, свет, звуки. Многие художники эвакуировались сюда во время Великой Отечественной Войны и оставались. Причиной служили яркие цвета повсюду и необычная игра света и тени. И это действительно неповторимо. На свадьбах резкие звуки карнаев и сурнаев, прорезая поблескивающую на солнце пыль, отзванивали в небесной лазури; им отвечали снующие стрижи и ласточки. В воздухе разносился запах свежеиспеченных лепешек. А на улицах девушки и женщины были одеты в палитру из цветов радуги, национальные платья и штанишки из ханатласа. У девушек множество туго заплетенных длинных косичек, и изящные шапочки на головах.
Это все осталось лишь в воспоминаниях. С 90'х годов национальные традиции потихоньку стали исчезать, и в настоящее время европейский костюм меняется на что-то в Турецком стиле или скорее из Саудовской Аравии. Некоторые женщины и девушки носят белые или черные платки покрывающие иногда все тело, а то и даже лицо.
Я не против эволюционных процессов. Но решительно не вижу смысла, почему нельзя черпать вдохновение в национальном костюме. Тем более, что традиционная одежда очень красива и самобытна. И создание на ее основе модных образов является неисчерпаемым источником вдохновения. Узбекские ткани для женского костюма преимущественно из шелка. А он довольно пластичен. Узоры его - это произведения абстрактного искусства, где и цвета и мотивы полны скрытого сакрального смысла. Он красиво подчеркивает женскую фигуру, обволакивая ее скользящим облаком. При ходьбе этот материал струится и движется.
В советские годы инженеры из союза разработали механизированный станок для производства ханатласа. Шелк был высшего качества, но к сожалению делался машинами. С 90'х годов постепенно процесс вернулся к ручному изготовлению, который трудоемкий и долгий. Несколько лет назад я ездила в Ферганскую долину, где в Намангане и Маргелане шелк производят вручную, но станки мы тоже видели. Конечно разница между ручными изделиями и машинными огромная. Попасть в Ферганскую долину довольно непросто, нужно преодолеть сложный Камчикский перевал. Дорога долгая, ехать приходится часто медленно. Мастерских немного и с каждым годом становится меньше из-за роста цен на шелк и хлопок. Китайский дешевый масс маркет захватывает рынок тканей быстрыми темпами. В основном, узбекские семьи приобретают национальные ткани на свадьбу для приданого: метражом и для церемонии. Но в повседневной одежде они почти не используются. Тренды задаются зарубежными странами.
Традиционная женская (да и мужская) одежда - это длинная в пол нательная рубашка, штаны, ярко украшенный халат и головной убор (шапочка-тюбетейки или небольшой закрученный платок). Сейчас этот традиционный комплект ушел в прошлое. Национальную одежду используют лишь на свадьбу. Костюм состоит из европейского кроя платья, иногда штанов и жилета до щиколоток или укороченного. Невесты одевают это на завершающий свадебный обряд - келин салом. А на главную свадебную церемонию девушки носят европейское белое платье.
Из национальных тканей можно шить блузы, топы, женские летние брюки, платья, и костюмы. Ткань удобна в покрое. Она дает летом прохладу, тело дышит. А шарфы из национального шелка могут украсить любой выход и создать неповторимый стиль. Я думаю на эстетику многовековых традиций национального костюма нужно обратить внимание. Ведь необязательно искать вдохновения в чужой культуре, достаточно обратиться к своей.