Конкретно для каждой картины указать из каких камней она состоит очень трудно. Составляется общая палитра и какие-то могут быть использованы, какие нет не ясно пока не начнется отсыпка картины. На столе находятся все необходимые порошки из камней, те, что могут потребоваться и не очень нужные. Какие в итоге я применил, простите, не смогу вспомнить. У меня на рабочем столе, когда я работал на фирму, было большое помещение в качестве мастерской - стол рабочий был четыре квадратных метра, находилось более ста баночек и коробочек с самым разным содержимым по тематике и гамме сюжета. Какие пошли в дело, а какие нет, трудно сказать.
Процесс быстрый, поскольку клей сохнет. Стоит учесть еще специфику техники исполнения – эскиз бесполезен, приходится работать вслепую на глаз, эскиза все равно не будет видно, после верхнего слоя камень его закрывает. Так же и при доделке, клей прозрачен, а рисовать карандашом нет смысла, можно не попасть точно по линии и получится грязь. Поэтому токая доделка требует умения рисовать и не просто рисовать, а рисовать вслепую, что рисуешь прозрачным клеем - не видишь. Можно только в общих чертах наметить основные планы. И скорость отсыпки очень важна – нанесение последующего слоя клея даст лишний рельеф и бугристость и будет «выпирать», зрительно меняя впечатление. Ведь это не краска – порошок из камня имеет толщину и немалую иногда! Поскольку камни применяются в виде порошков, разного размера, трудно определить, что там за минерал. Часто прямо перед изготовлением картины производится отдельное смешение из имеющегося на столе многообразия, для нужных тонов. Это применительно в используемой мной технике. Но есть разные стили по технике исполнения, есть мастера ведущие отсыпку сразу же на сухую поверхность, а после фиксирующие лаком. Есть мастера, использующие оба приема. Я работаю с разными размерами порошков и пылью в описанной первой технике, хотя иногда приходится сочетать приемы для эффектов.
Пыль от камня тоже идет в дело. Есть мастера, предпочитающие только пыль и работающие ей как краской, то же стиль в каменной крошке. Это, наверное, самая древняя техника живописи на планете, ведь пещерный человек использовал охры и глины(минералы), смешивая их с жиром, после нанося на стену. Замените жир на клей – вот вам и «пещерная живопись»..
Камни могут иметь названия, как и не иметь, поскольку в природе чистый минерал попадается редко. Есть минералы используемые не полностью, к примеру астрофиллит из которого выбираются только вкрапления в виде звездочек и стрелочек, и измельчаются после в порошок, поверьте на слово, ни одна «краска с блёстками» не имеет такого эффекта в переливах. А если взять аналог лунного камня - беломорит – то эффект от сверкания будет во всех цветах радуги, нет лучшего материала для передачи инея на деревьях, тем более, что фактурно он так и выглядит, как кусочки льда! Минералы Кольского полуострова и перечислить трудно их более пятисот, но все, конечно же, не используются. Отбор идет по цвету, декоративности (искрению или глухоте), прозрачности. Часто камни мной найдены в самых неожиданных местах, бывало в горы пойдешь за грибами, а тащишь с гор булыжники. Многие найденные мной камни я не знаю по названию, их без анализа не определят даже геологи. Мои познания ограничены знаниями ювелира и общением с геологами, которые не всегда могли сами определить по внешнему виду название, учтите, что геологи тоже люди и могли не встречаться в живую с этими камнями. У нас после ледников остался повсеместно слой морены, в которых берут песок для разных нужд и там вперемешку с песком камни со всего полуострова, когда то вырванные ледниками с поверхности. Дожди и ручьи размывают карьеры и проступают камни, самые неожиданные и не с Хибинских гор.
Карьеры накопаны повсюду, да и далеко ходить не надо, огороды у нас из местной породы и там чего только не находишь.
