Агитационный фарфор
Шел 1920 год. Вся страна, готовилась встретить трехлетний юбилей революции. Создавались специальные комиссии по подготовке праздника, конкурсов по созданию революционных памятников, оформлению площадей, арок и зданий. И хотя многое из того, что задумывалось, в те годы не удалось осуществить, но кое-что все-таки сделали.
Великие события эпохи отразились в литературе, живописи, а также в хрупких изделиях фарфора. Новая советская тематика с ее активными призывами, обращениями и лозунгами, предназначенными для плакатов и транспарантов, неожиданно для всех была органично воплощена в фарфоре. Камерное, даже интимное по своему характеру искусство выдвинулось в первые ряды агитационной пропаганды и приняло на себя накал острой политической борьбы первых лет революции.
Выпуск фарфора с агитационными надписями был налажен в 1918 году на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Бывший Императорский завод, обслуживавший до революции исключительно царский двор, получил задание правительства изготавливать фарфор "революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению". В разрушенной гражданской войной стране завод был, пожалуй, единственным предприятием, которое с неимоверными трудностями, но все-таки смогло выполнить эту сложную задачу.
Наркомпрос, в чьем ведении находился завод, старался не только сохранить для России одно из старейших и лучших в Европе фарфоровых производств, но и определить для него новые перспективы. Предприятие должно было стать научно-художественным центром, прокладывающим пути для всей советской керамической промышленности. На завод были назначены комиссар П.К. Ваулин, хорошо знакомы с технологией производства, и художественной руководитель С.В. Чехонин, чей талант способствовал созданию неповторимого облика первого советского фарфора.
Помимо грандиозных художественных задач перед заводом стояли огромные практические трудности, связанные с добычей топлива, сырья, красок. Рассматривая сегодня сияющие всеми цветами радуги фарфоровые изделия тех лет, трудно представить, что созданы они в нетопленных мастерских полуголодными художниками. Сколько в нем заключено радости, горячей веры в будущее, вложено столько душевных сил! Действительно, несмотря на все невзгоды и бытовые сложности, мастера трудились вдохновенно.
В условиях разрухи заводу трудно было создавать новые формы посуды. Выручали огромные запасы нерасписанного фарфора (так называемое "белье"), оставшиеся еще от дореволюционного производства. Поэтому в изделиях на обороте рядом с клеймом Государственного фарфорового завода стоит марка Николая II, а иногда и Александра II.
Первые изделия, украшенные агитационными лозунгами, нередко сравнивают с листовками, так как надпись - их единственное украшение. Например: тарелка со словами "Кто не с нами, тот против нас", "Ум не терпит неволи", глубокая миска с надписью "Кто не работает тот не ест".
Художники агитфарфора хорошо понимали, что их продукции суждена долгая жизнь, и стремились сделать оформление не только актуальным по содержанию, но и художественным по форме. Поэтому, когда лозунги утратили злободневность, фарфоровые изделия не потеряли свое художественное значение.