Существует особый род книг — книги для детей, которые лучше понимаются взрослыми. «Хоббит», «Таинственный сад», «Алиса в стране чудес», «Винни-Пух» — уверена, вы и сами можете продолжить этот список.
Нынешней осенью лично для меня он пополнился ещё одной книгой, книгой мудрой, забавной, лиричной.
Сюжет этой сказочной повести Кеннета Грэма можно прочитать в любой аннотации, поэтому я не стану его пересказывать, а поделюсь своими впечатлениями и мыслями, что возникали у меня по ходу чтения.
Пусть это будут своего рода заметки на полях ✒️
«Ветер в ивах» стал для меня книгой-ощущением.
Прислушаться к шелесту прибрежных деревьев. Ощутить упругое течение реки. Устремиться всем своим существом навстречу туманному рассвету. В этой книге так сильно очарование повседневности!
А ещё это книга контрастов.
Взгляду читателя предстаёт спокойный мир, где время словно замерло на месте, — и где-то в самой сердцевине этого умиротворённого спокойствия ворочается большой и безымянный страх, страх утратить это равновесие, эту беззаботность и тихое созерцание, страх малых перемен и перемены самой большой — смерти.
Да, «Ветер в ивах» — книга, проникнутая ощущением ненужности перемены мест и дальних скитаний и даже некоторым отвращением к этим действиям. И всё же наступление осени порождает в сердцах её героев смутное беспокойство, острую, как у птиц, жадную потребность покинуть родные места и посетить тёплые страны.
Мирному холостяцкому существованию героев ничто не угрожает, ведь женских персонажей в книге всего два — дочка тюремщика и грубая тётка с баржи, да и те люди, а не звери. Однако привычный уклад, домашний покой нарушает нечто другое — тяга к путешествиям. А ведь всем известно: путешествовать значит навлекать на себя неприятности и напрасно искушать судьбу.
Любопытно наблюдать, как движимое и недвижимое имущество обозначает полюса жизни героев.
Повозка и дорогой автомобиль, которые покупает неразумный мистер Тоуд, приводят к осложнениям и несчастьям.
А вот горящий камин, дружелюбная посуда, полные закрома — всё это вызывает ощущение надёжности и безопасности. Такой дом — нечто большее, чем просто «мой дом — моя крепость».
Дом (именно дом, а не семья) представляет собой суть жизни, центр бытия. Эта концепция достигает вершины в последней главе книги, где мистер Тоуд с помощью друзей возвращается в свой милый, любимый дом, который самовольно заняли злобные существа из Дремучего леса.
Глава эта называется «Возвращение Одиссея»; изгнание диких захватчиков очень напоминает избавление от ухажёров Пенелопы в доме Одиссея. Но какая тонкая ирония: предметом тоски и стремлений Одиссея тоже был дом, но для него главным в этом доме была женщина, Пенелопа, но никак не мебель, кладовая, сад или камин.
Нет сомнений в том, что «Ветер в ивах» — книга для неспешного чтения, и я очень рада, что познакомилась с ней именно на исходе осени.
Наблюдая за приключениями четверых друзей, мы задумываемся о своей жизни, о том, чем она наполнена; о времени, что течёт незаметно и неумолимо и как река, уносит с собой всё. От этого, конечно, становится немного грустно. Но разве не такова симфония жизни, что звучит временами то тихо и сладостно, то громко и мощно?..