Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сейчас мы попробуем разобраться, что же такое кукла "панка", какие у неё корни в русской культуре и какое место она заняла.
Почти у всех народов мира существовала традиции резных фигурок из дерева. На севере России (не только Русском Севере) эта традиция чтилась вплоть до конца 20в. С появлением полимерных материалов (пластика) она уходит на второй план. Кто ещё жил в 80ых помнят деревянные игрушки на витринах магазинов. Но эти игрушки - просто игрушки.
Если смотреть глубже, к истокам, то на Русском Севере деревянные игрушки имели особый почёт, а всё потому, что корни населения нашего севера довольно разные и часто глубокие, это касается и культуры.
В русской культуре куклы "панки" это элемент пришлый, но пришел он от людей, кто так же стоял у истоков создания русского этноса, а именно - уральских народов. В XIX веке кукол-«панок» (иногда их называют прародительницами) делали крестьяне Русского Севера и поморы — рыбаки и охотники Белого моря, которые в сезон ездили на промысел. В минуты отдыха помор угольком прочерчивал силуэт игрушки, потом топориком создавал форму, ножичком чуть-чуть подравнивал, потом брал гвоздь или проволоку и создавал игрушке свое лицо. Другое определение этих игрушек — плотницкие.
История слово "панка" на Русском Севере имеет разное значение. Например, паны, как предки, пращуры. Второй вариант - это аборигены. Третье - панами на севере иногда называли поляков, литовцев и казаков, чьи шайки часто наносили моральный и материальный вред местному населению. Несмотря на то, что у славянского населения тоже были "паны", на Русском Севере оно носит именно финно-угорские корни. Например, у коми было слово "пам", что в агиографии Стефана Пермского оно звучит как "пан". Однозначно можно ответить, исходя из исследований А.А. Титова, который первый указал на автономию понятия, что это связано с культом мёртвых и почитанием предков. Куликов Г.И. указывал, что в районе Олонца панками местное население называло курганные могильники. Так же в одной из вепсских деревень он описал обряды, проходимые на Киселёв день, который посвящался поминовению панов, т.е. предков (1890). Интересно так же исследования Криничной о традициях ханты и манси. У них до сих пор остались культурные элементы, связанные с "Иттарма". Так ханты называли куклу, замещающую умершего человека. Этимологический анализ показывает, что в значение этого слова входят два смысла - ночь и жизнь. Изначально Иттарма делалась в рост умершего человека, но т.к. народ часто передвигался (например из-за оленеводства), фигуры становились всё меньше и меньше.
Характерных особенностей куклы-«панки»:
- архаичность формы, идолоподобие
- чаще женская форма, состоящая из двух или трёх частей
- отсутствие ног и, часто, рук
- черт лица тоже либо нет, либо изображены условно-схематично.
Часто куклы "панки" называли именно в поморье. В Заонежье подобные фигурки называли "бобка". Первый вариант слова стал более популярный.
Есть гипотеза, что узоры на некоторых «панках» связаны с руническими письменами. Особенно интересна предполагаемая связь северных игрушек с ритуальными деревянными фигурками малых народов Сибири. В нужное время, например, в день поминовения родственников, куклу доставали и с ней беседовали. Всё время она была в доме как элемент оберега.
В доме такая «панка» была защитницей семьи, способствовала рождению детей, достатку в семье. Об этом свидетельствуют и знаки, которые мастера оставляли на ней.
Все эти знаки в доме были повсюду: на предметах быта, в вышивках и прочем, потому что орнамент выступал как одна из форм защиты. Если кукол-«панок» нужно рассматривать в компании с другими плотницкими игрушками: лошадками и птичками, тогда получается гармонично: кукла-«прародительница» (баба) — это символ земли, плодородия, конек — традиционный символ солнца, птички символизировали небо, дождь и воду.
Первоначальное назначение "панок": быть связующим звеном между нижним и средним миром - способствовать их контактами. Уже позже роль почитаемого предка отошла на второй план, постепенно такие фигурки становились просто детскими игрушками, но при этом всё равно оставались особыми. Они оставались оберегами и символами защиты и помощи.
Книга Дмитрия Москина, написанная в соавторстве с поэтом и философом Юрием Линником, так и называется — «Бабы, кони, птицы» (2014). По возможности пролистайте её, если найдёте на просторах интернета.