В каждой картине, всегда присутствуют местные камни амазонит и прочие шпаты, тингуаит, эгирин, разные доломиты, кварциты, флюорит, гранатиты (из эвдиалита – «Лопарская кровь» другое название) и многие другие, которые были либо куплены, выменяны или найдены. Есть камни практически отовсюду, лазурит с Азии и чароит с Сибири, которые выменивались на наши камни. Есть с камни с Урала, малахит в частности, змеевик, шпаты, названия которых я не знаю и другие. Но мне не важны названия или ценность того или иного минерала, я рассматриваю их только как цвет новой краски. Возможно, в раздробленных минералах есть и полудрагоценные, в эвдиалите до 70% граната. Многие с бериллами. Сам кристалл апатита имеет цвет от желтого до зеленого. Важно не это, а то, что использованы камни в качестве носителя цвета и фактуры.
В технике картин редко используется минерал без смесей, исключение мрамор, и то иногда в него добавляется измельченный кварц для большего блеска и прозрачности. Кварцитами хорошо передавать воду, из-за прозрачности. К примеру, на нынешних цифровых фотографиях – водопады выглядят как белое неоднородное полотно, нет ни брызг, ни струй, молоко течет, а не вода, мне лично такие фото противны. Еще более смешными выглядят прибои из «молока» на море, всё время задаю вопрос – неужели фотографы настолько «слепые», чтобы не видеть этого. В крошке легко можно передать и прозрачность падающей воды и брызги. И они будут иметь рельеф и выглядеть объемно, если постараться, возможна передача и движения воды по камням, её рельеф, но это требует больших усилий и практики.
Применять в смесях камни не всегда может быть удачным выбором, на деле они имеют разную плотность и вес, а поскольку порошки наносятся на клей в жидком виде, всплывает более легкий и цвет меняется. Это в красках можно смешать голубую и желтую и получить зеленый. В каменных смесях такого цвета от смешения можно не получить. Иногда в близи он выглядит одним цветом, а с расстояния по другому, разный цвет у песчинок вступает в связь с общим фоном картины. После высыхания порошка на картине, может быть получен не тот тон, мокрый камень выглядит насыщеннее и темнее, имеет блеск. После высыхания станет блёклым и не того тона и цвета.
Вот небольшой список самых распространённых минералов Кольского полуострова, кому интересно:
герасимовскит, анкерит, анкилит, биотит, тодорокит, гизингерит, стеллерит, ферсманит, виллиомит, рихтерит, альбит, амазонит, мозандрит, мурманит, нормандит, ловозерит, флюорит, анальцим, канкринит, арфведсонит, бурбанкит, вадеит, апатит, ситинакит, раит, флогопит, лампрофиллит, икранит, квинтинит, пирофанит, тайниолит, лоренценит, магнетит, голышевит, перлиалит, мусковит, юкспорит, перовскит, петарасит, титанит, кварцит, келдышит, полилитионит, катаплеит, катаранскит, кварц дымчатый, тисиналит, беловит, сфен, лабунцовит, тетранатролит, кордиерит, мрамор, рамзаит, нордит, натролит, ринколит, берилл, астрофиллит, истонит, содалит, пегматит, криптомелан, фенаксит, виноградовит, гранат, чкаловит, тоберморит, комаровит, органоваит, вуоннемит, нефелин, кузьменкоит, саамит, амфиболит, иттрофлюорит, рабдофан, сауконит, дельхайелит, элатолит, энигматит, эпистолит, зорит.
И еще немного: шортит, щербаковит, эвдиалит, тингуаит, ковдорскит, лейкофан, диопсид, полевой шпат, кианит, бобьерит, иллит, гмелинит, акаганеит, гюмбелит, доломит, ильменит, белянкинит, умбозерит, фекличевит, кнопит, эгирин, ставролит, паракелдышит, аметист, тугтупит, цирсиналит, серандит, кианоксалит, неотокит, герцинит, йофортьерит, стенструпин, иолит, кальцит, магнезиокатафорит, луешит, магнезиоастрофиллит, хиастолит, бадделеит, глаголевит, денисовит, хлорбартонит, циркон, куплетскит, вишневит, терскит и прочие до пятисот.
Лично для меня работа с такой палитрой интересна, ведь все это натуральное, природное! А теперь сравните со стандартной палитрой художника, где краски намешаны из окислов металлов. Где даже охра сделана не из охры.
Так что, какие минералы я использую в конкретной картине – я не смогу ответить точно!