И опять незадача. Даже халцедоны придется "разбить" на 2 части — агаты и прочие халцедоны.
О халцедонах можно рассказывать долго, а об агатах — бесконечно, поскольку их много. И каждый интересен по-своему.
Прежде всего, халцедон — это особый агрегат того же кварца, иногда трубчатого строения (на микроуровне), иногда просто плотный микрокристаллический. Но не будем углубляться в научные глубины, оглянемся — что же из халцедонов нас окружает?
Изначально нужно договориться, что просто халцедоном будем называть серый просвечивающий агрегат без рисунков, цветовых пятен и характерных особенностей. На большинстве пляжей на черноморском побережье некий процент гальки — это именно халцедон — серенький, как мышка, но всегда слабо просвечивающий.
Все остальные халцедоны имеют свои "фирменные" названия.
Самый часто встречающийся камень из халцедонов — это агат. По определению. Агат — это халцедон с замкнутым полосчатым рисунком.
Исключение составляют дендроагаты (моховые агаты) — однородные серые или белесые халцедоны с разной степенью насыщенностью дендритами (веточками) других минералов — чаще хлорита, либо окислов марганца. А также "огненные" и "перистые" агаты.
Есть чудаки, продвигающие научную полноценную теорию о жизни агатов (хирология) — их рождение, рост, размножение, старение. Но это из казусов. Если начать раскрывать коммерческую сторону жизни агатов, думаю, многие удивятся. А так, как мы рассматриваем именно рыночную составляющую, то станем удивлять.
Итак, агаты. Гигантская тема, в мире тысячи людей помешано на их собирании и коллекционировании. Но непосвященным неизвестно, что 90% агатов на наших прилавках — это бразильские агаты. Всех цветов радуги, включая предельно естественные серые, бурые и желтоватые — все они искусственно окрашены.
Все без исключения, зацепок искать не надо. Технологии окрашивания агатов кратко и понятно изложены в книге Шумана, поэтому опустим эту часть. Как же так! — воскликнет пытливый читатель — я читал (слышал, мне говорили), что в Бразилии полно агатов, которые не требуют окраски — они и так красивы. И я соглашусь. Месторождения совершенно чумовых по рисункам и расцветкам агатов есть почти в каждой стране и в конце статьи я выдам фото согласно географии. Но. Есть причина, по которой вас вряд ли заинтересуют эти камни. Эта причина — цена. Стоимость хорошего среза аргентинского, марокканского или мексиканского агата в пол-ладошки колеблется на рынках от 100 до 500 евро. Это означает, что на нашем рынке им появиться в ближайшем будущем не грозит. В окрестностях города Идар-Оберштайн в Германии (исконная родина агатовых промыслов Европы) каждый год периодически проводят агатовые биржи и там есть на что посмотреть.
Полоса месторождений агатов (и аметистовых жеод, кстати — рядом лежат) в Бразилии тянется более чем на 1200 км. Все они находятся почти на поверхности и затрат на добычу не требуют. Бразильские агаты хороши по величине (до 1 м желваки и их тоже пилят на срезы), практически без трещин (чем выгодно отличаются от советских агатов) и их добыча и обработка (распиловка, окраска) поставлены на гигантский конвейер (Китай отдыхает). По совокупности всех этих факторов вы можете купить сегодня в России срез размером с ладошку любого цвета за символические деньги 10-20 евро (обхохочешься).
Все остальные (небразильские) агаты стоят очень дополнительных денег, за исключением предельно некрасивых. Хотя исключения и тут есть. Например, агаты Ботсваны. Они заполняют еще 9% рынка (вся процентовка в моих статьях — интуитивна). Ботсванские агат обалденно красивы, их несколько видов: серые, розовые, абрикосовые, оранжевые, 2-х цветные. Но, их общий недостаток — небольшие размеры. Который с лихвой компенсируется ценой — она ураганно низкая. Вся добыча агатов в Ботсване ведется из речных отложений.
Я сейчас не буду касаться отечественных агатов, составляющих еще 1% нашего рынка, поскольку это либо экзотика, либо нечто, на мой взгляд невыразительное, но в любом случае теряющееся на фоне всего остального.
Нельзя не упомянуть про ониксы — полосчатые агаты с четкими белыми (кварциновыми). Как правило, ониксом (не путать с мраморными ониксами) называют черный агат. И даже наличие полос не влияет. А так, как в природе черного агата почти нет (на рынке точно нет), — мы видим исключительно забитый обугленной глюкозой серые бразильские халцедоны.
Есть мнение (оно преобладает), что ониксы — это агаты с прямыми параллельными белыми полосами. Возможно и так. Суть остается. При этом, если белые полосы в буро-оранжевых халцедонах, то такие агаты называют сардониксами.
Иногда задают вопрос, показывая такой камень — это у меня что — сердолик или агат? Для таких верны будут аж 4 определения: халцедон, агат, сердолик и сардоникс.
Из абсолютно нестандартных агатов еще отметим бразильский перистый агат, который известен своими жеодами (некоторые огульно называют их друзами).
"Огненные" агаты Мексики. По стечению обстоятельств так называют 2 типа агатов — крекированные (искусственно "потресканные") оранжевые халцедоны и "радужные" (послойные).
И, если первые недороги и бюджетны (в галтовке не дороже 20 рублей за грамм), то вторые уже более "весомы" — от 0,5 до 1,5-2 тыс рублей за вставку в 1 кв. см.
Далее фоторяд красивых дорогих агатов с месторождений разных стран.
Аргентина.
Мадагаскар.
Намибия.
Марокко.
Ирис-агат.
Витрина марокканских агатов на выставке-ярмарке в Мюнхене. Ценники можно разглядеть — они от 100 до 1100 евро за срез.
И, под занавес, необычный немецкий агат из нашего музея — из местрождения в том самом Идар-Оберштайне. Необычен он тем, что внутренняя полость (жеода) послойно выполнена аметистом, дымчатым кварцем и кальцитом. К тому же наглядно видно, как агатовые желваки располагаются во вмещиющих их вулканических породах. Ведь все агаты — это изначально не более, чем газовые пузыри в магме, медленно остывающей на глубинах земной коры...