Такое обращение, да еще к самому любимому и почитаемому святому?!? Звучит для нашего уха не только странно, но и кощунственно. А на самом деле все совсем не так. В прежние времена слово «отвратный» не носило негативной окраски и означало «отвращающий».
А уж кто, как не святой Николай, самый надежный, скорый и сильный отвратитель бед и несчастий! Видите, какие у него насупленные брови и плотно сжатые губы? А взгляд какой грозный? Но не бойтесь, так сурово святой Николай взирает не на нас, хоть и грешных, но все-таки не безнадежных. Его глаза смотрят на левое плечо, стоящего перед ним человека. А на этом месте, как мы знаем, сидит мелкий бес, пытающийся своими происками и кознями сбить нас с верного пути и склонить ко греху. Его-то и испепеляет гневным взглядом святой Никола – Чудотворец, Угодник Божий, Отвратитель бесов и гроза дьявола.
Образ Николы Отвратного появился в XVIII веке в ветковской иконописной школе. Ветка – поселение, основанное в 1667 году на землях Речи Посполитой бежавшими из центральной России старообрядцами. Сейчас это небольшой городок в Белорусском Полесье, недалеко от Гомеля. В нем есть музей старообрядчества и белорусских традиций, посетить который я обязательно однажды соберусь.
Несмотря на то, что я никогда к старообрядческим течениям не принадлежала, их традиции и искусство меня давно интересуют. И чудится мне в них что-то живое, настоящее, исконное и прекрасное, что утратила наша православная церковь, усердствуя в формальном грекофильстве, наводя огнем и мечом «книжную справу», разворачивая противусолонь крестные ходы, фанатично и истово борясь с двоеперстием, как с главной российской бедой.